Нижний Новгород |
|
07 декабря 2020 г. |
Дело N А17-4240/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.12.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.12.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.,
при участии представителя до перерыва
от истца: Беловой В.В. (доверенность от 24.01.2020)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.07.2020
по делу N А17-4240/2019 Арбитражного суда Ивановской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами"
(ИНН: 3704005843, ОГРН: 1113704000585)
к открытому акционерному обществу "Транспорт-обслуживание-ремонт"
(ИНН: 3714000636, ОГРН: 1023701627168)
о взыскании неосновательного обогащения
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" (далее - Региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Транспорт-обслуживание-ремонт" (далее - Общество) о взыскании 46 990 рублей 75 копеек неосновательного обогащения, составляющего стоимость оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля 2017 года по февраль 2019 года, 5 456 рублей 90 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.10.2017 по 20.05.2019.
Заявлением от 15.01.2020 истец отказался от иска в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 16.01.2020 иск удовлетворен; производство по делу в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами прекращено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.07.2020 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.
Региональный оператор не согласился с постановлением апелляционного суда и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд неправильно применил Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156). По мнению заявителя, взаимоотношения между истцом и ответчиком в спорный период с июля 2017 по февраль 2019 года урегулированы условиями типового договора, утвержденного Правилами N 1156. Заявитель указывает, что факт оказанных им услуг ответчику документально подтвержден представленными доказательствами - договором с ООО "Чистое поле+", актами выполненных работ, маршрутными листами. Доказательств того, что услуги по обращению с ТКО в спорный период оказывал иной оператор, Обществом в материалы дела не представлено.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно доводов заявителя, просило оставить жалобу без удовлетворения; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 02.12.2020.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Общество осуществляет предпринимательскую деятельность в зданиях, расположенных в Комсомольском районе Ивановской области, по следующим адресам: с. Писцово, ул. Комсомольская, д. 44; с. Писцово, ул. Красная Слобода, д. 4 (общественная баня); с. Подозерский, ул. Индустриальная, д. 1а (общественная баня). В указанных зданиях находятся продуктовые магазины, что сторонами не оспаривается.
Из пункта 1.1 соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области следует, что Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области по результатам конкурсного отбора поручает, а Региональный оператор принимает на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории всей Ивановской области. Статус регионального оператора присвоен истцу на период с 01.01.2017 по 31.12.2031.
Тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2017-2019 года утверждены постановлениями Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28.06.2017 N 147-к/1, от 20.12.2017 N 177-к/4, от 20.12.2018 N 239-к/8.
Региональный оператор направил в адрес Общества проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.07.2017 N 19-2-0087 (далее - договор), согласно которому Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку и обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель (Общество) обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядка единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Согласно приложению к договору объем принимаемых твердых коммунальных отходов в месяц составляет 7,58 куб. м: объект Комсомольский р-н, с. Писцово, ул. Комсомольская, д. 44 - 6,0 куб.м, объект Комсомольский р-н, с. Писцово, ул. Красная Слобода, д. 4 - 1,13 куб.м, объект Комсомольский р-н, с. Подозерский, ул. Индустриальная, д. 1а - 0,45 куб.м, периодичность вывоза твердых коммунальных отходов - два раза в неделю (среда, суббота), место сбора и накопления твердых коммунальных отходов в приложении не указано.
Проект договора получен ответчиком 08.09.2017.
Общество указало на то, что не принимает к оплате выставленный Региональным оператором счет за оказанные услуги по вывозу ТКО, так как договор сторонами не заключен, ТКО для вывоза истцу ответчик не сдавал (письмо от 19.10.2017 N 8).
Истец повторно направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.07.2017 N 19-2-0087, который получен Обществом согласно штампу регистрации входящей корреспонденции 24.11.2017 (сопроводительное письмо от 21.11.2017 N 10).
Проект договора подписан ответчиком с протоколом разногласий.
Региональный оператор направил в адрес Общества протокол согласования разногласий к договору, который получен последним 11.04.2018. Протокол согласования разногласий ответчиком не подписан.
Для оплаты услуг по вывозу ТКО в объеме 6,050 куб. м по зданию в с. Писцово, ул. Комсомольская, д. 44, в объеме 1,125 куб.м по зданию в с. Писцово, ул. Красная Слобода, д. 4, в объеме 0,450 куб.м по зданию в с. Подозерский, ул. Индустриальная, 1а истец выставил ответчику универсальные передаточные документы, счета-фактуры и счета.
