Нижний Новгород |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А31-13896/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива "Горка"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 15.07.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020
по делу N А31-13896/2019
по заявлению сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива "Горка" (ИНН: 4426003551, ОГРН: 1164401052375)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановской областям
о признании незаконными и отмене постановлений по делам об административных правонарушениях, а также недействительными предписаний,
и установил:
сельскохозяйственный потребительский обслуживающий кооператив "Горка" (далее -СПОК "Горка", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлениями к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановской областям (далее - Управление, административный орган), о признании незаконными и об отмене постановлений от 02.10.2019 N 03/126 и 03/128 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), от 02.10.2019 N 03/127 и 03/129 в виде штрафа в размере 400 000 рублей по каждому постановлению и предписаний от 20.09.2019 N 176 - 179.
Решением суда первой инстанции от 15.07.2020 заявленные требования удовлетворены частично. Суд счел постановления от 02.10.2019 N 03/126 и 03/127 законными и обоснованными, вместе с тем снизил размер штрафа до 200 000 рублей (по каждому постановлению). Суд признал незаконными и отменил постановления от 02.10.2019 N 03/128 и N 03/129. В удовлетворении требований Кооператива о признании недействительными предписаний административного органа от 20.09.2019 N 176 - 179 суд отказал.
Постановлением апелляционного суда от 10.09.2020 решение суда оставлено без изменения.
Кооператив не согласился с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статьи 1.5, 2.9, 7.8, 30.7 КоАП РФ, Правила проведения рекультивации консервации земель, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 (далее - Правила N 800), заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Общество полагает, что не являлось субъектом административного правонарушения применительно к земельному участку с кадастровым номером 44:20:104503:153, так как в спорный период данным земельным участком пользовалось иное лицо. СПОК "Горка" указывает на недоказанность событий административных правонарушений, вмененных в постановлениях от 02.10.2019 N 03/126, 03/127, 03/128 и на отсутствие с его стороны нарушений требований действующего законодательства. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Кооператив представил ходатайство о рассмотрении спора без его участия.
Управление в отзыве возразило относительно доводов заявителя, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной в отношении СПОК "Горка" в период с 11.09 по 20.09.2019 на основании приказа от 23.08.2019 N 948 на предмет соблюдения обязательных требований и мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель на земельных участках с кадастровыми номерами 44:20:104503:153, 44:20:104503:154 и 44:20:104503:155, расположенных в Солигаличском районе Костромской области (ур. Лебедево), установлены нарушения земельного законодательства, которые зафиксированы в акте проверки от 20.09.2019 N 03/39/вн и отражены в соответствующих протоколах об административных правонарушениях от 27.09.2019.
Постановлениями от 02.10.2019 N 03/126 и 03/128 Кооператив привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.7 КоАП РФ по факту нарушений пункта 2 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), выразившихся в невыполнении обязанностей по рекультивации земель применительно к принадлежащим ему на праве собственности земельным участкам категории: земли сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 44:20:104503:153 (постановление N 03/126) и 44:20:104503:154 (постановление N 03/128), в частности: выявлены карьеры, на дне которых работает тяжелая техника, факт среза плодородного слоя почвы, смешения его с минеральным грунтом, наличия буртов плодородного слоя.
Постановлениями от 02.10.2019 N 03/127 и 03/129 Кооператив привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ по факту нарушений требований пунктов 2, 3 части 2, части 3 статьи 13, статьи 42, части 1 статьи 78 ЗК РФ, статей 1, 8 Закона N 101-ФЗ, выразившихся в невыполнении применительно к принадлежащим ему на праве собственности земельным участкам категории: земли сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 44:20:104503:153 (постановление N 03/127) и 44:20:104503:155 (постановление N 03/129) установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, в частности: на земельных участках выявлено зарастание многолетней сорной растительностью различного видового состава (осот полевой, пижма обыкновенная, пырей ползучий, ярутка полевая и иные) и древесно-кустарниковой растительностью (березы, ивы высотой от одного до четырех метров).
