Нижний Новгород |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А43-7997/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
при участии представителей
от департамента лесного хозяйства Нижегородской области:
Золотаревой И.А. (доверенность от 25.01.2019 N 7),
от общества с ограниченной ответственностью "Лесное":
Адейкиной О.В. (доверенность от 18.05.2020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
департамента лесного хозяйства Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.06.2020,
принятое судьей Игнатьевой О.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2020,
принятое судьями Ковбасюком А.Н., Устиновой Н.В., Наумовой Е.Н.,
по делу N А43-7997/2020
по иску департамента лесного хозяйства Нижегородской области
(ИНН: 5260294552, ОГРН: 1115260001449)
к обществу с ограниченной ответственностью "Лесное"
(ИНН: 5233002730, ОГРН: 1035201144549)
о взыскании задолженности
и установил:
департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лесное" (далее - Общество) о взыскании 3 465 041 рубля 29 копеек задолженности по арендной плате по договору аренды от 25.05.2010 N 434.
Исковое требование основано на статьях 29, 88 и 89 Лесного кодекса Российской Федерации, приказе Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" и мотивировано тем, что в связи с проведением санитарно-оздоровительных рубок ответчик должен был внести арендную плату в большем размере.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 09.06.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2020, отказал в удовлетворении требования Департамента. Суды пришли к выводу о том, что объем древесины, изымаемый при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий, не влияет на цели и объемы использования лесов и не изменяет аукционное условие договора.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просил их отменить и удовлетворить исковое требование. По мнению заявителя, с учетом данного вида рубок увеличился и общий объем рубок; отказ судов противоречит принципу платности использования лесов. Кассатор счел, что судами не учтен правовой подход, согласно которому размер арендной платы должен быть пропорционален объему рубок, с учетом цены, установленной по результатам торгов; правомерность требований истца следует и из того, что от полученной в результате данных рубок древесины Общество получило выгоду. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить обжалованные судебные акты без изменения, кассационную жалобу Департамента - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, также установлено вступившими в законную силу судебными актами по делам Арбитражного суда Нижегородской области N А43-20310/2016, А43-24618/2019 и А43-3858/2019, министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области (арендодатель) и Общество 25.05.2010 по результатам аукциона заключили договор N 434 аренды лесного участка площадью 11018,1 гектара, расположенного в Тонкинском районном лесничестве Нижегородской области, для использования в целях и объемах согласно приложению N3 к договору. Срок договора - до 24.05.2020. Лесной участок передан по акту приема-передачи от 18.06.2010.
Размер арендной платы составляет 4 233 500 рублей в год (пункт 6), из которых:
1 933 039 рублей 05 копеек - в федеральный бюджет,
2 300 460 рублей 95 копеек - в областной бюджет.
В пункте 14.3 договора предусмотрена обязанность арендатора разработать и представить проект освоения лесов; после утверждения такого проекта договор подлежит изменению в силу пункта 19. На основании пункта 14.7 договора арендатор обязан осуществлять за счет собственных средств санитарно-оздоровительные мероприятия в объемах согласно проекту освоения лесов.
В связи с изменениями количественных и качественных характеристик лесного участка решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.04.2019 в договор были внесены изменения, в соответствии с которыми объем использования лесов в 2019 году составил 22 078 кубических метров, а размер арендной платы - 4 170 500 рублей 16 копеек (дело N А43-3858/2019).
Ответчиком была проведена лесопатологическая таксация лесного участка, в результате которой на площади 188 гектаров выявлена необходимость проведения санитарно-оздоровительных мероприятий. По результатам проведенной лесопатологической таксации Обществом были разработаны изменения в проект освоения лесов, в соответствии с которыми объем использования лесов на 2019 год при рубке погибших и поврежденных насаждений составил 27 166 кубических метров. Ежегодный разрешенный объем использования лесов с учетом объема санитарных рубок составил 49 244 кубических метров.
Департамент подготовил дополнительное соглашение о внесении в договор аренды N 434 изменений, согласно которым размер арендной платы, подлежащей доплате за указанный объем, составит 6 376 840 рублей, из которых 2 911 799 рублей 40 копеек - в федеральный бюджет, 3 465 041 рубль 29 копеек - в областной бюджет.
