Нижний Новгород |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А82-9407/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.12.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020
по делу N А82-9407/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
"Управляющая жилищная компания"
(ИНН: 7616008218, ОГРН: 1087609001666)
о признании недействительным предписания
Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области
(ИНН: 7604077295, ОГРН: 1057600606612)
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области (далее - Департамент) от 01.04.2019 N 1335-07-5/19-1.
Решением суда от 17.03.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020 решение суда отменено, предписание Департамента признано недействительным.
Департамент не согласился с постановлением суда апелляционной инстанции и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судом положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить судебный акт. Общество в одностороннем порядке изменило утвержденную решением общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома (МКД) стоимость содержания и ремонта общего имущества (изменило наименование и стоимость услуги - "работы по обеспечению вывоза твердых бытовых отходов"). Доказательств, подтверждающих, что собственники принимали соответствующие решения, Общество не представило. Поскольку действия Общества являлись незаконными, Департамент правомерно выдал предписание, обязывающее устранить допущенные нарушения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество на основании договора от 01.06.2009 N 120-01/09 осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Ярославская область, город Гаврилов-Ям, улица Кирова, дом 10 (МКД).
В связи с обращением жителей указанного дома по вопросу начисления платы за содержание жилого помещения Департамент с 12.03 по 01.04.2019 провел в отношении Общества внеплановую документарную проверку на предмет соблюдения обязательных требований в рамках государственного лицензионного контроля (надзора).
В ходе проверки Департамент установил, что собственники в протоколе общего собрания от 19.07.2018 N 104 утвердили плату за содержание и ремонт общего имущества в МКД в размере 21 рубля 10 копеек за квадратный метр. В указанный размер платы входит плата по обеспечению вывоза твердых бытовых отходов в размере 2 рублей 62 копеек за квадратный метр (пункт 3.2.1 калькуляции).
Вместе с тем, с 01.09.2018 плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) исключена из состава платы за содержание жилого помещения и отнесена к коммунальным услугам. Таким образом, размер платы за содержание общего имуществ в МКД должен составлять 18 рублей 48 копеек. Вместе с тем, плата за содержание общего имущества МКД, выставляемая в квитанциях на оплату, составляет 18 рублей 78 копеек, что является нарушением части 7 статьи 156 Кодекса.
Представленная Обществом в рамках проверки калькуляция, согласно которой изменено наименование услуги, предусмотренной пунктом 1.2.3 калькуляции 2018 года ("работы по обеспечению вывоза ТКО"), и определена ее стоимость - 0,30 рубля за один квадратный метр и общий размер платы за содержание общего имущества МКД - 18 рублей 78 копеек, Департаментом не принята. Указанный размер платы общим собранием собственников не утверждался.
Департамент пришел к выводу, что Общество с сентября 2018 года в одностороннем порядке осуществило изменение калькуляции стоимости содержания и ремонта общего имущества МКД, в сумме 21 рубль 10 копеек за один квадратный метр.
Результаты проверки отражены в акте от 01.04.2019 N 1335-07-5/19.
Установив нарушение Обществом части 7 статьи 156 Кодекса, подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, Департамент выдал Обществу предписание от 01.04.2019 N 1335-07-5/19-1.
Согласно предписанию Общество обязано до 04.06.2019 устранить выявленные нарушения, а именно: привести размер платы, выставляемый жителям, в соответствии с решением общего собрания собственников (протокол от 19.07.2018 N 104), исключив из размера платы плату в сумме 2,62 рубля за один квадратный метр за услугу "работы по обеспечению вывоза твердых бытовых отходов"; произвести жителям МКД перерасчет платы за услугу "работы по обеспечению вывоза твердых бытовых отходов. С 01.09.2018 работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов" в размере 0,30 рубля за один квадратный метр согласно "калькуляции стоимости содержания и ремонта общего имущества МКД с 01.09.2018" за период с сентября 2018 года по февраль 2019 года.
Общество оспорило предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекса, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд исходил из отсутствия у Общества права на одностороннее изменение стоимости услуги.
Суд апелляционной инстанции руководствовался также Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон "N 294-ФЗ), Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), отменил решение суда и удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу, что Департамент не доказал законность и обоснованность требований оспариваемого предписания.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативные правовые акты, действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными), если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту, доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, оспариваемых актов, решений возлагается на соответствующие органы (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание.
Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Суды установили, стороны не оспаривают, что предписание выдано Департаментом в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством.
Согласно положениям статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги в МКД включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (части 1, 4 статьи 154 Кодекса).
В силу части 7 статьи 156 Кодекса размер платы за содержание жилого помещения в МКД, находящегося в управлении управляющей организации, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее, чем один год.
Собственники помещений в МКД обязаны нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 Кодекса).
В статье 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно частям 1, 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
По договору региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в договоре, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение. Собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно части 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором и утвержденного единого тарифа на эту услугу на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (не позднее 01.01.2019).