Предписаниями от 20.09.2019 N 176 - 179 на Кооператив возложена обязанность по устранению названных нарушений земельного законодательства.
Не согласившись с постановлениями и предписаниями административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 15 Конституции Российской Федерации, статьями 2.1, 2.9, 3.4, 4.1, 4.4, 4.5, 8.7, 26.2 КоАП РФ, статьями 1, 12, 13, 42, 79 ЗК РФ, статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Закона N 101-ФЗ, Правилами N 880, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии и доказанности материалами дела в деянии Кооператива событий и составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в связи с чем счел постановления от 02.10.2019 N 03/126 и 03/127 законными и обоснованными, вместе с тем суд снизил размер назначенного административного штрафа до 200 000 рублей (по каждому постановлению). Суд признал незаконными и отменил постановления от 02.10.2019 N 03/128 и 03/129, указав на нарушение административным органом порядка назначения административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений, установленного частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ. В удовлетворении требований Кооператива о признании недействительными предписаний административного органа от 20.09.2019 N 176 - 179 суд отказал.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективную сторону вменяемого правонарушения образует неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по рекультивации земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 13 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 Правила N 800, которые, в том числе устанавливают порядок проведения рекультивации земель и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.
Пунктом 6 названных Правил определено, что рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно методическим рекомендациям по выявлению деградированных и загрязненных земель, утвержденным Минприроды России, Роскомземом, Минсельхозпродом России и согласованным с РАСХН (1994 год) к нарушенным землям относятся все земли со снятым или перекрытым гумусовым горизонтом и непригодные для использования без предварительного восстановления плодородия, то есть земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную ценность.
В соответствии с письмом комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 27.03.1995 N 3-15/582 деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель; под природно-хозяйственной значимостью понимается качество земель, лимитирующее характер и эффективность их хозяйственного использования, участия почвенного покрова в обеспечении функционирования экосистем (в том числе и агроэкосистем) и существования природных ландшафтов; нарушение земель представляет собой механическое разрушение почвенного покрова.
В силу пункта 4 Правил N 800 в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков (подпункт "а").
Суды установили, что СПОК "Горка" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 44:20:104503:154 и 44:20:104503:153, которые относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Согласно генеральному плану территории Солигаличского сельского поселения Солигаличского муниципального района Костромской области земельные участки отнесены к сельскохозяйственным угодьям - пашня.
В ходе проведения проверки Управлением установлены нарушения Кооперативом земельного законодательства применительно к названным земельным участкам, а именно: на участках сельскохозяйственного назначения выявлены карьеры глубиной приблизительно 12 - 14 метров, на дне которых работала тяжелая техника (экскаваторы и самосвалы), визуально было установлено, что плодородный слой почвы срезан тяжелой техникой, перемешан с минеральным грунтом, имеются бурты плодородного слоя. На земельных участках имеются следы от проезда тяжелой техники.
Суды установили, что обязанность по содержанию земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 44:20:104503:153 и 44:20:104503:154, выполнению на них обязанностей по охране земель и обязательных мероприятий, предусмотренных земельным законодательством, в том числе по проведению рекультивации нарушенных земель возникли у СПОК "Горка" с 13.07.2018.
Вместе с тем признаков проведения обязательных мероприятий, направленных на выполнение работ по рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения, в части карьера, административным органом не зафиксировано.
Документы, подтверждающие проведение обязательных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных земель, в том числе проект рекультивации участков СПОК "Горка" не представлены.
Использование земельного участка сельскохозяйственного назначения с целью геологического изучения, разведки и добычи валунно-гравийно-песчаного материала не допускается. Разработка и добыча валунно-гравийно-песчаного материала возможны только после перевода указанного земельного участка в иную категорию земель.
Нарушению указанных требований земельного законодательства способствовало бездействие СПОК "Горка" по использованию земельного участка и проведению обязательных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных земель на земельном участке категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии и доказанности материалами дела в деянии заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
Довод Кооператива о том, что применительно к земельному участку с кадастровым номером 44:20:104503:153 СПОК "Горка" не являлся субъектом вменяемых ему административных правонарушений, так как в спорный период названным земельным участком на законных основаниях пользовалось иное лицо, правомерно отклонен судами.
