Нижний Новгород |
|
20 ноября 2020 г. |
Дело N А31-3345/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.11.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Камановой М.Н.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
общества с ограниченной ответственностью "Костромской Колхозный Двор"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 12.12.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020
по делу N А31-3345/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
"Костромской Колхозный Двор"
(ОГРН: 1024402233140, ИНН: 4414006741)
о признании незаконным решения Управления имущественных
и земельных отношений администрации города Костромы
(ОГРН: 1034408610411, ИНН: 4401006568) и
об устранении допущенного нарушения,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Департамент лесного хозяйства Костромской области,
Управление Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Костромской области,
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая
палата Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
по Костромской области и Федеральное агентство лесного хозяйства,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Костромской Колхозный Двор" (далее -Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы (далее - Управление) от 27.12.2018 N 2290-р об отказе в предоставлении в собственность Общества земельного участка с кадастровым номером 44:27:090801:385, расположенного по адресу: Костромская область, городской округ город Кострома, город Кострома, улица Солониковская, 4б, а также об обязании Управления предоставить указанный земельный участок в собственность заявителя.
Требования основаны на статье 3 (пункт 2) Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), статье 39.2 (подпункт 7 пункта 2) Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы нарушением права Общества, как лица владеющего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, на приобретение данного участка в собственность без проведения торгов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмет спора, привлечены Департамент лесного хозяйства Костромской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Костромской области, Федеральное агентство лесного хозяйства.
Арбитражный суд Костромской области решением от 12.12.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020, отказал в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о том, что оспариваемый отказ соответствует действующему законодательству, поскольку испрашиваемый земельный участок имеет наложение с землями лесного фонда, а также в связи с тем, что Общество, не являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем, просит предоставить земельный участок для сельскохозяйственного производства.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить вследствие неправильного применения норм материального права.
Кассатор считает, что суды не приняли во внимание отсутствие сведений о землях лесного фонда в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении земельного участка с кадастровым номером 44:27:090801:385 и в документах межевого дела указанного участка; ФГУП учхоз "Костромское", использующее лесной участок, границы которого пересекаются с испрашиваемым земельным участком прекратил деятельность 19.08.2013; положения Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" устанавливают приоритет сведений из ЕГРН над сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре.
Суд округа определением от 13.11.2020 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации осуществил замену судьи Павлова В.Ю. на судью Бабаева С.В.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Управление с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 44:27:090801:385, расположенного по адресу: Костромская область, городской округ город Кострома, город Кострома, улица Солониковская, дом 4б, для сельскохозяйственного использования.
В письме от 27.12.2018 N 02-37исх-2472/18 Управление указало, что, испрашивая в собственность земельный участок с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" Общество, по данным Единого государственного реестра юридических лиц, не является сельскохозяйственным товаропроизводителем и на основании подпункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации не является лицом, которому может быть предоставлен испрашиваемый земельный участок в собственность без проведения торгов. По сведениям ЕГРН часть земельного участка с кадастровым номером 44:27:090801:385 расположена на землях лесного фонда Костромского лесничества (N 71824 и N 72722) и в соответствии с пунктом 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации спорный участок не может быть предоставлен Обществу в собственность ввиду его ограничения в обороте.
В распоряжении от 27.12.2018 N 2290-р Управление отказало Обществу в предоставлении в собственность за плату земельного участка. В обоснование отказа уполномоченный орган сослался на письмо Управления от 27.12.2018 N 02-37исх-2472/18, подпункты 1, 6 и 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 3.3 Закон N 137-ФЗ.
Не согласившись с распоряжением Управления от 27.12.2018 N 2290-р, Общество обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании его незаконным и обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании незаконным решения государственного органа необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения таким решением гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с подпункт 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе в случаях, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
К таким участкам в силу подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации относятся земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в составе земель лесного фонда не подлежат отчуждению в частную собственность.
Судом установлено, что Управление в качестве одного основания для отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 44:27:090801:385 указало на сведения из ЕГРН о том, что часть земельного участка с кадастровым номером 44:27:090801:385 расположена на землях лесного фонда Костромского лесничества (N 71824 и N 72722).
Департамент лесного хозяйства Костромской области в письме от 05.07.2019 N ЛХ/58 указал, что согласно материалам лесоустройства и установленным границам Костромского лесничества в системе координат МСК-44 (приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 26.12.2016 N 550) земельный участок площадью 123 000 квадратных метров, с кадастровым номером 44:27:090801:385, расположенный по адресу: Костромская область, городской округ город Кострома, город Кострома, улица Солониковская, дом 4б, частично расположен на землях лесного фонда Костромского лесничества, а именно: 5 квартал выдел 18 ФГУП учхоз "Костромское" Костромского участкового лесничества, указанный участок по целевому назначению отнесен к эксплуатационным лесам. Условный кадастровый номер участка 44:07:000000:551.
Ссылка заявителя в обоснование своих требований на то, что земельный участок с кадастровым номером 44:27:090801:385 согласно выписке из ЕГРН не имеет пересечений с землями лесного фонда, признана судом необоснованной.
В материалах дела отсутствуют доказательства межевания лесного участка, при этом имеются обоснованные сомнения в отсутствии пересечений лесного и испрашиваемого участков. Таки образом, предоставление в собственность Общества земельного участка с кадастровым номером 44:27:090801:385 может привести к возникновению спора о праве на часть земельного участка, что противоречит разъяснениям пункта 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что границы спорного земельного участка пересекаются с землями лесного квартала 5 выдела 18 ФГУП учхоз "Костромское" Костромского участкового лесничества, суды пришли к верному выводу, что оспариваемое решение Управления об отказе заявителю в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1827 принято в соответствии с законом и в пределах предоставленных полномочий, в силу чего заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Кроме того, как правомерно указал суд апелляционной инстанции отказ Управления в предоставлении испрашиваемого земельного участка Обществу связан в том числе с тем, что по данным ЕГРЮЛ о видах осуществляемой хозяйственной деятельности заявитель не является сельскохозяйственным товаропроизводителем. Следовательно, на основании подпункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации Общество не является лицом, которому может быть предоставлен испрашиваемый земельный участок в собственность без проведения торгов.
Аргумент кассатора о том, что ФГУП учхоз "Костромское" прекратил деятельность 19.08.2013 не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, фактически направлены на переоценку установленных судами предыдущих инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не влияют на законность принятых судебных актов.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судом при рассмотрении дела судебной ошибки.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к выводу о том, что обжалованные судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 12.12.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 по делу N А31-3345/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Костромской Колхозный Двор" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что границы спорного земельного участка пересекаются с землями лесного квартала 5 выдела 18 ФГУП учхоз "Костромское" Костромского участкового лесничества, суды пришли к верному выводу, что оспариваемое решение Управления об отказе заявителю в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:1827 принято в соответствии с законом и в пределах предоставленных полномочий, в силу чего заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Кроме того, как правомерно указал суд апелляционной инстанции отказ Управления в предоставлении испрашиваемого земельного участка Обществу связан в том числе с тем, что по данным ЕГРЮЛ о видах осуществляемой хозяйственной деятельности заявитель не является сельскохозяйственным товаропроизводителем. Следовательно, на основании подпункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации Общество не является лицом, которому может быть предоставлен испрашиваемый земельный участок в собственность без проведения торгов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 ноября 2020 г. N Ф01-13420/20 по делу N А31-3345/2019
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-13420/20
16.06.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-855/20
12.12.2019 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-3345/19
18.11.2019 Определение Арбитражного суда Костромской области N А31-3345/19