Нижний Новгород |
|
22 октября 2020 г. |
Дело N А79-4575/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.10.2020.
Полный текст постановления изготовлен 22.10.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Олимп"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.01.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2020
по делу N А79-4575/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Олимп"
(ИНН: 2130165399, ОГРН: 1162130050213)
к обществу с ограниченной ответственностью "Наш дом"
(ИНН: 2129065086, ОГРН: 1052128141163)
об обязании передать техническую документацию на многоквартирный дом,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики, общество с ограниченной ответственностью "Лифтсервис", товарищество собственников жилья "Вест" и товарищество собственников жилья "Юность",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Олимп" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Наш дом" (далее - Общество) о понуждении передать техническую документацию на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Чебоксары, бул. Юности, д. 3, п. 1-2, а именно:
1. Протоколы ежегодных общих собраний собственников помещений, в том числе о проведении текущего ремонта и об утверждении сметы на текущий ремонт в многоквартирном доме за весь период управления;
2. Поквартирные карточки;
3. Проектную документацию на многоквартирный дом, в том числе:
- пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
- схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
- архитектурные решения;
- конструктивные и объемно-планировочные решения;
- сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
- проект организации строительства объектов капитального строительства;
- перечень мероприятий по охране окружающей среды; перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
4. Заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения, на строительство, полученного после установления Правительством градостроительного плана земельного участка);
5. Технические условия на холодное водоснабжение, электроснабжение и многоквартирного дома, в том числе при установке общедомового прибора учета по учету потребленной, ХВС;
6. Справку о выполнении технических условий;
7. Справку о готовности узлов учета;
8. Акт допуска электроустановки в эксплуатацию;
9. Разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома или акт приема дома Государственной комиссией;
10. Чертежи и схемы инженерных коммуникаций многоквартирного дома, теплоснабжение, ГВС, ХВС, канализация, электрооборудование, вентиляции и освещение дома, электрооборудование встроенных помещений, технического подвала, связь и сигнализация встроенных помещений, телефонные и радиосети;
11. Паспорта на приборы учета ХВС, ГВС, электрооборудования, электрощитовой многоквартирного дома, электросчетчиков и трансформаторов тока;
12. Акты установки, приемки (первичные и вторичные) в эксплуатацию общедомовых приборов учета ХВС, ГВС, электроснабжения;
13. Акты осмотра, проверки состояния инженерных коммуникаций, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения многоквартирного дома, конструктивных частей дома (крыша, ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке и других частей общего имущества многоквартирного дома) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям за период с 2009 по 2012 год;
14. Акт приемки многоквартирного дома от строительных организаций;
15. Сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт, содержание жилья за весь период управления многоквартирным домом за период с 2009 по 2012 год;
16. Журналы заявок жителей;
17. Протоколы измерений вентиляции за период с 2009 по 2013 год.
Также истец просил взыскать с ответчика судебную неустойку в размере 5000 рублей за каждый день неисполнения судебного акта, начиная исчисление неустойки по истечении двух месяцев после вступления решения суда в законную силу и до момента фактического исполнения данного решения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики (далее - Инспекция), общество с ограниченной ответственностью "Лифтсервис" (далее - ООО "Лифтсервис"), товарищество собственников жилья "Вест" (далее - ТСЖ "Вест") и товарищество собственников жилья "Юность" (далее - ТСЖ "Юность").
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 30.01.2019 в отказал в удовлетворении заявленных требований.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 18.06.2020 отменил решение суда первой инстанции и принял по делу новый судебный акт, в соответствии с которым ввиду принятого частичного отказа от иска прекратил производство по делу в части требований истца об обязании передать поквартирные карточки регистрации, технические условия на холодное водоснабжение, электроснабжение и многоквартирного дома, в том числе при установке общедомового прибора учета по учету потребленной, ХВС и справку о выполнении технических условий; в удовлетворении остальной части иска отказал.
Не согласившись с названными судебными актами в части отказа в истребовании документации на многоквартирный дом, Компания обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросила отменить принятые решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права.
Оспаривая законность обжалованных судебных актов, податель жалобы, ссылаясь на правоприменительную практику, указывает на обязанность ответчика принять надлежащие меры по истребованию проектной документации у предыдущей управляющей компании, в связи с чем в случае ее неисполнения - несет негативные последствия такого бездействия, в том числе путем восстановления проектной документации за свой счет; при этом предусматривается презумпция наличия у прежней управляющей организации всех необходимых документов. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу представитель ответчика сослался на законность и обоснованность состоявшихся решения и постановления и попросил отказать в удовлетворении жалобы.