Как выявлено Управлением, карьер на обозначенном земельном участке был образован до момента передачи земельного участка в пользование иному лицу.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств обратного Кооператив в материалы дела не представил.
Суды верно указали, что обязанность по охране и надлежащему использованию земель сельскохозяйственного назначения возникает у правообладателя соответствующего участка незамедлительно после принятия его в собственность, а передача земельного участка во владение и пользование иному лицу не прекращает права собственности на этот участок и имеющихся у собственника обязанностей по содержанию объекта недвижимости.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектами правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и осуществлять обязательные мероприятия - собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков (владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков): граждане, должностные лица, юридические лица.
Статьей 12 ЗК РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Из пункта 1 статьи 13 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) следует, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (пункт 2 статьи 13 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как установлено судами, СПОК "Горка" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 44:20:104503:153 и 44:20:104503:155, которые входят в состав земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 ЗК РФ).
Согласно статье 8 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ГОСТ 16265-89 "Земледелие. Термины и определения", утвержденного и введенному в действие постановлением Госстандарта СССР от 25.12.1989 N 4093 под обработкой почвы следует понимать воздействие на почву рабочими органами машин и орудий с целью улучшения почвенных условий жизни сельскохозяйственных культур и уничтожения сорняков.
ГОСТом 26640-85 "Земли. Термины и определения", утвержденным и введенным в действие постановлением Госстандарта СССР от 28.10.1985 N 3453, установлено, что охрана земель включает комплекс организационно-хозяйственных агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями.
Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов сельскохозяйственных земель.
Суды установили, что Кооператив в нарушение приведенных положений действующего законодательства на принадлежащих ему на праве собственности земельных участках с кадастровыми номерами 44:20:104503:153 и 44:20:104503:155 допустил зарастание древесно-кустарниковой растительностью (березы, ивы высотой 1,0 - 4,0 м) и многолетней сорной растительностью различного видового состава (осот полевой, пижма обыкновенная, пырей ползучий, ярутка полевая и другие) на всей площади земельных участков.
Факт наличия данных нарушений установлен судами и подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
При таки обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о доказанности материалами дела наличия в деянии Кооператива события административного правонарушения, ответственность за которое определена в части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения нарушителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что СПОК "Горка" предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административных правонарушений.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина заявителя в совершении вменяемых ему административных правонарушений, вопреки его мнению, также имеет место.
Таким образом, вывод судов о наличии в деянии (бездействии) Кооператива составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 2 статьи 8.7 КоАП РФ, является правильным.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Кооперативу в удовлетворении требований о признании незаконными и отмене постановлений административного органа от 02.10.2019 N 03/126 и 03/127.
Суды не нашли оснований для квалификации названных правонарушений в качестве малозначительных.
Меры административных наказаний (административные штрафы) определены Кооперативу исходя из конкретных обстоятельств, с учетом положений Главы 4 КоАП РФ. В данном случае заявителю в соответствии с нормами частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ административные штрафы назначены в размере (200 000 рублей), который в два раза меньше минимального размера, предусмотренного санкциями частей 1, 2 статьи 8.7 КоАП РФ (400 000 рублей), что согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также характеру совершенных правонарушений и соразмерен их тяжести. Доказательств чрезмерной карательности размера назначенного штрафа в деле не имеется.
Как видно из материалов дела, по результатам одной проверки Управлением в отношении Кооператива возбуждено два дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, и два дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Суды обоснованно посчитали, что в рамках рассматриваемого дела Кооперативом применительно к принадлежащим ему земельным участкам с кадастровыми номерами 44:20:104503:153 (постановление N 03/126) и 44:20:104503:154 (постановление N 03/128) совершено одно противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении обязанностей по рекультивации земель, квалифицируемое по части 1 статьи 8.7 КоАП РФ, факт совершения которого выявлен административным органом в рамках одного мероприятия по контролю и установлен судами.