В связи с неоплатой выставленных счетов истец направил ответчику претензию от 07.03.2019 N 538, в которой потребовал оплатить задолженность в сумме 73 850 рублей 22 копейки.
Неисполнение Обществом данного требования послужило основанием для обращения Регионального оператора в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 432, 779, 781, 1102, 1103, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 5, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктом 4 Правил N 1156, пунктами 1, 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о наличии оснований для взыскания задолженности и удовлетворил иск.
Апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, а также пунктами 2, 6, 7, 9, 10, 11, 12 Правил N 1156, отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении иска. Суд исходил из того, что факт оказания услуг ответчику по вывозу ТКО в спорный период не подтвержден истцом достаточными доказательствами.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
Согласно части 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
На основании части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу части 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), разделом I(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I.1 настоящих Правил.
Согласно пункту 8(11) указанных правил, потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо), в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Как указано в пункте 8(15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) названных Правил.
В силу пункта 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом под потребителем Правил N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из материалов дела следует, что проект договора от 01.07.2017 N 19-2-0087 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами сторонами не заключен в связи с имеющимися неурегулированными разногласиями.
Таким образом, указанный договор считается заключенным на условиях типового договора. В связи с этим, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пункта 5 Правил N 1156, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по оплате оказанных услуг на указанных в типовом договоре условиях.
Составление и подписание акта оказанных услуг Правилами N 1156 и условиями типового договора не предусмотрено.
Пунктами 16 и 20 типового договора установлено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Оспаривая факт оказания услуг, ответчик не представил доказательства того, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ему могла оказывать и фактически оказывала иная организация, и что эти услуги он оплатил.
Учитывая, что добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, и что Обществом в порядке, установленном пунктами 16 и 20 типового договора, не заявляло о выявленных нарушениях в работе регионального оператора, оснований полагать, что Региональный оператор не исполнял обязательства перед Обществом по сбору, транспортированию, обработке и захоронению твердых коммунальных отходов у суда апелляционной инстанции не имелось.
Истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области, и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО.
В подтверждение оказания услуг истец представил договор на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов от 26.04.2017 N 210217/0723098/01-3, заключенный между Региональным оператором и обществом с ограниченной ответственностью "Чистое поле +"; акты оказанных услуг за период с июля 2017 года по декабрь 2018 года, подписанные истцом и ООО "Чистое поле +"; выписки из маршрутного журнала мусоровоза, представленные ООО "Чистое поле +" за период с 01.07.2017 по 28.02.2019.
Из справки администрации Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области от 10.10.2019 следует, что сбор твердых бытовых отходов в с.Писцово ул.Красная Слобода осуществляется еженедельно по средам и пятницам (том 2, лист дела 17).
Из справки администрации Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области от 02.10.2019 следует, что сбор мусора в с.Подозерский осуществляется еженедельно по средам, пятницам и воскресеньям (том 2, лист дела 18).
Оказание Региональным оператором услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное.
При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении иска.
Таким образом, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.07.2020 по настоящему делу подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права, а решение Арбитражного суда Ивановской области от 16.01.2020 - оставлению в силе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Расходы на уплату государственной пошлины по кассационной жалобе распределяются в соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 5 части 1), 288 (часть 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" удовлетворить.
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.07.2020 по делу N А17-4240/2019 Арбитражного суда Ивановской области отменить.
Решение Арбитражного суда Ивановской области от 16.01.2020 по настоящему делу оставить в силе.
Арбитражному суду Ивановской области разрешить вопрос о повороте исполнения постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 16.07.2020 по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что проект договора от 01.07.2017 N 19-2-0087 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами сторонами не заключен в связи с имеющимися неурегулированными разногласиями.
Таким образом, указанный договор считается заключенным на условиях типового договора. В связи с этим, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пункта 5 Правил N 1156, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по оплате оказанных услуг на указанных в типовом договоре условиях.
...
Оказание Региональным оператором услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное.
При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении иска.
Таким образом, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.07.2020 по настоящему делу подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права, а решение Арбитражного суда Ивановской области от 16.01.2020 - оставлению в силе."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 декабря 2020 г. N Ф01-14152/20 по делу N А17-4240/2019