Нижний Новгород |
|
19 ноября 2020 г. |
Дело N А79-14925/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ионычевой С.В.,
судей Трубниковой Е.Ю., Чиха А.Н.
при участии представителя
муниципального унитарного предприятия
"Коммунальные сети города Новочебоксарска":
Хамутбаева А.А. по доверенности от 10.01.2020 N 3
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
муниципального унитарного предприятия
"Коммунальные сети города Новочебоксарска"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 30.06.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020
по делу N А79-14925/2019,
по иску муниципального унитарного предприятия
"Коммунальные сети города Новочебоксарска"
(ИНН: 2124000310, ОГРН: 1022100911139)
к обществу с ограниченной ответственностью "Промпроектстрой-Н"
(ИНН: 2124029944, ОГРН: 1082124001420)
о взыскании задолженности за самовольное пользование
централизованной системой холодного водоснабжения
и установил:
муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные сети города Новочебоксарска" (далее - МУП "КС г. Новочебоксарска") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Промпроектстрой-Н" (далее - ООО "Промпроектстрой-Н") о взыскании 1 393 688 рублей 11 копеек задолженности, образовавшейся вследствие самовольного пользования централизованной системой холодного водоснабжения с 27.11.2018 по 13.12.2019, а также 15 410 рублей 97 копеек пеней, начисленных за нарушение сроков оплаты с 02.12.2019 по 24.12.2019 и далее по день фактической оплаты долга.
Суд первой инстанции решением от 30.06.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020, отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и удовлетворить исковые требования.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на том, что в спорном периоде ответчик произвел самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения, объем которого не фиксировался приборами учета, введенными в эксплуатацию надлежащим образом. Указанное обстоятельство зафиксировано в акте от 13.11.2019, на основании которого произведен расчет объема потребленного энергетического ресурса по методу учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, как это предусмотрено в подпункте "а" пункта 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776). Отказывая в удовлетворении требований истца, суды обеих инстанций пришли к ошибочному выводу о том, что спорная врезка в трубопровод была с ним согласована. Рабочая документация (проект), на которую имеется ссылка в обжалованных судебных актах, выполнена на внутренние системы водоснабжения и водоотведения объекта ответчика и не могла быть согласована с МУП "КС г. Новочебоксарска", поскольку истец согласовывал другой проект, относящийся к наружным системам водоснабжения и водоотведения, с составлением акта об их готовности от 22.09.2014. По мнению заявителя жалобы, на противоправный характер действий ответчика также указывает то обстоятельство, что впоследствии спорная врезка была им демонтирована собственными силами.
Истец также обращает внимание окружного суда на применение судом первой инстанции положений Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), утративших силу на момент спорных правоотношений. Данный довод заявлялся в суд апелляционной инстанции, однако результаты его рассмотрения не получили отражение в постановлении от 10.09.2020.
Доводы истца поддержаны его представителем в судебном заседании.
Ответчик в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами заявителя жалобы, указав на законность и обоснованность обжалованных судебных актов, а также на отсутствие оснований для их отмены.
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба истца рассмотрена в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 30.06.2020 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020 по делу N А79-14925/2019 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, МУП "КС г. Новочебоксарска" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО "Промпроектстрой-Н" (абонент) заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения от 04.07.2019 N 2-3, по условиям которого истец обязался подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а ответчик - оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном договором.
Для учета объемов поданной холодной воды и принятых сточных вод стороны в силу пункта 5.1 договора используют приборы учета. В соответствии с пунктами 5.3 и 5.4 договора коммерческий учет энергетических ресурсов по договору обеспечивает абонент. Сведения об узлах учета и приборах учета воды отражены в приложении 5 к договору: прибор учета марки ВСКМ 90, зав.номер 052080 установлен по адресу: город Новочебоксарск, улица Промышленная, дом 52/1.
В ходе контрольной проверки организации коммерческого учета потребляемой воды на объекте ответчика МУП "КС г. Новочебоксарска" выявило самовольное присоединение к централизованной системе водоснабжения, о чем составило акт от 13.11.2019 об обнаружении самовольной врезки (присоединения) и пользования системой холодного водоснабжения, подписанный от имени ООО "Промпроектстрой-Н" представителем Шанаевым Е.М. с возражениями.
На основании акта истец рассчитал по методу учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, стоимость платы за самовольное пользование централизованной системы за период с 27.11.2018 по 13.11.2019 и направил ответчику на оплату счет и претензию с требованием погасить задолженность.
Неисполнение обязательства по оплате послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, ознакомившись с отзывом на нее, а также заслушав представителя истца, суд кассационной инстанции принял постановление, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), Правилами N 776 и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В части 1 статьи 7 Закона о водоснабжении предусмотрено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Часть 2 указанной статьи предусматривает, что абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.
В соответствии с абзацем 11 пункта 2 Правил N 644 под самовольным пользованием централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета.
Пункт 35 Правил N 644 устанавливает, что абонент обязан обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; обеспечивать учет получаемой холодной воды и отведенных сточных вод, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения; незамедлительно сообщать организации водопроводно-канализационного хозяйства обо всех повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах, приборов учета, о нарушении работы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Под коммерческим учетом воды и сточных вод в соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона о водоснабжении понимается определение количества поданной (полученной) за определенный период воды, принятых (отведенных) сточных вод с помощью средств измерений или расчетным способом.
Аналогичная норма предусмотрена в пункте 3 Правил N 776.
Исходя из положений части 10 статьи 20 Закона о водоснабжении и пункта 14 Правил N 776, осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в следующих случаях: при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения; в случае неисправности прибора учета; при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющегося собственностью абонента или транзитной организации, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.