Окружной суд удовлетворил ходатайство Общества о проведении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы без участия его представителя.
Истец и третьи лица, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направил представителя в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда в обжалованной части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, многоквартирный дом N 3 по бульвару Юности города Чебоксары обслуживался: Обществом (подъезды N 1-2), ТСЖ "Юность" (подъезды 3-5) и ТСЖ "Веста" (подъезд N 6) (данные из электронных паспортов домов).
Администрацией города Чебоксары 15.08.2018 проведен конкурс по выбору управляющей компании на право заключения договора управления указанным жилым домом; на заседании конкурсной комиссии по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом Компания признана победителем конкурса.
На основании распоряжения руководителя Инспекции - главного государственного жилищного инспектора Чувашской Республики, от 09.08.2018 N 837 была проведена внеплановая проверка в отношении Общества по обращению Компании о непередаче ответчиком технической документации, в связи с чем в отношении ответчика выдано предписание от 21.08.2018 с требованием о передаче Компании технической документации по спорному многоквартирному дому.
Проверка указанного предписания, проведенная на основании распоряжения руководителя Инспекции от 04.09.2018 N 920, проведена 07.09.2018, согласно которой предписание выполнено ответчиком.
Претензией, направленной в адрес ответчика 04.10.2018, истец обращался с требованиями передать техническую и иную связанную с управлением многоквартирным домом документацию.
Уклонением Общества от передачи технической документации послужило основанием для обращения Компании в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (пункт 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В части 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Согласно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), установлен порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом.
В пункте 19 Правил N 416 определено, что организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном 8 пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пункте 20 Правил N 416 предусмотрено, что техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В пунктах 24 и 26 Правил N 491 названы документы, которые включаются в техническую документацию на многоквартирный дом, а также документы, связанные с управлением многоквартирным домом.
При этом отсутствие или утрата документации не может являться основанием для прекращения обязанности по передаче документации, перечень которой нормативно установлен (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2016 N 303-ЭС16-3028 и от 19.03.2019 N 301-ЭС19-3040).
В соответствии с пунктом 21 Правил N 416 в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение трех месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Таким образом, из системного толкования названных норм следует, что наличие у ранее управлявшей многоквартирным домом организации обязанности по восстановлению и передаче новой управляющей организации технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, возникает только в случае, если такая документация передавалась предыдущей организации и она ее утратила.
Согласно подпункту д(3) пункта "д" статьи 26 Правил N 491 в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются оригиналы решении и протоколов общих собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Актом приема передачи документов от 15.10.2019 ответчик передал истцу: протокол N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования от 08.11.2010 на 5 листах; протокол N 1 очередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования от 21.12.2011 на 3 листах; протокол N 1 очередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования от 23.12.2013 на 2 листах; протокол очередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования от 22.12.2014 на 3 листах; протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в форме заочного голосования от 08.06.2017 на 2 листах; протокол N 1/2017 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома в форме очно-заочного голосования от 21.06.2017 на 2 листах; протокол б/н внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования от 31.07.2018 на 5 листах.
Требование о передаче протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме за иные периоды судом правомерно отклонено, поскольку согласно Федеральному закону от 31.12.2017 года N 485-ФЗ на управляющие компании возложена обязанность по передаче оригиналов протоколов на хранение в орган государственного жилищного надзора.
Указаний на необходимость передачи отдельно протоколов о проведении текущего ремонта и об утверждении сметы на текущий ремонт в многоквартирном доме за весь период управления законом не закреплено.
В подпункте "д" пункта 26 Правил N 491 предусмотрено, что в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включается также проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии).
Согласно электронному паспорту спорного дома, он был построен в 1998 году, форма градостроительного плана земельного участка после введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации впервые была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.1.2005 N 840, соответственно, ответчик не обязан предоставлять истцу данный документ, так как он на момент строительства дома не существовал и не применялся.
Актом о приеме-передаче документации жилого дома от 10.02.2009 МУП "МРУ ЖКХ" передало Обществу технический паспорт и карточки регистрации, сведения о передаче иных документов отсутствуют.
Согласно письму Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары проектная документация на многоквартирный дом в архивных материалах города Чебоксары за период с 1985 по 2003 не сохранилась, в связи с чем представить ее не представляется возможным.
Из ответа АО "Водоканал" от 16.12.2019 следует, что технические условия на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения спорного жилого дома отсутствуют. Технические условия на проектирование (реконструкцию) водомерного узла не выдавались.
