Нижний Новгород |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А82-13296/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.10.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.12.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020
по делу N А82-13296/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИНТАУГОЛЬ-ЛОКО"
(ИНН: 7606041008, ОГРН: 1027600849242) и Мохова Евгения Павловича
о признании незаконными действий Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области от 27.03.2019
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ИНТАУГОЛЬ-ЛОКО" (далее - ООО "ИНТАУГОЛЬ-ЛОКО") и Мохов Евгений Павлович (далее - Мохов Е.П.) обратились в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган) от 27.03.2019 об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) общества с ограниченной ответственностью "Тутаевское топливное предприятие" (далее - ООО "Тутаевское топливное предприятие", Общество) и об обязании Инспекции исключить из ЕГРЮЛ сведения о прекращении деятельности Общества.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Ярославской области (далее - Инспекция N 4).
Решением суда от 12.12.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не учли подпункт "б" пункта 1 и подпункт "б" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ); выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, оспариваемые решение и действия Инспекции соответствуют положениям Закона N 129-ФЗ и не нарушают права и законные интересы ООО "ИНТАУГОЛЬ-ЛОКО" и Мохова Е.П. Регистрирующим органом соблюдена процедура исключения ООО "Тутаевское топливное предприятие" из ЕГРЮЛ; возражения относительно исключения Общества из ЕГРЮЛ в установленный законом срок в адрес Инспекции не поступали; Мохов Е.П. не опровергает установленную регистрирующим органом недостоверность сведений об адресе юридического лица.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили в суд округа.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "Тутаевское топливное предприятие" зарегистрировано в качестве юридического лица 05.11.2014, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись N 1147611002351. Согласно выписке из ЕГРЮЛ Общество зарегистрировано по адресу: 152300, Ярославская область, Тутаевский район, город Тутаев, улица Романовская, дом 32; учредитель - Мохов Е.П.
В АИС Налог-3 в журнал работы с недостоверными сведениями 06.03.2018 внесены записи в виде протокола осмотра объекта недвижимости от 01.03.2018, которым зафиксированы результаты осмотра объекта недвижимости, расположенного по адресу: город Тутаев, улица Романовская, дом 32.
В ходе осмотра сотрудниками Инспекции N 4 установлено, что по указанному адресу находится двухэтажное здание с несколькими входами. ООО "Тутаевское топливное предприятие" по адресу не установлено. Вывеска, почтовый ящик с названием ООО "Тутаевское топливное предприятие" отсутствуют.
Инспекция N 4 направила в адрес Общества и его учредителя уведомление от 06.03.2018 N 38 о необходимости представления достоверных сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, об адресе юридического лица: 152300, Ярославская область, Тутаевский район, город Тутаев, улица Романовская, дом 32. Кроме того, в уведомлении указано, что в случае невыполнения юридическим лицом предусмотренной пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ обязанности сообщить в установленном названным Законом порядке достоверные сведения, а также в случае представления юридическим лицом документов, не свидетельствующих о достоверности сведений, в отношении которых направлено уведомление, в ЕГРЮЛ вносится запись о недостоверности сведений о юридическом лице.
В ЕГРЮЛ 10.05.2018 внесена запись N 2187627349204 о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) ООО "Тутаевское топливное предприятие".
Регистрирующий орган 03.12.2018 принял решение N 9111 о предстоящем исключении ООО "Тутаевское топливное предприятие" из ЕГРЮЛ (наличие в реестре сведений о недостоверности).
Сообщение о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ опубликовано 05.12.2018 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 48 (713).
Регистрирующий орган 27.03.2019 внес в ЕГРЮЛ запись N 2197627182256 об исключении ООО "Тутаевское топливное предприятие" из реестра.
ООО "ИНТАУГОЛЬ-ЛОКО" и Мохов Е.П. не согласились с решением и действиями Инспекции по исключению Общества из ЕГРЮЛ и обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 51, 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 9 Закона N 129-ФЗ и приказом Федеральной налоговой службы России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц", Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу, что оспариваемое решение и действия Инспекции не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы ООО "ИНТАУГОЛЬ-ЛОКО" и Мохова Е.П., в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Законом N 129-ФЗ.
Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места его нахождения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.
В пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Согласно пункту 4.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ утверждены основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий (далее - Приказ N ММВ-7-14/72@).
Согласно пункту 4 Приказа N ММВ-7-14/72@ основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами Федеральной налоговой службы после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
На основании пункта 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ определен в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ, который в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 названной статьи применяется также в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
На основании пункта 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается (пункт 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, и регистрирующий орган не оспаривает, что проверка достоверности сведений об адресе ООО "Тутаевское топливное предприятие", включенных в ЕГРЮЛ, проведена в связи с отсутствием в добровольном порядке своевременной уплаты Обществом налогов.
Вместе с тем, как верно отметили суды, несвоевременная уплата налогоплательщиком налогов в добровольном порядке не может являться основанием для возникновения сомнений в достоверности сведений об адресе юридического лица, включенных в ЕГРЮЛ, и, как следствие, основанием для проведения проверки достоверности сведений об адресе организации, включенных в ЕГРЮЛ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды первой и апелляционной инстанций установили, что мероприятия по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, проведены регистрирующими органами в отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 4 Приказа N ММВ-7-14/72@.
Установив данные обстоятельства, которые Инспекцией по существу не опровергнуты, суды пришли к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае процедура исключения Общества из ЕГРЮЛ регистрирующим органом не соблюдена.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные ООО "ИНТАУГОЛЬ-ЛОКО" и Моховым Е.П. требования.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и отклонены на основе оценки представленных в дело доказательств. Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.12.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А82-13296/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается (пункт 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды первой и апелляционной инстанций установили, что мероприятия по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, проведены регистрирующими органами в отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 4 Приказа N ММВ-7-14/72@."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 октября 2020 г. N Ф01-12880/20 по делу N А82-13296/2019
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12880/20
09.06.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-791/20
12.12.2019 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-13296/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-13953/19