В пункте 9 Правил N 776 установлено, что используемые приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.
В подпункте "е" пункта 95 Правил N 644 предусмотрено, что требования по установке приборов учета воды и устройству узла учета, требования к средствам измерений (приборам учета) воды в узлах учета, требования к проектированию узла учета, месту размещения узла учета, схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета, техническим характеристикам прибора учета должны указываться в условиях о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения.
Аналогичные требования определены в пункте 30 Правил N 776.
Согласно подпункту "е" пункта 49 Правил N 776 предусмотрено, что узел учета считается вышедшим из строя (неисправным) в случае нарушения проектной документации на оборудование узла учета, в частности осуществления врезки в трубопроводы, входящие в состав узла учета, не предусмотренной проектной документацией на оборудование узла учета.
В зависимости от обстоятельств, вызвавших отсутствие учета потребленной воды, Правила N 776 предусматривают применение различных расчетных методов определения объема потребленной воды. Так, согласно подпункту "а" пункта 15 Правил N 776 при расчетном способе коммерческого учета воды применяется в частности метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.
В пункте 24 Правил N 776 закреплено, что при самовольном подключении и (или) пользовании централизованной системой водоотведения объем отведенных сточных вод определяется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что врезка диаметром 50 мм в централизованную систему холодного водоснабжения, на которую имеется ссылка в акте от 13.11.2019, фактически является шаровым краном такого же диаметра после врезки трубы диаметром 32 мм и произведена на основании выданных МУП "КС г. Новочебоксарска" технических условий от 08.10.2012 N 75 в соответствии с согласованным с истцом проектом N 00322-52/1 (ВК и НВК). Суды при этом учли, что факт выполнения технических условий и согласования проекта с истцом отражен в подписанном представителями истца акте о готовности наружных сетей и оборудования объекта капитального строительства по подключению к водопроводной и канализационной сети от 22.09.2014.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела пришли к правомерному выводу об отсутствии признаков самовольного присоединения объекта ООО "Промпроектстрой-Н" к централизованной системе холодного водоснабжения.
Наличие акта о неучтенном потреблении не исключает для потребителя возможность представить иные доказательства, подтверждающие подключение абонента к централизованным сетям водоснабжения в установленном законом порядке. В рассмотренном случае ответчик реализовал свое право и в подтверждение своих возражений представил доказательства, свидетельствующие о том, что врезка на водопроводной сети хозяйственно-питьевого водоснабжения выполнена при монтаже трубопровода для пожарных нужд и принималась с узлом учета представителями водоснабжающей организации.
Согласно пункту 30 Правил N 776 технические условия на проектирование узла учета должны содержать: требования к месту размещения узла учета; требования к схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета; требования к техническим характеристикам прибора учета, в том числе точности, диапазону измерений и уровню погрешности.
В пункте 39 Правил N 776 предусмотрено, что при проведении допуска узла учета к эксплуатации подлежит проверке, в частности, соответствие узла учета проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета узла учета.
Из материалов настоящего дела усматривается, что МУП "КС г. Новочебоксарска" допустило узел учета ООО "Промпроектстрой-Н" в эксплуатацию. Поскольку законодательством императивно установлена обязательность проверки проектной и технической документации, данное обстоятельство объективно свидетельствует о соответствии узла требованиям данной документации. Ссылка заявителя жалобы на то, что ответчик обязан был при вводе приборов учета в эксплуатацию проверить наличие требуемых законодательством пломб и ввиду их отсутствия обратиться к истцу, правомерно отклонены судами, поскольку, как было справедливо отмечено, ответчик вправе полагаться на то, что действия по опломбированию элементов учета, производимые профессиональными участниками розничного рынка электрической энергии, соответствуют требованиям законодательства. Кроме того, установка осуществляющей водоснабжение организацией контрольных пломб на приборах учета, фланцах и задвижках на обводных линиях узла учета перед подписанием акта допуска узла учета к эксплуатации прямо предусмотрена в пункте 44 Правил N 776.
При таких обстоятельствах выводы нижестоящих судов являются верными.
Суд округа отклонил доводы заявителя кассационной жалобы об ошибочном применении судом первой инстанции положений Правил N 167, поскольку настоящее нарушение не привело к принятию неправильного судебного акта по существу спора и не может служить основанием к его отмене, что в ином случае означало бы предоставление участвующим в деле лицам процессуального права на повторное рассмотрение спора по существу в отсутствие к тому законных оснований.
Аргументы о том, что при принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций не учли указанную заявителем судебную практику по схожим ситуациям, также не могут быть приняты, поскольку в рамках указанного дела суд принял решение, исходя из иных фактических обстоятельств.
Кассационная инстанция пришла к выводу о том, что доводы заявителя сводятся к переоценке фактических обстоятельств спора и доказательственной базы по делу, что в соответствии с положениями главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции, которые должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок в виде неправильного применения норм материального и процессуального права при отправлении правосудия, а не для пересмотра дела по существу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 30.06.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020 по делу N А79-14925/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальные сети города Новочебоксарска" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Ионычева |
Судьи |
Е.Ю. Трубникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений части 10 статьи 20 Закона о водоснабжении и пункта 14 Правил N 776, осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в следующих случаях: при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения; в случае неисправности прибора учета; при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющегося собственностью абонента или транзитной организации, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.
...
В подпункте "е" пункта 95 Правил N 644 предусмотрено, что требования по установке приборов учета воды и устройству узла учета, требования к средствам измерений (приборам учета) воды в узлах учета, требования к проектированию узла учета, месту размещения узла учета, схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета, техническим характеристикам прибора учета должны указываться в условиях о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 ноября 2020 г. N Ф01-14572/20 по делу N А79-14925/2019