Нижний Новгород |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А29-2993/2020 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Бердникова О.Е.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 88 общеразвивающего вида" города Сыктывкара
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.06.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.08.2020
по делу N А29-2993/2020
по иску государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда
Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонного)
(ИНН: 1101483412, ОГРН: 1021100516073)
к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению
"Детский сад N 88 общеразвивающего вида" города Сыктывкара
(ИНН: 1101484046, ОГРН: 1021100522497)
о взыскании 34 782 рублей 99 копеек убытков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Алехина Елена Витальевна, Пунегова Надежда Витальевна,
и установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 88 общеразвивающего вида" города Сыктывкара (далее - Учреждение) о взыскании 34 782 рублей 99 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Алехина Елена Витальевна (далее - Алехина Е.В.) и Пунегова Надежда Витальевна (далее - Пунегова Н.В.).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 08.06.2020 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.08.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не учли Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии согласно приложению, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н, и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, Фонд не доказал совокупность условий, необходимых для взыскания с Учреждения убытков в заявленной сумме. Фонд располагал сведениями о работе в Учреждении пенсионерки Пунеговой Н.В. на основании представленных страхователем отчетов по форме СЗВ-М за последующие периоды.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Учреждение, являющееся работодателем пенсионеров Пунеговой Н.В. и Алехиной Е.В., представило в отношении указанных лиц сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (дополняющая) за июнь и апрель 2018 года с нарушением срока - 05.06.2019 и 08.07.2019 соответственно.
Исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель и июнь 2018 года представлены Учреждением без сведений об указанных лицах.
Ввиду отсутствия у Фонда сведений о работе Пунеговой Н.В. и Алехиной Е.В. в апреле и июне 2018 года им с 01.04.2018 и с 01.06.2018, соответственно, проведена индексация пенсии как неработающим пенсионерам.
По мнению истца, несвоевременное представление страхователем сведений об указанных лицах за апрель и июнь 2018 года повлекло излишнюю выплату страховой пенсии за период с 01.04.2018 по 31.08.2019 в размере 33 016 рублей Пунеговой Н.В. и за период с 01.06.2018 по 30.06.2018 в размере 1766 рублей 99 копеек Алехиной Е.В.
Фонд направил Учреждению претензию от 11.09.2019 N 26616 с требованием о возмещении ущерба, причиненного выплатой излишних сумм страховой пенсии.
Учреждение убытки не возместило, что послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 4, 65, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2, 8, 15, 309, 310, 393, 1064, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", статьями 26.1, 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил иск. Суд сделал вывод о том, что Фонд доказал совокупность условий, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) определено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" работодатель представляет ежемесячные сведения только на работающих у него граждан. Сведения об уволившихся лицах им не представляются. Таким образом, отсутствие ежемесячных сведений на застрахованное лицо является подтверждением того, что данный пенсионер в отчетном периоде является неработающим, в связи с чем выплата пенсии ему должна осуществляться с учетом индексации по правилам статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ. В связи с этим представление на данного пенсионера сведений как на работающего в последующих месяцах правового значения не имеет.
В силу части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Учреждение не представило в установленный законом срок (15.05.2018 и 15.07.2018) сведения по форме СЗВ-М за апрель и июнь 2018 года в отношении пенсионеров Пунеговой Н.В. и Алехиной Е.В. соответственно.
Данные сведения за названные периоды на Пунегову Н.В. и Алехину Е.В. Учреждение представило в Фонд только 05.06.2019 и 08.07.2019 соответственно.
Решения о выплате пенсионерам с 01.04.2018 и 01.06.2018 пенсий, исчисленных с учетом индексации, приняты Фондом 20.06.2018 и 20.08.2018 на основании статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Таким образом, на момент вынесения решений об индексации пенсий Фонд не располагал информацией об осуществлении в апреле и июне 2018 года указанными лицами оплачиваемой трудовой деятельности, в связи с чем была проведена индексация пенсий, что повлекло необоснованную выплату в общей сумме 34 782 рублей 99 копеек, что свидетельствует о наличии вины Учреждения в причинении истцу убытков.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили иск Фонда.
Довод Учреждения о том, что им представлялись сведения по форме СВЗ-М за последующие периоды, согласно которым Пунегова Н.В. осуществляла трудовую деятельность, правового значения не имеет. Правовое значение имеет тот факт, обладал ли Фонд на момент принятия решения исходными или дополнительными сведениями именно за спорный период. В данном случае на момент принятия решения Фонд не обладал ни исходными, ни дополнительными сведениями за апрель 2018 года.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.06.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.08.2020 по делу N А29-2993/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 88 общеразвивающего вида" города Сыктывкара - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 88 общеразвивающего вида" города Сыктывкара.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
...
Решения о выплате пенсионерам с 01.04.2018 и 01.06.2018 пенсий, исчисленных с учетом индексации, приняты Фондом 20.06.2018 и 20.08.2018 на основании статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 декабря 2020 г. N Ф01-14224/20 по делу N А29-2993/2020