Нижний Новгород |
|
18 ноября 2020 г. |
Дело N А31-773/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.11.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 19.06.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.08.2020
по делу N А31-773/2020
по иску государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда
Российской Федерации в городе Костроме Костромской области
(ОГРН: 1164401055983, ИНН: 4401172893)
к федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области"
(ОГРН: 1024400535741, ИНН: 4401006409)
о взыскании убытков
и установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костроме Костромской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском о взыскании с федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области" (далее - Учреждение) 56 039 рублей 82 копеек убытков, причиненных Фонду в связи с тем, что вследствие несвоевременного представления Учреждением сведений индивидуального (персонифицированного) учета за февраль 2018 года (далее - сведения), подтверждающих работу в Учреждении Варцабы Г.Ю., Денисовой А.И. и Русановой Т.М., Фонд за период с февраля 2018 по июль 2019 года излишне (с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплатил страховую пенсию по старости.
Арбитражный суд Костромской области решением от 19.06.2020, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.08.2020, удовлетворил иск.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, суды неправильно применили статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации; на дату принятия решения о выплате страховой пенсии с учетом индексации Фонд располагал сведениями о работе в Учреждении пенсионеров Варцабы Г.Ю., Денисовой А.И. и Русановой Т.М. на основании представленных страхователем отчетов по форме СЗВ-М за март 2018 года и последующие месяцы. Фонд не доказал совокупность условий, необходимых для взыскания с Учреждения убытков в заявленной сумме.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Фонд в отзыве отклонил доводы Учреждения, сославшись на законность обжалованных решения и постановления судов; ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Учреждение 12.03.2018 представило Фонду "исходные" сведения (в том числе на пенсионеров, работающих в Учреждении ( Варцабу Г.Ю., Денисову А.И. и Русанову Т.М.), но 23.03.2018 представил "отменяющие" сведения, а 04.06.2019 - "дополняющие" сведения (включая пенсионеров).
В связи с этим Фонд исходил из отсутствия трудовой деятельности пенсионеров в феврале 2018 года и в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) 26.04.2018 вынес решения о выплате пенсионерам с 01.02.2018 проиндексированной страховой пенсии.
Сведения о том, что в феврале 2018 года пенсионеры Варцаба Г.Ю., Денисова А.И. и Русанова Т.М. фактически продолжали работать в Учреждении, представлены Фонду в июле 2019 года.
Полагая, что несвоевременное представление Учреждением сведений повлекло излишнюю выплату указанным пенсионерам сумм страховой пенсии в размере 56 039 рублей 82 копеек за период с 01.02.2018 по 31.07.2019, Фонд направил Учреждению претензию от 05.12.2019 с предложением в добровольном порядке возместить убытки в указанной сумме.
Учреждение убытки не возместило, что послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 307, 309, 393, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и положениями Закона о страховых пенсиях, Арбитражный суд Костромской области удовлетворил иск.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В части 1 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях определено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным час 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях).
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании части 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях).
В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
Из указанной нормы права следует, что в случае возобновления работы пенсионером после осуществления индексации (корректировки) страховая пенсия продолжает выплачиваться в повышенном размере.
Работодатель представляет ежемесячные сведения только на работающих у него граждан. Сведения об уволившихся лицах им не представляются. Таким образом, отсутствие ежемесячных сведений на застрахованное лицо является подтверждением того, что данный пенсионер в отчетном периоде является неработающим, в связи с чем выплата пенсии ему должна осуществляться с учетом индексации по правилам статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях. В связи с этим представление на данного пенсионера сведений как на работающего в последующих месяцах правового значения не имеет.
В силу части 1 статьи 28 Закона о страховых пенсиях физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона о страховых пенсиях).
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалам дела не противоречит, что Общество не представило в установленный законом срок сведения о застрахованных лицах, в том числе на пенсионеров, работающих в Учреждении, Варцабу Г.Ю., Денисову А.И. и Русанову Т.М., по форме СЗВ-М за февраль 2018 года. Данные сведения за названный период на указанных лиц Учреждение представило в Фонд в июле 2019 года. Решение о выплате пенсионерам суммы пенсии, исчисленной с учетом индексации, принято Фондом 26.04.2018 на основании статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях.
Таким образом, на момент вынесения решения об индексации пенсии Фонд не располагал информацией об осуществлении в феврале 2018 года указанными физическими лицами оплачиваемой трудовой деятельности, в связи с чем была проведена индексация пенсии, что повлекло необоснованную выплату в сумме 56 039 рублей 82 копеек, что свидетельствует о наличии вины Учреждения в причинении истцу убытков.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили иск Фонда.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что Фонд освобождено от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 19.06.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.08.2020 по делу N А31-773/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона о страховых пенсиях).
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
...
Суды установили и материалам дела не противоречит, что Общество не представило в установленный законом срок сведения о застрахованных лицах, в том числе на пенсионеров, работающих в Учреждении, Варцабу Г.Ю., Денисову А.И. и Русанову Т.М., по форме СЗВ-М за февраль 2018 года. Данные сведения за названный период на указанных лиц Учреждение представило в Фонд в июле 2019 года. Решение о выплате пенсионерам суммы пенсии, исчисленной с учетом индексации, принято Фондом 26.04.2018 на основании статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 ноября 2020 г. N Ф01-14199/20 по делу N А31-773/2020