Нижний Новгород |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А79-13249/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Александровой О.В.,
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Див-Н"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.02.2020
и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020
по делу N А79-13249/2019
по заявлению Прокуратуры г. Новочебоксарска о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Див-Н" (ОГРН: 1102124001891, ИНН: 2124033612) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Чувашской Республики,
и установил:
Прокуратура г. Новочебоксарска (далее - Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Див-Н" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Чувашской Республики (далее - Инспекция).
В соответствии с нормами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением от 12.02.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020, суд привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды не учли, что прокуратурой ранее в отношении Общества выносилось постановление от 10.09.2019 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, которым учтены одни и те же признаки объективной стороны состава указанного административного правонарушения по одним и тем же обстоятельствам. Дело об административном правонарушении в отношении Общества считается возбужденным с 10.09.2019.
Общество считает, что проверка 26.07.2019 проведена в отсутствие оснований с нарушением Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1). Более того, проверка надувного игрового оборудования, находящегося на улице Винокурова, д. 44Б, была проведена в отсутствие факта эксплуатации данного оборудования.
Общество утверждает, что само решение от 26.07.2019 выдано по завершению осмотра места нахождения игрового оборудования. Таким образом, нарушено требование пункта 3 статьи 21 Федерального закона N 2202-1, согласно которому решение о проведении проверки должно быть предоставлено не позднее дня проверки.
По мнению Общества, оспариваемое постановление о возбуждении дела об административном правонарушении не содержит указания на обстоятельства совершенного правонарушения: время, место его совершения. Инспекция не наделена полномочиями по регулированию и надзору за эксплуатацией подобного оборудования, поэтому ее выводы не являются допустимыми доказательствами. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Отзыв в суд не представлен.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.07.2019 Прокуратура совместно с Инспекцией провела проверку в отношении Общества по вопросу соблюдения законодательства, регулирующего эксплуатацию детского игрового оборудования (надувных батутов) вблизи зданий по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, 55, и ул. Винокурова, 44Б.
В ходе проверки выявлены нарушения требований ГОСТ Р 555515-2013 "Оборудование надувное игровое. Требования безопасности при эксплуатации" при эксплуатации надувного игрового оборудования под названием "Подводный город" модель CQ Артикул CQHT-19, заводской номер CQHT-19, по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, д. 55, и надувного игрового оборудования под названием "Акула парк" модель CQ Артикул CQHT-33, заводской номер CQHT-33, по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, д. 44Б, а именно нарушен пункт 6.7 ГОСТ Р 555515-2013 в части отсутствия у оператора II группы по электробезопасности, пункт 7.5.1 ГОСТ Р 555515-2013 отсутствия ограждения для безопасного прохода посетителей и персонала, пункт 7.8.1 ГОСТ Р 555515-2013 в части фиксации не всех узлов крепления оборудования.
Указанные обстоятельства отражены в справке по результатам проверки от 26.07.2019.
По выявленному факту 16.10.2019 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Прокуратура обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Руководствуясь нормами Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), ГОСТом Р 1.0-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения (далее - ГОСТ Р 1.0-2012), ГОСТом Р 53487-2009 "Безопасность аттракционов. Оборудование надувное игровое" (далее - ГОСТ Р 53487-2009), ГОСТом Р 55515-2013 "Оборудование надувное игровое. Требования безопасности при эксплуатации" (далее - ГОСТ Р 55515-2013), арбитражный суд привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде предупреждения.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Согласно примечанию к указанной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями для целей применения настоящей статьи понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1 и 6.2 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
В силу части 6 статьи 7 Федерального закона N 184-ФЗ технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями, с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей в том числе целям защиты жизни или здоровья граждан.
В пункте 3.1 ГОСТ Р 1.0-2012 закреплено, что в Российской Федерации стандартизация осуществляется в том числе в целях обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества людей, животных, растений, охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ сохраняется обязательность принятых до вступления в силу данного Закона государственных стандартов Российской Федерации и действовавших в этом качестве межгосударственных стандартов, а также стандартов отраслей в части требований, направленных на защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества (пункт 8.4 ГОСТ Р 1.0-2012).
В соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.12.2009 N 663-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 53487-2009, который распространяется на надувное игровое оборудование, предназначенное для детей до 14 лет при их индивидуальном и коллективном пользовании.
Стандарт устанавливает общие требования к безопасности конструкции и методам испытаний надувного игрового оборудования, в котором основными действиями посетителей являются прыжки и скатывание.
Разделом 1 ГОСТ Р 55515-2013 установлено, что настоящий стандарт распространяется на оборудование надувное игровое, разработанное и изготовленное в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53487-2009; определяет мероприятия, относящиеся к рискам, связанным с использованием по назначению оборудования при его эксплуатации, и требования по их минимизации для посетителей, зрителей и персонала.
В разделе 3 ГОСТ Р 55515-2013 закреплены основные термины и определения, используемые в данном стандарте.
