Нижний Новгород |
|
14 октября 2020 г. |
Дело N А11-16186/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Кузнецовой Л.В., Чиха А.Н.,
при участии представителя
от федерального казенного учреждения "Колония - поселение N 9
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области": Чернобрысовой М.А. по доверенности от 27.05.2020 N ВН.15-15
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика
федерального казенного учреждения " Колония - поседение N 9
Управления федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.02.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020
по делу N А11-16186/2019
по иску муниципального унитарного предприятия Вязниковского района
"Коммунальные системы"
(ИНН: 3303010405, ОГРН: 1133332000977)
к федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 9
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области"
(ИНН: 3312006483, ОГРН: 1023302954773)
о взыскании задолженности
и установил:
муниципальное унитарное предприятие Вязниковского района Коммунальные системы
(далее
Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к федеральному казенному учреждению
Колония поселение
9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области
(далее
Учреждение) о взыскании 48 682 рублей 65 копеек задолженности по оплате оказанных в июле и августе 2019 года услуг по холодному водоснабжению и водоотведению.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 25.02.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020, удовлетворил иск.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, при принятии судебных актов суды нарушили нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Бюджетного кодекса Российской Федерации, и не учли, что на 2019 год государственный контракт между сторонами не был заключен, поскольку в отношении истца введена процедура банкротства. При отсутствии заключенного между сторонами государственного контракта на оказание услуг по поставке холодного водоснабжения и водоотведения требование истца о взыскании долга неправомерно.
Представитель заявителя жалобы в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Предприятие, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечило явку представителя в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Предприятие в отсутствие письменного договора в июле и августе 2019 года поставило Учреждению холодную воду и оказало ему услуги по водоотведению, неоплата которых послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в спорный период у сторон сложились фактически договорные отношения по поставке холодной воды и оказанию услуг водоотведения. Факт водопотребления и водоотведения в спорный период Учреждение не оспаривает; контррасчет и доказательства погашения задолженности ответчик не представил.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции отклонил, как несостоятельную, позицию ответчика, согласно которой суды необоснованно взыскали с Учреждения спорную задолженность в отсутствие государственного контракта.
Согласно пункту 23 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, и постановлениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 1838/13 и от 01.10.2013 N 3911/13 отсутствие договора между частноправовым субъектом и субъектом, чьи потребности должны удовлетворяться с соблюдением законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд, а равно наличие договора, заключенного без соблюдения этого законодательства, не могут служить основанием к отказу в иске частноправовому субъекту о взыскании встречного предоставления взамен исполненного им в ходе осуществления деятельности, которая является социально значимой и необходимой для удовлетворения публичных интересов.
Соответственно, при наличии фактических отношений по водоснабжению и водоотведению оказанные услуги должны быть оплачены, поскольку являются социально значимыми, необходимыми, обязательными, отсутствие же заключенного сторонами государственного контракта, как и бюджетного финансирования, не препятствуют удовлетворению иска.
Суды правомерно признали подлежащими оплате фактически оказанные в спорный период услуги.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с Учреждения за подачу кассационной жалобы не рассматривался, так как в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.02.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020 по делу N А11-16186/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
Л.В. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Согласно пункту 23 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, и постановлениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 1838/13 и от 01.10.2013 N 3911/13 отсутствие договора между частноправовым субъектом и субъектом, чьи потребности должны удовлетворяться с соблюдением законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд, а равно наличие договора, заключенного без соблюдения этого законодательства, не могут служить основанием к отказу в иске частноправовому субъекту о взыскании встречного предоставления взамен исполненного им в ходе осуществления деятельности, которая является социально значимой и необходимой для удовлетворения публичных интересов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 октября 2020 г. N Ф01-13386/20 по делу N А11-16186/2019