Нижний Новгород |
|
26 ноября 2020 г. |
Дело N А11-10925/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Ковровская ЭнергоТепловая Компания"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.02.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020
по делу N А11-10925/2019
по заявлению муниципального унитарного предприятия города Коврова "Жилэкс"
(ОГРН: 1033302201437, ИНН: 3305034017)
о признании незаконным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области от 05.07.2019 N 1094-01-02,
третьи лица - Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области, общество с ограниченной ответственностью "Ковровская ЭнергоТепловая Компания",
и установил:
муниципальное унитарное предприятие города Коврова "Жилэкс" (далее - МУП "Жилэкс", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области (далее - Инспекция, надзорный орган) от 05.07.2019 N 1094-01-02.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Ковровская ЭнергоТепловая Компания" (далее - ООО "КЭТК", Общество), Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области, администрация города Коврова Владимирской области (далее - Департамент).
Решением суда первой инстанции от 19.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.07.2020, Предприятию отказано в удовлетворении заявленного требования.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть судебных актов.
Ссылаясь на статьи 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положения Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ, Закон о теплоснабжении), Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), заявитель просит исключить из мотивировочной части судебных актов вывод о том, что Предприятие с 03.10.2018 фактически приобрело статус исполнителя по предоставлению коммунальной услуги и обладает правом начисления платы. По его мнению, решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Коврова (далее - КЧС г. Коврова) от 02.10.2018 N 65 не подтверждает законность владения Предприятием с 03.20.2008 блочно-модульной котельной. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве возразила относительно доводов заявителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В связи с нахождением в отпуске судьи Александровой О.А. суд округа определением от 23.11.2020 произвел его замену на судью Забурдаеву И.Л.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось до 26.11.2020.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, с целью проверки информации, изложенной в обращении собственников помещений на основании приказа (распоряжения) заместителя начальника Инспекции от 02.05.2019 N 1510-01-02 уполномоченное должностное лицо Инспекции провело внеплановую документарную проверку в отношении ООО "КЭТК" на предмет соблюдения обязательных требований законодательства, в том числе в части соблюдения порядка начисления платы за коммунальную услугу по отоплению, жителям многоквартирного дома по адресу: город Ковров, проезд Муромский, дом 6.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 05.07.2019 N 1094-01-02, в котором указано, что лицо, допустившее нарушение - МУП "Жилэкс".
Инспекция выдала предписание от 05.07.2019 N 1094-01-02, которым обязала Предприятие в срок до 05.08.2019 устранить выявленные нарушения путем сторнирования платы за отопление собственникам помещений многоквартирного дома по названному адресу с 01.08 по 03.10.2018.
Не согласившись с выданным надзорным органом предписанием, МУП "Жилэкс" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьями 539, 544, 548 ГК РФ, положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона N 190-ФЗ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования и исходил из того, что надзорный орган доказал законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для изменения мотивировочной части принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 808 по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.
Существенные условия договора теплоснабжения перечислены в пункте 21 Правил N 808. Одним из условий является договорный объем тепловой энергии и (или) теплоносителя, поставляемый теплоснабжающей организацией и приобретаемый потребителем. К договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Федеральным законом N 190-ФЗ под единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения понимается теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Теплоснабжающие организации самостоятельно производят тепловую энергию (мощность), теплоноситель или заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают тепловую энергию (мощность), теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 Закона о теплоснабжении (часть 4 статьи 13 Закона о теплоснабжении).
Согласно пункту 8 статьи 2 указанного Закона теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
Потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (пункт 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
На основании пунктов 3 - 5 и 14 названной статьи Федерального закона N 190-ФЗ к системе теплоснабжения относится совокупность источников тепловой энергии (устройств, предназначенных для производства тепловой энергии) и теплопотребляющих установок (устройств, предназначенных для использования тепловой энергии, теплоносителей для нужд потребителя тепловой энергии), технологически соединенных тепловыми сетями, которые составляют совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В пункте 2 Правил N 354 определено, что исполнитель юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В силу подпункта "е" пункта 4 Правил N 354 потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг, в том числе отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Таким образом, общим принципом оплаты коммунальных услуг, согласно действующему законодательству, является фактическое предоставление этих услуг потребителю (в установленном количестве, установленного качества) и пользование ими потребителем в полном объеме.
