Нижний Новгород |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А28-18117/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.11.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области:
Зверева О.Н. (доверенность от 30.12.2019),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Алтай-Сервис"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 28.05.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020
по делу N А28-18117/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алтай-Сервис"
(ИНН: 4345033237, ОГРН: 1024301331669)
о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы
по Кировской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Алтай-Сервис" (далее - ООО "Алтай-Сервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области (далее - Управление) по исключению Общества из Единого реестра малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр) как среднего предприятия и обязании включить его в указанный Реестр как среднее предприятие.
Определением суда от 19.02.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 28.05.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020 решение суда оставлено без изменения.
ООО "Алтай-Сервис" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащую применению часть 4 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (далее - Закон N 209-ФЗ); выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, в рассматриваемом случае у Управления отсутствовали правовые основания для исключения из Реестра сведений об Обществе как среднем предприятии. Превышение допустимого значения размера полученного дохода не является основанием для исключения из Реестра, поскольку в силу части 4 статьи 4 Закона N 209-ФЗ категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим. В связи с исключением Общества из Реестра у него отсутствовала возможность претендовать на получение мер поддержки, предоставляемых малому и среднему бизнесу в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы Общества.
ФНС России отзыв на кассационную жалобу не представила в суд округа.
Общество и ФНС России, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в 2016 и 2017 годах в Реестре содержались сведения об ООО "Алтай-Сервис" как о среднем предприятии.
Установив, что доход ООО "Алтай-Сервис", полученный от предпринимательской деятельности за 2018 год, составил 2 078 383 000 рублей, в связи с чем оно не соответствует требованиям, установленным пунктом 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, Управление 10.08.2019 исключило из Реестра сведения об Обществе как о среднем предприятии.
Общество 28.10.2019 обратилось в ФНС России с жалобой на действия должностных лиц Управления по исключению его из Реестра.
ФНС России в ответе на жалобу от 09.12.2019 разъяснила, что по состоянию на 01.07.2019 Общество не соответствует установленному пунктом 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ условию по доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (2018 год), и сведения о нем исключены из Реестра 10.08.2019.
ООО "Алтай-Сервис" не согласилось с действиями Управления и ФНС России и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 4, 4.1 Закона N 209-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства", Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу, что Управление правомерно исключило Общество из Реестра, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки регулируются Законом N 209-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 названного Федерального закона, вносятся в Реестр в соответствии с настоящей статьей.
Сведения о статусе и категории субъекта малого и среднего предпринимательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соответствующих условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 названного Федерального закона, вносятся в Реестр на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года (пункт 1 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ).
В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (пункты 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ).
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн. рублей; малые предприятия - 800 млн. рублей; средние предприятия -2 млрд. рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 настоящей статьи.
На основании пункта 5 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона.
Суды установили, материалам дела не противоречит и участвующими в деле лицами не оспаривается, что доход ООО "Алтай-Сервис" за предшествующий календарный год (2018) составил 2 078 383 000 рублей. Следовательно, Общество перестало отвечать требованиям, установленным пунктом 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что действия Управления по исключению ООО "Алтай-Сервис" из Реестра является законными, и правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Довод Общества о наличии оснований для применения к спорным правоотношениям сторон части 4 статьи 4 Закона N 209-ФЗ подлежит отклонению, поскольку положения названной нормы устанавливает критерии изменения категорий субъекта малого или среднего предпринимательства с одной категории на другую. В рамках настоящего дела рассматривается вопрос об исключении Общества из Реестра, а не об изменении категории субъекта малого или среднего предпринимательства.
Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 28.05.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020 по делу N А28-18117/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алтай-Сервис" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Алтай-Сервис" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение кассационной жалобы по платежному поручению от 29.09.2020 N 12572.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 5 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона.
Суды установили, материалам дела не противоречит и участвующими в деле лицами не оспаривается, что доход ООО "Алтай-Сервис" за предшествующий календарный год (2018) составил 2 078 383 000 рублей. Следовательно, Общество перестало отвечать требованиям, установленным пунктом 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ.
...
Довод Общества о наличии оснований для применения к спорным правоотношениям сторон части 4 статьи 4 Закона N 209-ФЗ подлежит отклонению, поскольку положения названной нормы устанавливает критерии изменения категорий субъекта малого или среднего предпринимательства с одной категории на другую. В рамках настоящего дела рассматривается вопрос об исключении Общества из Реестра, а не об изменении категории субъекта малого или среднего предпринимательства."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 ноября 2020 г. N Ф01-14557/20 по делу N А28-18117/2019