В силу части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ (введена в действие Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ) при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в МКД, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в МКД. Управляющие организации в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО обязаны известить собственников помещений в МКД об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Таким образом, в субъектах Российской Федерации, перешедших на новую систему обращения с ТКО, при которой обращение с отходами осуществляется по договорам с региональными операторами, лица, осуществляющие управление МКД, обязаны исключить из размера платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО твердых коммунальных отходов. Изменение размера платы происходит с месяца, в котором потребителям начинается предоставление региональным оператором коммунальной услуги по обращению с ТКО. При этом исключение данной платы из платы за содержание жилого помещения и включение ее в состав платы за коммунальные услуги не требует принятия решения общим собранием собственников помещений МКД.
На территории Ярославской области соответствующее соглашение заключено Департаментом с региональным оператором по обращению с ТКО 23.05.2018 и действует с 01.09.2018. Следовательно, с 01.05.2018 Общество должно было исключить из платы за содержание жилого помещения в МКД стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО, поскольку эта услуга включена в состав платы за коммунальные услуги и отражается в платежном документе отдельной строкой.
Суд апелляционной инстанции установил, материалам дела не противоречит, что собственники помещений МКД утвердили общий размер платы за содержание жилого - 21 рубль 10 копеек с 01.07.2018 по 30.06.2019 (протокол от 19.07.2018 N 104). В состав платы включены плата за обеспечение вывоза ТКО (2 рубля 62 копейки за квадратный метр) и плата за содержание мест складирования отходов (0,30 рубля за квадратный метр).
В связи с передачей с 01.09.2018 услуг по вывозу и утилизации ТКО региональному оператору Общество исключило из состава платы по содержанию общего имущества МКД стоимость услуг по обеспечению вывоза отходов (2 рубля 62 копейки).
Согласно калькуляции с 01.09.2018 по 30.06.2019 плата за содержание жилого помещения составляла 18 рублей 78 копеек (в состав платы входила плата за содержание мест складирования отходов - 0,30 рубля). Плата за сбор и вывоз ТКО не предусмотрена.
С 01.09.2018 Общество не предоставляло собственникам услугу по вывозу ТКО, плата за такую услугу исключена при формировании квитанции на оплату.
Плата за содержание мест складирования отходов (организация, обслуживание и очистка, в том числе контейнерных площадок) входит в перечень услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД (Правила N 491, Правила N 170, Минимальный перечень N 290).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что с 01.09.2018 Общество правомерно во исполнение требований законодательства исключило из размера платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации ТКО.
При этом оставление в составе платы за содержание жилого помещения платы за содержание мест складирования отходов в сумме 0,30 рубля за квадратный метр отвечает волеизъявлению собственников МКД (протокол от 19.07.2018 N 104) не противоречит положениям действующего жилищного законодательства, направлено на исполнение обязанностей управляющей организации по содержанию мест накопления ТКО (Правила N 170, Минимальный перечень N 290).
Следовательно, выставление собственникам помещений МКД платы за содержание жилого помещения в общей сумме 18 рублей 78 копеек за один квадратный метр, включающей в себя, среди прочего, плату за содержание мест складирования отходов, является правомерным.
Довод Департамента о необходимости проведения общего собрания собственников жилого дома для изменения калькуляции стоимости содержания общего имущества МКД отклоняется судом округа в силу прямого указания закона на отсутствие такой необходимости (часть 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ). Обязанность управляющей компании исключить из стоимости содержания общего имущества многоквартирного дома работ по вывозу ТКО в связи с передачей их региональному оператору не зависит от наличия либо отсутствия решения собственников помещений.
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Департамента оснований для выдачи Обществу предписания, обязывающего осуществить перерасчет платы, исключив из нее стоимость мест содержания отходов, правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое предписание.
Выводы суда основаны на материалах дела, не противоречат им. Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую оценку.
Второй арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020 по делу N А82-9407/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ (введена в действие Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ) при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в МКД, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в МКД. Управляющие организации в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО обязаны известить собственников помещений в МКД об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
...
Плата за содержание мест складирования отходов (организация, обслуживание и очистка, в том числе контейнерных площадок) входит в перечень услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД (Правила N 491, Правила N 170, Минимальный перечень N 290).
...
Довод Департамента о необходимости проведения общего собрания собственников жилого дома для изменения калькуляции стоимости содержания общего имущества МКД отклоняется судом округа в силу прямого указания закона на отсутствие такой необходимости (часть 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ). Обязанность управляющей компании исключить из стоимости содержания общего имущества многоквартирного дома работ по вывозу ТКО в связи с передачей их региональному оператору не зависит от наличия либо отсутствия решения собственников помещений."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 декабря 2020 г. N Ф01-14566/20 по делу N А82-9407/2019
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-14566/20
06.08.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3408/20
17.03.2020 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-9407/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-9407/19