Наличие только договора на поставку в дом коммунальной услуги по отоплению без возможности предоставить коммунальный ресурс для целей предоставления коммунальных услуг не может являться основанием для выставления потребителям (собственникам жилых помещений) платы за коммунальную услугу.
Плата должна взиматься только за потребленную тепловую энергию и не может взиматься за не потребленную независимо от оснований, по которым эта энергия не получена (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2017 N 301-КГ17-6395).
Как следует из материалов дела, в конце апреля 2018 года многоквартирный дом по адресу: город Ковров, проезд Муромский, дом 6, был отключен от котельной N 1, принадлежащей ООО "КЭТК".
В рамках реализации мероприятий государственной программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры во Владимирской области на 2017 - 2019 годы" и муниципальной программы "Развитие коммунального хозяйства на 2015 - 2020 года" в целях предоставления коммунальных услуг было осуществлено строительство блочно-модульной котельной, расположенной по адресу: Владимирская область, муниципальное образование город Ковров, в районе дома 4 по улице Киркижа.
Решением КЧС г. Коврова от 02.10.2018 N 65 указанная котельная в период проведения пуско-наладочных работ передана на обслуживание МУП "Жилэкс".
Согласно распоряжению администрации города Коврова Владимирской области от 30.11.2018 N 153р вновь построенная блочно-модульная котельная мощностью 1,28 МВт закреплена за Предприятием на праве хозяйственного ведения, которое зарегистрировано 27.03.2019.
Суды установили, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению с 01.08.2018 собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: город Ковров, пр-д Муромский, дом 6, произвели и ООО "КЭТК", и МУП "Жилэкс".
При этом поставка теплоносителя и горячей воды потребителям, проживающим в многоквартирном доме по названному адресу, осуществлялась от котельной, находящейся в хозяйственном ведении МУП "Жилэкс" с 03.10.2018.
С учетом изложенного суды обоснованно посчитали, что Предприятие только с указанной даты (03.10.2018) фактически приобрело статус исполнителя по предоставлению коммунальной услуги и обладает правом начисления платы за предоставленный коммунальный ресурс.
Материалы дела не подтверждают наличие у Предприятия в период с 01.08.2018 по 03.10.2018 технической возможности осуществлять поставку тепловой энергии потребителям в рассматриваемом многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению с 01.08.2018 по 03.10.2018, произведенное Предприятием, противоречило требованиям действующего законодательства и нарушало права и законные интересы жителей названного дома, в связи с чем правомерно отказали Предприятию в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель кассационной жалобы полагает незаконным вывод судов о том, что Предприятие с 03.10.2018 стало поставлять теплоноситель и горячую воду потребителям от блочно-модульной котельной, полагая, что решение КЧС г. Коврова от 02.10.2018 N 65 не подтверждает законность владения Предприятием с 03.20.2008 блочно-модульной котельной.
Вместе с тем решение города Коврова от 02.10.2018 N 65 не обжаловалось и является законным.
Кроме того, оспаривая данный вывод судов, Общество не указало, каким образом этот вывод нарушал его права и законные интересы.
В рассмотренном случае предметом оспаривания являлось предписание Инспекции от 05.07.2019 N 1094-01-02, которым уполномоченный орган обязал МУП "Жилэкс" в срок до 05.08.2019 устранить выявленные нарушения путем сторнирования платы за отопление собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: город Ковров, пр. Муромский, дом 6, с 01.08 по 03.10.2018. При рассмотрении спора суды оценивали законность двойного начисления платы (Предприятием и Обществом) жителям многоквартирного дома по названному адресу за указанный период, то есть до 03.10.2018.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды признали законным оспариваемое предписание Инспекции.
С учетом изложенного оснований для изменения мотивировочной части обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку, и по существу, направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.02.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 по делу N А11-10925/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ковровская ЭнергоТепловая Компания" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Ковровская ЭнергоТепловая Компания".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 2 Правил N 354 определено, что исполнитель юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В силу подпункта "е" пункта 4 Правил N 354 потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг, в том числе отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
...
Плата должна взиматься только за потребленную тепловую энергию и не может взиматься за не потребленную независимо от оснований, по которым эта энергия не получена (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2017 N 301-КГ17-6395)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 ноября 2020 г. N Ф01-13751/20 по делу N А11-10925/2019
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-13751/20
03.07.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3190/20
19.02.2020 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-10925/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-10925/19
07.09.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-10925/19