Так в соответствии с пунктом 3.13 ГОСТ Р 55515-2013 под эксплуатантом понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющее надувным оборудованием на правах собственности (на условиях аренды или ином законном основании), использующее указанное оборудование для предоставления услуг физическим лицам (посетителям), несущее ответственность за безопасность посетителей, зрителей и персонала, и выполнение требований правовой, нормативно-технической и эксплуатационной документации.
Эксплуатация оборудования должна обеспечивать безопасность посетителей, зрителей, персонала в течение всего периода его использования по назначению при выполнении эксплуатантом требований и рекомендаций, установленных в эксплуатационной документации (пункт 4.2 ГОСТ Р 55515-2013).
В пункте 4.3 ГОСТ Р 55515-2013 закреплено, что при нормальных условиях эксплуатации должны быть исключены или минимизированы опасности и сопутствующие им риски и обеспечена защита посетителей, зрителей и персонала, в том числе, от: падения; ошибок посетителей, зрителей и персонала или нарушений ими правил эксплуатации оборудования.
Суд правомерно указал, что в рассматриваемом случае на Обществе, как на лице, эксплуатирующем игрового надувного оборудования (батутов), лежит обязанность по выполнению вышеизложенных требований указанных стандартов, и, соответственно, по принятию мер по снижению рисков причинения вреда посетителям, зрителям и персоналу надувного игрового оборудования.
Согласно пункту 7.5.1 ГОСТ Р 55515-2013 оборудование должно иметь ограждение или иные средства ограничения доступа, которые могут потребоваться для организации и обеспечения: зон безопасности и их обозначения; безопасности при входе и выходе; порядка в очереди; безопасности зрителей, стоящих в очереди в ожидании посещения оборудования или наблюдающих за работой оборудования; безопасного прохода посетителей и персонала.
Из материалов дела следует, что при эксплуатации Обществом надувного игрового оборудования - батутов, расположенных вблизи зданий по адресам: ул. Винокурова, 55 и ул. Винокурова, 44Б в г. Новочебоксарск, допущено нарушение пункта 7.5.1 ГОСТ Р 55515-2013, а именно батуты не имеют ограждения либо иных средств ограничения доступа. Данное обстоятельство подтверждено справкой о результатах проверки от 26.07.2019, фотоматериалами, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.10.2019, договором на предоставление территории для размещения нестационарного объекта от 01.05.2019.
Доводы Общества о том, что игровое оборудование не эксплуатировалось, противоречат фотоматериалам. Из фотографий усматривается, что игровое оборудование открыто для посещений, имеется коврик для обуви, стул оператора, иное развлекательное оборудование. Суд правомерно указал, что непосредственное наличие либо отсутствие посетителей на момент проведения проверки не имеет существенного значения для дела, поскольку оборудование было установлено в общественном месте, доступ к оборудованию Обществом ограничен не был. При этом Общество не отрицает факт эксплуатации одного из батутов, расположенного по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, д. 55.
Кроме того, пунктом 7.5.1 ГОСТ Р 55515-2013 предусмотрена обязанность по установке ограждений или иных средств ограничения доступа, еще до начала эксплуатации оборудования, поскольку опасность для здоровья и жизни посетителей, детей может представлять их нахождение и вне игрового поля надувного оборудования.
Требования данного ГОСТ предназначены для снижения уровня риска причинения вреда посетителям, зрителям и персоналу надувного игрового оборудования.
С учетом изложенного в рассматриваемом случае Прокуратурой установлен факт нарушения Обществом требований пункта 7.5.1 ГОСТа Р 55515-2013. В части отсутствия нарушения пунктов 6.7 и 7.8.1 ГОСТа Р 55515-2013 стороны не оспаривают.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о допущенных Прокуратурой процессуальных нарушениях подлежат отклонению.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, Прокуратурой соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.02.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 по делу N А79-13249/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Див-Н" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы Общества о том, что игровое оборудование не эксплуатировалось, противоречат фотоматериалам. Из фотографий усматривается, что игровое оборудование открыто для посещений, имеется коврик для обуви, стул оператора, иное развлекательное оборудование. Суд правомерно указал, что непосредственное наличие либо отсутствие посетителей на момент проведения проверки не имеет существенного значения для дела, поскольку оборудование было установлено в общественном месте, доступ к оборудованию Обществом ограничен не был. При этом Общество не отрицает факт эксплуатации одного из батутов, расположенного по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, д. 55.
Кроме того, пунктом 7.5.1 ГОСТ Р 55515-2013 предусмотрена обязанность по установке ограждений или иных средств ограничения доступа, еще до начала эксплуатации оборудования, поскольку опасность для здоровья и жизни посетителей, детей может представлять их нахождение и вне игрового поля надувного оборудования.
...
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, Прокуратурой соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 октября 2020 г. N Ф01-13441/20 по делу N А79-13249/2019