Дополнительное соглашение подписано ответчиком с протоколом разногласий, в котором отражено, что размер платы за рубку погибших и поврежденных лесных насаждений в 2019 году составляет 2 911 799 рублей 40 копеек, которые подлежат оплате в федеральный бюджет. Платежи в областной бюджет дополнительным соглашением в редакции Общества не предусмотрены. Протокол разногласий со стороны Департамента не подписан.
Так как арендная плата в областной бюджет в размере 3 465 041 рубль 29 копеек арендатором внесена не была, Департамент направил в адрес Общества претензию от 25.12.2019.
Часть платы в федеральный бюджет в размере 2 911 799 рублей 40 копеек была оплачена ответчиком платежными поручениями от 25.12.2019 N 205 и от 03.02.2020 N 49.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и заслушав представителей сторон, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
В силу статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации, использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 этого кодекса.
Согласно статье 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Как верно отметили суды, части 2 и 2.1 статьи 74 и часть 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции федеральных законов от 21.07.2014 N 250-ФЗ и от 29.06.2015 N 206-ФЗ содержали запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, по волеизъявлению его участников. Начиная с 22.07.2014, такое изменение могло быть осуществлено только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка. Лесным кодексом Российской Федерации была установлена и продолжает действовать возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований.
Защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов (часть 1 статьи 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации). В пункте 4 части 1 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение распространения вредных организмов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 60.7 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктам 16 и 17 Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.09.2016 N 470 (далее - Правила), предупреждение распространения вредных организмов включает в себя проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений. Указанные в части 1 статьи 60.7 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (часть 2 статьи 60.7 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 5 Правил).
Договором аренды лесного участка предусмотрена обязанность арендатора осуществлять за счет собственных средств санитарно-оздоровительные мероприятия в объемах согласно проекту освоения лесов (пункт 14.7 договора).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что требование истца удовлетворению не подлежит.
Суды исходили из того, что в период действия спорного договора в результате лесопатологического исследования обследования лесного участка были выявлены поврежденные насаждения на общей площади 188 гектаров; Общество разработало изменения в проект освоения лесов. Отрицательное заключение по данным изменениям было оспорено в арбитражном суде (дело N А43-24618/2019).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 02.10.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.03.2020, данное заключение было признано недействительным.
При этом суд кассационной инстанции указал, что изменения в проект освоения лесов не изменяют договор аренды лесного участка, поскольку касаются осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий и связанных с ними мероприятий по лесовосстановлению в соответствии с действующим лесохозяйственным регламентом Тонкинского районного лесничества. Проведение указанных мероприятий является обязанностью арендатора как в силу закона (статья 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации), так и по условиям заключенного сторонами договора аренды (пункт 14.7 договора)
Кроме того, Правила не устанавливают необходимости внесения изменений в договор аренды лесного участка при планировании и проведении санитарно-оздоровительных мероприятий. Изменения в проект освоения лесов не связаны с существенным изменением количественных и качественных характеристик лесного участка, поэтому не влекут изменений в договор аренды лесного участка.
Объем древесины, заготовленной при ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и последствий чрезвычайных ситуаций, а также при ликвидации очагов вредных организмов в расчетную лесосеку не включается (статьи 53.7 и 60.8 Лесного кодекса Российской Федерации; пункт 9 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 477).
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении иска.
Изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.06.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2020 по делу N А43-7997/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу департамента лесного хозяйства Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 02.10.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.03.2020, данное заключение было признано недействительным.
При этом суд кассационной инстанции указал, что изменения в проект освоения лесов не изменяют договор аренды лесного участка, поскольку касаются осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий и связанных с ними мероприятий по лесовосстановлению в соответствии с действующим лесохозяйственным регламентом Тонкинского районного лесничества. Проведение указанных мероприятий является обязанностью арендатора как в силу закона (статья 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации), так и по условиям заключенного сторонами договора аренды (пункт 14.7 договора)
...
Объем древесины, заготовленной при ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и последствий чрезвычайных ситуаций, а также при ликвидации очагов вредных организмов в расчетную лесосеку не включается (статьи 53.7 и 60.8 Лесного кодекса Российской Федерации; пункт 9 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 477)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 декабря 2020 г. N Ф01-14528/20 по делу N А43-7997/2020