Нижний Новгород |
|
27 ноября 2020 г. |
Дело N А43-40870/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.11.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Афанасьевой К.В. (доверенность от 09.01.2020),
от заинтересованного лица: Усякой Н.Т. (доверенность от 04.03.2020
N исх-515-91725/20),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иверское"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.02.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020
по делу N А43-40870/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Иверское"
(ИНН: 5247052522, ОГРН: 1145247000249)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 09.08.2019 N 515-15-458/2019,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Загоненко Раиса Сергеевна,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Иверское" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция, уполномоченный орган) от 09.08.2019 N 515-15-458/2019.
К участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Загоненко Раиса Сергеевна (далее - Загоненко Р.С.).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 03.02.2020 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 03.07.2020 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, у Инспекции отсутствовали основания для выдачи ему предписания, поскольку не допущено нарушений действующего жилищного и налогового законодательства. Суды не приняли во внимание переход Общества с 01.10.2018 на общую систему налогообложения как законное основание для изменения размера платы за содержание жилого помещения. Кроме того, проверка проведена Инспекцией с грубым нарушением норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ); предписание является неисполнимым в силу решения от 11.11.2019 принятого о подтверждении действующих тарифов с 01.07.2018 по 30.06.2020, собственниками многоквартирного дома на внеочередном собрании собственников.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Загоненко Р.С., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилась в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 09.08.2019 N 515-15-458/2019 должностное лицо Инспекции провело внеплановую документарную проверку фактов, изложенных в обращении собственника жилого помещения многоквартирного дома 19 в микрорайоне Гоголя города Выксы Загоненко Р.С.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 09.08.2019 N 515-15-458/2019.
Обществу выдано предписание от 09.08.2019 N 515-15-458/2019, в соответствии с которым оно должно в срок до 30.09.2019: 1) привести в соответствие требованиям жилищного законодательства Российской Федерации порядок начисления платы за содержание жилого помещения по адресу: город Выкса, микрорайон Гоголя, дом 19; 2) произвести перерасчет размера платы за содержание жилого помещения собственникам (потребителям) жилых помещений многоквартирного дома 19 микрорайон Гоголя города Выкса исходя из размера платы, установленного решением общего собрания собственников помещений (протокол от 19.07.2019) до полного устранения нарушений.
Не согласившись с названным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), положениями Федерального закона N 294-ФЗ, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований и исходил из того, что Инспекция доказала законность и обоснованность предписания.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о лицензировании должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
На основании части 1 статьи 19 Закона о лицензировании к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми частью 1 статьи 8 Закона о лицензировании, являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (пункт 13 Положения N 1110).
Внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Закона о лицензировании, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки (часть 3 статьи 196 ЖК РФ).
Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля (пункт 2 части 4 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ).
Согласно статье 17 Федерального закона N 294-ФЗ должностные лица органов государственного контроля (надзора) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении соответствующих мероприятий.
Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Суды установили, что предписание от 09.08.2019 N 515-15-458/2019 выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий, грубых нарушений при проведении проверки, являющихся основаниями для признания результатов данной проверки недействительными, должностными лицами Инспекции не допущено.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания (часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ установлено, что одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Проанализировав названные нормы права суды обоснованно отметили, что установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и увеличение ее размера принимается решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отдельно либо при утверждении договора. В отсутствие такого решения размер платы устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 собственники помещений несут бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
В пункте 29 Правил N 491 установлено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Следовательно, при определении размера платы за жилое помещение учитываются положения не только норм жилищного законодательства, но и налогового законодательства.
На основании части 1 статьи 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В силу пункта 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой (пункт 4 статьи 168 НК РФ).
Как разъяснено в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", бремя надлежащего учета сумм налога на добавленную стоимость при определении окончательного размера указанной в договоре цены, ее выделения в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой лежит только на одной из сторон сделки - на продавце как налогоплательщике.
В связи с этим, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (пункт 4 статьи 164 НК РФ).
Таким образом, размер платы за жилое помещение, установленный собственниками помещений, с учетом условий договора управления, включает в себя все налоги и сборы, предусмотренные нормами действующего законодательства.
Из материалов дела видно, что Общество на основании решения общего собрания собственников помещений и договора от 31.05.2016 управляет многоквартирным домом 19 микрорайон Гоголя города Выкса Нижегородской области.
Во исполнение и с соблюдением положений действующего законодательства 19.07.2017 собственники установили с 01.07.2017 размер платы за содержание жилого помещения 18,32 руб./кв. м.