ООО "Коммунальные технологии" и АО "Чувашская энергосбытовая Компания" указали на отсутствие запрашиваемых документов, а именно технических условий на холодное водоснабжение, электроснабжение, в том числе при установке общедомового прибора учета по учету потребленной ГВС, ХВС, и иной технической документации по спорному объекту.
Имеющаяся у Общества техническая документация на многоквартирный дом передана Компании по актам приема-передачи от 30.08.2018 15.10.2019, 22.11.2019 и 17.12.2019, в частности:
- акты установки, приемки в эксплуатацию общедомовых приборов учета ХВС, ГВС, электроснабжения переданы по акту приема передачи от 17.12.2019;
- паспорта на приборы учета ХВС, ГВС, теплоснабжения, электрооборудования, электрощитовой многоквартирного дома, электросчетчиков и трансформаторов тока переданы по акту от 30.08.2018 (пункты 8, 9, 10, 11, 12, 20, 21 и 22) и акту от 15.10.2019 (пункт 1);
- документы по проведению текущего ремонта и оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в доме переданы по акту приема-передачи от 15.10.2019 (пункт 2) и акту от 17.12.2019 (пункт 1). Сметы и описи работ на капитальный ремонт правомерно не представлены, так как спорный дом не включен в программу капитального ремонта; в период обслуживания многоквартирного дома ответчиком капитальный ремонт не производился;
- актом приема-передачи документов от 17.12.2019 (пункт 8) переданы выписки из журнала заявок жителей на 54 листах. В полном объеме журнал не передан, поскольку ведется в отношении всех домов, обслуживаемых ответчиком;
- акты осмотра, проверки состояния инженерных коммуникаций, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения многоквартирного дома, конструктивных частей дома (крыша, ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке и других частей общего имущества многоквартирного дома) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям переданы ответчиком по актам от 30.08.2018 (пункты 5, 7, 23, 24, 35 и 36), от 15.10.2019 (пункты 6 и 7) и от 17.12.2019 (пункт 4).
Представленные акты приема-передачи подписаны сторонами и подтверждают факт получения истцом соответствующих документов.
Исковые требования в оставшейся части запрашиваемой документации также подлежали отклонению.
При этом из акта проверки органом государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля от 07.09.2018, установлено, что предписание Инспекции от 21.08.2018 N 23/01 с требованием о передаче технической документации по многоквартирному дому N 3 по бульвару Юности города Чебоксары Обществом выполнено.
Следует отметить, что управление спорным многоквартирным домом осуществлялось несколько организаций, что, безусловно, повлияло на объем содержащейся у ответчика технической документации.
Целью осуществления правосудия является принятие исполнимого судебного акта, которым спор будет разрешен по существу и будет устранена правовая неопределенность в спорных правоотношениях. То есть для сторон становится очевидным, какие действия должен совершить ответчик, совершение таких действий становится для ответчика обязательным, и ответчик имеет реальную возможность исполнить такое решение.
Следовательно, отсутствие у ответчика истребуемой документации на многоквартирный дом может свидетельствовать о невозможности исполнения обязательства в натуре, в том числе путем восстановления таких документов.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленную в дело доказательственную базу по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Компании в данной части.
Требования о взыскании с ответчика судебной неустойки за каждый день неисполнения судебного акта также не подлежит удовлетворению в связи с отказом в иске.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены окружным судом и признаны несостоятельными, поскольку они не опровергают выводы судов, основанные на исследованных доказательствах, установленных обстоятельствах и нормах права.
Несогласие заявителя с результатами оценки судом имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов являться не может, поскольку такая позиция кассатора по сути направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустимо.
Доводов, указывающих на явное нарушение норм материального или процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, заявителем в жалобе не приведено.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.01.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2020 по делу N А79-4575/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Олимп" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требование о передаче протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме за иные периоды судом правомерно отклонено, поскольку согласно Федеральному закону от 31.12.2017 года N 485-ФЗ на управляющие компании возложена обязанность по передаче оригиналов протоколов на хранение в орган государственного жилищного надзора.
...
В подпункте "д" пункта 26 Правил N 491 предусмотрено, что в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включается также проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии).
Согласно электронному паспорту спорного дома, он был построен в 1998 году, форма градостроительного плана земельного участка после введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации впервые была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.1.2005 N 840, соответственно, ответчик не обязан предоставлять истцу данный документ, так как он на момент строительства дома не существовал и не применялся."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 октября 2020 г. N Ф01-13106/20 по делу N А79-4575/2019
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-13106/20
18.06.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1911/20
30.01.2020 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-4575/19
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-4575/19