Нижний Новгород |
|
26 ноября 2020 г. |
Дело N А82-12342/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.11.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Ионычевой С.В., Трубниковой Е.Ю.
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу третьего лица - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.03.2020 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.08.2020 по делу N А82-12342/2019
по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль" (ИНН: 7606052264, ОГРН: 1057601050011)
к открытому акционерному обществу "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" (ИНН: 7604119467, ОГРН: 1077604029744)
о взыскании задолженности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра",
и установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ярославль" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" (далее - Управдом) 1 097 518 рублей 84 копейки задолженности по оплате безучетно потребленной электроэнергии.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - Компания).
Арбитражный суд Ярославской области решением от 02.03.2020 частично удовлетворил иск: взыскал с Управдома в пользу Общества 48 430 рублей 33 копейки задолженности, в удовлетворении остальной части иска отказал.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 14.08.2020 изменил решение от 02.03.2020: взыскал с Управдома в пользу Общества 63 011 рубль 29 копеек задолженности, в удовлетворении остальной части иска отказал.
Суды установили, что Управдом является управляющей организацией жилыми многоквартирными домами, где были установлены нарушения учета, квалифицируемые в соответствии с пунктом 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), как безучетное потребление электроэнергии, но поскольку нарушения учета выявлены в отношении жилых многоквартирных домов, суды сочли правомерным определение объема потребленной электроэнергии способом, предусмотренным жилищным законодательством. Суд апелляционной инстанции, изменив решение суда первой инстанции, указал, что в соответствии с жилищным законодательством объем и стоимость ресурса на общедомовые нужды должны определяться с применением повышающего коэффициента.
При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, подпунктом "в" пункта 21 (1), подпунктом "ж" пункта 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), пунктом 81 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктами 2, 137, 169, 172 и 184 Основных положений N 442.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Компания обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что Управдом, как управляющая организация, должен контролировать состояние приборов учета, установленных в многоквартирных жилых домах (далее - МКД), находящихся в его управлении. Между тем ответчик эту обязанность не исполнил; Компания зафиксировала факты вмешательства в работу общедомового прибора учета (далее - ОДПУ), установленного в МКД по адресу: город Ярославль, улица Рыкачева, дом 18.
Податель жалобы полагает, что исполнитель коммунальных услуг является по смыслу Основных положений N 442 покупателем электрической энергии, поэтому порядок определения объема безучетного потребления электроэнергии, установленный в названном нормативном правовом акте, подлежит применению.
Кассатор считает, что суды, применив при определении объема потребленной электроэнергии нормы жилищного законодательства, не учли, что в силу пункта 81(11) Правил N 354, в случае обнаружения нарушения целостности приборов учета, при расчете объема потребленной электроэнергии подлежит применению повышающий коэффициент 10.
Управдом в отзыве на кассационную жалобу отклонил доводы, изложенные в ней, просил оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания жалобы, явку представителей в заседание суда округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество (поставщик) и Управдом (покупатель) заключили договор снабжения электрической энергией от 04.02.2016 N 6005002, по условиям которого поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, покупателю, а покупатель обязался принимать и оплачивать электрическую энергию и оказанные услуги в порядке, количестве и сроки, предусмотренные договором.
В перечень точек поставки по договору включен МКД, расположенный в городе Ярославе по улице Рыкачева, дом 18.
Управдом приобретал электроэнергию с целью предоставления коммунальной услуги по электроснабжению собственникам помещений названных МКД, в том числе на ОДН.
Компания провела проверку учета электроэнергии в указанном доме, в результате которой установила, что истек срок поверки трансформаторов тока ОДПУ, а также оборван токовый проводник в измерительной цепи по фазе "С".
Компания произвела расчет безучетно потребленной электроэнергии по указанной точке поставки и направила его Обществу.
Отказ Управдома оплатить электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в объеме, определенном расчетным способом для случаев безучетного потребления ресурса на основании Основных положений N 442, послужил основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыв на нее, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
Согласно пункту 184 Основных положений N 442 определение объемов покупки электрической энергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг в лице управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в том числе на вводе в МКД, осуществляется в соответствии с Правилами N 124 и 354.
В пункте 21 (1) Правил N 124 предусмотрен порядок определения объема электроэнергии, поставленной на ОДН, в случаях отсутствия ОДПУ либо его выхода из строя, утраты или истечения срока его эксплуатации.
Согласно подпункту "в" пункта 21 (1) Правил N 124 порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, устанавливается с учетом, в том числе, следующего: объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vнодн, где Vнодн определяется в соответствии с пунктом 21 Правил N 124.
В абзаце десятом подпункта "в" пункта 21 Правил N 124 указано, что Vнодн - объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта "ж" пункта 22 Правил N 124 при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Таким образом, учитывая, что электроэнергия приобреталась Управдомом для целей оказания коммунальной услуги по электроснабжению, суды правомерно не усмотрели оснований для определения объема потребленной электроэнергии способом, указанным в Основных положениях N 422 для случая безучетного потребления электроэнергии, и обоснованно применили названные положения Правил N 124, регулирующих взаимоотношения управляющей и ресурсоснабжающей организаций, определив объем и стоимость ресурса в соответствии с Правилами N 124.
Обоснованность применения соответствующих положений Правил N 124, в том числе к случаям вмешательства в работу ОДПУ, подтверждается последующим нормативным регулированием рассматриваемых отношений ресурсоснабжающей и управляющей организаций. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 N 950 второй абзац подпункта "ж" пункта 22 Правил N 124 изложен в новой редакции, предполагающей осуществление расчета исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, равного 1,5, и в случаях вмешательства в работу коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии и (или) компонентов интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), необеспечения сохранности пломб, знаков визуального контроля (при их наличии), установленных в отношении такого прибора учета.
Довод кассатора о том, что суды неправомерно не учли пункт 81 (11) Правил N 354, предусматривающий применение повышающего коэффициента 10 в случае обнаружения нарушения целостности приборов учета, отклонен судом округа, поскольку названный пункт не регулирует взаимоотношения управляющей и ресурсоснабжающей организаций.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и расходы по ее уплате относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.03.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.08.2020 по делу N А82-12342/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
С.В. Ионычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обоснованность применения соответствующих положений Правил N 124, в том числе к случаям вмешательства в работу ОДПУ, подтверждается последующим нормативным регулированием рассматриваемых отношений ресурсоснабжающей и управляющей организаций. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 N 950 второй абзац подпункта "ж" пункта 22 Правил N 124 изложен в новой редакции, предполагающей осуществление расчета исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, равного 1,5, и в случаях вмешательства в работу коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии и (или) компонентов интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), необеспечения сохранности пломб, знаков визуального контроля (при их наличии), установленных в отношении такого прибора учета.
Довод кассатора о том, что суды неправомерно не учли пункт 81 (11) Правил N 354, предусматривающий применение повышающего коэффициента 10 в случае обнаружения нарушения целостности приборов учета, отклонен судом округа, поскольку названный пункт не регулирует взаимоотношения управляющей и ресурсоснабжающей организаций."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 ноября 2020 г. N Ф01-14775/20 по делу N А82-12342/2019
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-14775/20
14.08.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3235/20
02.03.2020 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-12342/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-12342/19