Нижний Новгород |
|
13 ноября 2020 г. |
Дело N А29-11206/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.11.2020.
Полный текст постановления изготовлен 13.11.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу финансового управления администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
на определение Арбитражного суда Республики Коми от 21.01.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.08.2020
по делу N А29-11206/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная компания" (ОГРН: 1131103000874, ИНН: 1103011768)
о привлечении к ответственности финансового управления администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ОГРН: 1091103000988, ИНН: 1103044587)
за неисполнение решения по делу
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная компания"
(ОГРН: 1131103000874, ИНН: 1103011768)
к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ОГРН: 1091103000010, ИНН: 1103043696),
Администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ОГРН: 1021100807716, ИНН: 1103023523)
о взыскании денежной суммы
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Управление) 77 264 рублей 21 копеек задолженности по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту незаселённого муниципального жилья (город Воркута, поселок Воргошор, улица Энтузиастов, дом 16) за период с 01.04.2014 по 30.04.2014.
К участию в деле в качестве представителя ответчика привлечена Администрация муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.12.2016, принятым в виде резолютивной части, уточнённый иск удовлетворён полностью: с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Управления за счет казны муниципального образования городского округа "Воркута" в пользу Общества взыскано 77 264 рубля 21 копейка долга.
Истцу 19.01.2017 выдан исполнительный лист серия ФС 011636470.
Общество 03.12.2019 обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении Финансового управления администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Финансовое управление) к ответственности за неисполнение решения суда.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 21.01.2020, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.08.2020, заявленные требования удовлетворены: с Финансового управления в доход федерального бюджета взыскано 20 000 рублей судебного штрафа за неисполнение решения суда.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьей 46 Конституции Российской Федерации, статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966, частью 1 статьи 16, частью 1 статьи 119, частью 1 статьи 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частями 1, 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 25.09.2014 N 2093-О, от 01.10.2009 N 1312-О-О, и исходили из того, что Финансовым управлением не представлено доказательств, подтверждающих принятие всех необходимых и достаточных мер, предусмотренных бюджетным законодательством, в целях исполнения судебного акта в установленный для этого нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации срок.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Финансовое управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить определение и постановление вследствие несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального и процессуального права.
Кассатор настаивает на том, что неисполнение вступившего в законную силу решения суда от 19.12.2016 не связано с противоправным поведением Финансового управления.
Указывает, что исполнительный лист не исполнен в установленный срок в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований. Заявитель обращает внимание, что исполнительный лист был предъявлен в Финансовое управление 22.05.2019, следовательно, в бюджетную роспись на 2019 год деньги на оплату указанного исполнительного листа не учтены и не заложены. При этом Финансовым управлением предпринимались активные действия по исполнению решения от 19.12.2016, в частности, направлялись ходатайства Главе Республики Коми и Министерству финансов Республики Коми о выделении дополнительной финансовой помощи на погашение задолженности; в течение 2019 года Финансовое управление инициировало мероприятия по увеличению расходных лимитов на погашение задолженности по исполнительным документам.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу поддержала доводы кассатора и просила отменить обжалованные судебные акты.
Суд округа удовлетворил ходатайство Администрации о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Иные лица, участвующие в дела, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность определения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284, 286 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив обоснованность кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта арбитражного суда органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам главы 11 названного кодекса в размере, установленном федеральным законом.
В части 1 статьи 119 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что судебные штрафы налагаются арбитражным судом в случаях, предусмотренных названным кодексом. Размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать пять тысяч рублей, на должностных лиц - тридцать тысяч рублей, на организации - сто тысяч рублей, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу части 7 статьи 119 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные штрафы взыскиваются в доход федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с указанным кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 названного кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (пункт 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как указано в пункте 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 названного кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд, рассматривая вопрос о наложении судебного штрафа за неисполнение судебного акта, должен определить, имеются ли основания для применения к должнику мер публично-правового воздействия, направленных на его понуждение к надлежащему исполнению обязанностей, возложенных на него судебным актом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.09.2014 N 2093-О).
Суды установили и материалам дела не противоречит, что исполнительный лист серия ФС 011636470 предъявлен взыскателем в Финансовое управление 21.05.2019.
Финансовое управление приняло исполнительный лист на исполнение; платежным поручением от 09.12.2019 N 78717 частично исполнило требование на сумму 21 000 рублей.
Доказательства, подтверждающие принятие Финансовым управлением всех необходимых и достаточных мер в целях исполнения судебного акта в установленный пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок, отсутствуют, равно как и отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии препятствий для исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Доводы Финансового управления о том, что исполнительный лист не исполнен в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований, ссылки на количество предъявленных к исполнению исполнительных документов, сумму расходов, предусмотренных в бюджетной росписи, остаток задолженности по исполнительным листам, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены исходя из следующего.
Как установлено судом, из представленной в материалы дела переписки по вопросу оказания дополнительной финансовой помощи бюджету муниципального образования городского округа "Воркута" не следует, что в установленный для исполнения исполнительного листа по настоящему делу срок не имелось или было недостаточно денежных средств.
По правилам арбитражного судопроизводства каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, при этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (статьи 9, 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из пояснений Финансового управления следует, что в 2019 году исполнялись исполнительные листы о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования городского округа "Воркута", а именно: в бюджетной росписи на 15.01.2019 было предусмотрено 58 000 000 рублей на исполнение исполнительных листов, 29.11.2019 - 184 251 000 рублей.
Вместе с тем, доказательств расходования денежных средств на исполнение иных исполнительных документов, равно как и доказательств того, что в течение трех месяцев с даты поступления исполнительного листа в Финансовое управление средств на его исполнение было недостаточно, заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено. Следовательно, доводы о количестве предъявленных к исполнению исполнительных листов и общей сумме взыскания по ним не свидетельствуют о том, что исполнительный лист, выданный по настоящему делу, не возвращенный взыскателю, на сумму 77 264 рублей 21 копейка не мог быть исполнен
С учетом изложенного суды правомерно привлекли Финансовое управление к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривался, поскольку уплата государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобе на определение о наложении судебного штрафа статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Коми от 21.01.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.08.2020 по делу N А29-11206/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу финансового управления администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд, рассматривая вопрос о наложении судебного штрафа за неисполнение судебного акта, должен определить, имеются ли основания для применения к должнику мер публично-правового воздействия, направленных на его понуждение к надлежащему исполнению обязанностей, возложенных на него судебным актом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.09.2014 N 2093-О).
...
Доказательства, подтверждающие принятие Финансовым управлением всех необходимых и достаточных мер в целях исполнения судебного акта в установленный пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок, отсутствуют, равно как и отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии препятствий для исполнения вступившего в законную силу судебного акта."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 ноября 2020 г. N Ф01-13712/20 по делу N А29-11206/2016