Нижний Новгород |
|
23 декабря 2020 г. |
Дело N А28-3263/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя от заявителя:
Шурыгина А.Н. (доверенность от 27.12.2018 N 1345),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 09.07.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.09.2020
по делу N А28-3263/2020
по заявлению акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания"
(ИНН: 4345230958, ОГРН: 1084345012465)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной
инспекции Кировской области
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Кировская теплоснабжающая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - Инспекция) от 17.01.2020 N 20/4311/19П.
Решением суда от 09.07.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.09.2020 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пункта 59 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), просит отменить судебные акты. По его мнению, в течение трех расчетных периодов подряд, равных календарным месяцам, после выхода из строя общедомового прибора учета (ОДПУ) плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из среднемесячного объема потребления. По истечении трех календарных месяцев плата определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Жилищное законодательство не содержит никаких указаний на то, что определенный пунктом 59(1) Правил N 354 период, в течение которого плата за отопление может определяться исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, не включает в себя периоды, в течение которых услуга не оказывалась, то есть вне отопительного периода. С учетом указанных норм Общество правомерно начисляло плату за отопление в спорный период исходя из норматива предоставления коммунальной услуги по отоплению.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве отклонила доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция с 24.12.2019 по 17.01.2020 в связи с поступившим обращением жильца многоквартирного дома 50 по Октябрьскому проспекту в городе Кирове (далее - МКД) провела в отношении Общества внеплановую документарную проверку соблюдения требований законодательства.
В ходе проверки Инспекция установила, что в МКД допущен в эксплуатацию ОДПУ тепловой энергии (согласно акту N Э1573 с 07.04.2017 по 31.03.2021; согласно акту N Э 6792 - с 31.10.2019 по 15.10.2023). С мая 2019 года ОДПУ тепловой энергии был неисправен.
В октябре 2019 года Общество выставило жителям МКД плату за отопление по нормативу потребления, что, по мнению Инспекции, является нарушением пункта 59 (1) Правил N 354, поскольку в расчет был включен период, в течение которого коммунальная услуга не оказывалась. Результаты проверки зафиксированы в акте от 17.01.2020 N 62/4311/19А.
По итогам проверки Инспекция выдала предписание от 17.01.2020 N 62/4311/19П, согласно которому Обществу в срок до 17.03.2020 предписано произвести перерасчет (снятие) излишне начисленной платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам (нанимателям) всех жилых помещений в МКД за октябрь 2019 года.
Общество оспорило предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Кодекса, Правил N 354, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей действующим законодательством полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя, в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества; плату за коммунальные услуги.
В части 4 статьи 154 Кодекса предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за тепловую энергию.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. При отсутствии приборов учета плата определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги, в том числе по отоплению, установлен в Правилах N 354.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (пункт 37 Правил N 354).
В силу пункта 42 Правил N 354 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (ОДПУ) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (ОДПУ) прибора учета.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение года) (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603).
В пункте 42 (1) Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии ОДПУ тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2 (1) приложения 2 к данным правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (абзац второй).
В доме, который оборудован ОДПУ и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы определяется по формулам 3 и 3 (4) приложения 2 к данным правилам на основании показаний ОДПУ тепловой энергии (абзац 3).
В силу пункта 59 (1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 данных правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям ОДПУ за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию ОДПУ, но не более 3 расчетных периодов подряд.
По истечении указанного в пункте 59 (1) Правил N 354 предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя ОДПУ, плата за коммунальную услугу по отоплению за расчетный период рассчитывается в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42 (1) настоящих Правил, то есть исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (пункт 60 (1) Правил N 354).
Таким образом, для случаев выхода из строя введенного в эксплуатацию ОДПУ пункт 59 (1) Правил N 354 предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса. По истечении трех расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили восстановление работоспособности вышедшего из строя ОДПУ, расчет платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из нормативов потребления.
При этом из положений Кодекса, Правил N 354 следует, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производится за расчетные периоды, когда эта услуга непосредственно предоставляется, и которые входят в отопительный период. Вне отопительного периода объем потребления тепловой энергии не учитывается при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению, так как потребление данной услуги отсутствует. Начисление платы за такую услугу в неотопительный период возможно в случае, если органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению "равномерно в течение календарного года".
Суды установили, материалами дела подтверждено, что на территории города Кирова в спорный период действовал способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - в течение отопительного периода (распоряжение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 29.09.2016 N 58).
Следовательно, расчетным периодом для оплаты коммунальной услуги отопления является месяц, входящий в отопительный период. Определенный пунктом 59 (1) Правил N 354 период, в течение которого плата за отопление может определяться исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, не включает в себя периоды, в течение которых соответствующая коммунальная услуга не оказывалась, то есть вне отопительного периода.
МКД оборудован ОДПУ тепловой энергии, который в период с мая по 31 октября 2019 года был неисправен. Выход ОДПУ тепловой энергии из строя произошел вне отопительного периода.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что с учетом дат выхода из строя ОДПУ, начала отопительного периода начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за сентябрь - октябрь 2019 года следует производить исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям ОДПУ (пункт 59 (1) Правил N 354).
С учетом изложенного суды обоснованно указали на наличие у Инспекции оснований для выдачи Обществу предписания.
Установив, что предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, выдано надлежащему лицу, направлено на устранение выявленных нарушений, является исполнимым, суды правомерно отказали в удовлетворении требования о признании предписания незаконным.
Выводы судов соответствуют материалам дела, им не противоречат.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 09.07.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.09.2020 по делу N А28-3263/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, материалами дела подтверждено, что на территории города Кирова в спорный период действовал способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - в течение отопительного периода (распоряжение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 29.09.2016 N 58).
Следовательно, расчетным периодом для оплаты коммунальной услуги отопления является месяц, входящий в отопительный период. Определенный пунктом 59 (1) Правил N 354 период, в течение которого плата за отопление может определяться исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, не включает в себя периоды, в течение которых соответствующая коммунальная услуга не оказывалась, то есть вне отопительного периода.
МКД оборудован ОДПУ тепловой энергии, который в период с мая по 31 октября 2019 года был неисправен. Выход ОДПУ тепловой энергии из строя произошел вне отопительного периода.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что с учетом дат выхода из строя ОДПУ, начала отопительного периода начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за сентябрь - октябрь 2019 года следует производить исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям ОДПУ (пункт 59 (1) Правил N 354)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 декабря 2020 г. N Ф01-15092/20 по делу N А28-3263/2020