При этом собственники предусмотрели возможность изменения указанного размера платы на основании решения общего собрания собственников либо на основании соответствующих законодательных актов (раздел 4 "платежи по договору" договора управления.
Вместе с тем, фактически с 01.07.2017 по 30.06.2018 начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам дома производилось следующим образом: содержание и текущий ремонт - 18,32 рубля с 1 квадратного метра плюс вывоз ТБО в размере 3,05 рубля с 1 квадратного метра плюс уборка лестничных клеток - 70 рублей с квартиры.
С 01.07.2018 по 31.12.2018 начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам дома производилось следующим образом: содержание и текущий ремонт - 20,18 рубля с 1 квадратного метра плюс вывоз ТБО в размере 3,21 рубля с 1 квадратного метра плюс уборка лестничных клеток - 1,51 рубля с 1 квадратного метра.
С 01.01.2019 по 30.06.2019 начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам дома производилось следующим образом: содержание и текущий ремонт - 20,95 рубля с 1 квадратного метра плюс уборка лестничных клеток - 1,54 рубля с 1 квадратного метра.
Таким образом, плата за вывоз ТБО (до 01.01.2019) и уборку лестничных клеток жителям дома выставлялись дополнительно к размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения и указывались в платежном документе для внесения платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги отдельной строкой. Кроме того, Общество необоснованно включало с 01.10.2018 в размер платы за содержание жилого помещения НДС.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды правомерно отметили, что такие действия Общества противоречат требованиям жилищного законодательства и не соответствует разделу 4 договора управления, которым предусмотрено, что размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме может индексироваться на основании изменения уровня инфляции, уровня потребительских цен или значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей, на основании соответствующих законодательных актов (пункт 4.4.2 договора).
Установленный общим собранием собственников помещений тариф на содержание и ремонт жилого помещения в размере 18,32 рубля за 1 квадратный метр может индексироваться в пределах уровня инфляции (годовая инфляция в России на конец 2017 года составила 2,5 процента, на конец 2018 года - 4,3 процента).
Иных оснований для увеличения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения договором управления не предусмотрено.
В подпункте "г" пункта 4 Правил о порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 определено, что управление многоквартирным домом обеспечивается путем организации собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива, а в случаях, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, управляющей организацией рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, общим собранием членов товарищества или кооператива вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом, в том числе путем: уведомления собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива о проведении собрания; обеспечения ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива с информацией и (или) материалами, которые будут рассматриваться на собрании; подготовки форм документов, необходимых для регистрации участников собрания; подготовки помещений для проведения собрания, регистрация участников собрания; документального оформления решений, принятых собранием; доведения до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива решений, принятых на собрании.
В соответствии с пунктами 3.2.4, 3.2.10 договора управления Общество вправе готовить предложения по установлению размера платы за содержание и ремонт общего имущества собственников рассматриваемого дома, а также созывать и проводить общее собрание собственников многоквартирного дома.
Вместе с тем, Общество не использовало предоставленные ей права, а самостоятельно в одностороннем порядке изменило размер платы за содержание жилого помещения собственникам в рассматриваемом доме.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствовало действующему законодательству и не нарушало права и законные интересы Общества.
Установив, что оспариваемое предписание Инспекции является законным и обоснованным и не нарушает законные права и интересы Общества, является реально исполнимым способами, не противоречащими положениям действующего законодательства, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Ссылка Общества на то, что размер платы был установлен без учета расходов по уборке лестничных клеток и вывоза ТБО (до 1 января 2019 года) отклоняется судом округа, поскольку противоречит нормам действующего законодательства и материалам дела.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.02.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 по делу N А43-40870/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иверское" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В подпункте "г" пункта 4 Правил о порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 определено, что управление многоквартирным домом обеспечивается путем организации собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива, а в случаях, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, управляющей организацией рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, общим собранием членов товарищества или кооператива вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом, в том числе путем: уведомления собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива о проведении собрания; обеспечения ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива с информацией и (или) материалами, которые будут рассматриваться на собрании; подготовки форм документов, необходимых для регистрации участников собрания; подготовки помещений для проведения собрания, регистрация участников собрания; документального оформления решений, принятых собранием; доведения до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива решений, принятых на собрании."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 ноября 2020 г. N Ф01-14465/20 по делу N А43-40870/2019