Применительно к принадлежащим заявителю земельным участкам с кадастровыми номерами 44:20:104503:153 (постановление N 03/127) и 44:20:104503:155 (постановление N 03/129) СПОК "Горка" также совершено одно противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, квалифицируемое по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, факт совершения которого выявлен административным органом также в рамках одного мероприятия по контролю и установлен судами.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что Кооперативом совершено всего два, а не четыре административных правонарушения: одно по части 1 статьи 8.7 КоАП РФ в отношении двух земельных участков с кадастровыми номерами 44:20:104503:153 и 44:20:104503:154 и одно по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ в отношении двух земельных участков с кадастровыми номерами 44:20:104503:153 и 44:20:104503:155. Факт того, что идентичные нарушения земельного законодательства установлены на разных земельных участках не свидетельствует о совершении заявителем разных противоправных деяний (бездействий) в привязке к каждому земельному участку в отдельности и образующих самостоятельные события соответствующих административных правонарушений. Различия в индивидуальных характеристиках земельных участков, в отношении которых допущены идентичные, выявленные единовременно нарушения земельного законодательства и которые выступают в качестве предметов этих нарушений, не влияют на содержание объективной стороны совершенного и выявленного противоправного деяния (бездействия) и соответственно не являются основанием для дробления этого деяния на самостоятельные однородные административные правонарушения. Из материалов дела не следует, что соответствующее противоправное бездействие совершено в отношении каждого из земельных участков в разное время, при различных фактических обстоятельствах. Доказательств этого ответчиком не представлено. В этой связи, поскольку все идентичные нарушения требований земельного законодательства в отношении каждого из земельных участков выявлены административным органом единовременно, в рамках одной проверки, они должны считаться совершенными в момент их выявления.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае имело место и установлено административным органом одно противоправное бездействие, выразившееся в неисполнении Кооперативом возложенных на него публично-правовых обязанностей применительно к двум принадлежащим ему земельным участкам (предметам противоправного посягательства). Иное толкование и правовая квалификация имеющих место фактических обстоятельств являются несостоятельными, поскольку позволяют формировать самостоятельные составы однородных административных правонарушений не в зависимости от содержания их объективной стороны, а в зависимости от конкретных предметов противоправного посягательства, а количество таких административных правонарушений определять в зависимости от количества этих предметов. Такой подход противоречит норме части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, определяющей административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие), за которое установлена административная ответственность, без привязки такого действия (бездействия) к конкретному предмету посягательства.
На основании части 5 статьи 4.1 КоАП никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
Принимая во внимание наличие постановлений Управления от 02.10.2019 N 03/126 и 03/127 о назначении Кооперативу административных наказаний в виде административных штрафов по части 1 и части 2 статьи 8.7 КоАП по одним и тем же фактам совершения противоправного бездействия, суды пришли к правильному выводу о несоответствии постановлений Управления от 02.10.2019 N 03/128 и 03/129 положениям части 5 статьи 4.1 и пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ и обоснованно признали их незаконными.
В рассмотренном случае суды правомерно не нашли оснований для признания недействительными предписаний Управления от 20.09.2019 N 176 - 179, поскольку описанные в них нарушения требований земельного законодательства со стороны Кооператива нашли свое подтверждение и он обязан их устранить.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов этого суда и направлены на переоценку доказательств и установленных апелляционным судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 15.07.2020 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020 по делу N А31-13896/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива "Горка" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
Принимая во внимание наличие постановлений Управления от 02.10.2019 N 03/126 и 03/127 о назначении Кооперативу административных наказаний в виде административных штрафов по части 1 и части 2 статьи 8.7 КоАП по одним и тем же фактам совершения противоправного бездействия, суды пришли к правильному выводу о несоответствии постановлений Управления от 02.10.2019 N 03/128 и 03/129 положениям части 5 статьи 4.1 и пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ и обоснованно признали их незаконными."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 декабря 2020 г. N Ф01-14947/20 по делу N А31-13896/2019