Нижний Новгород |
|
18 января 2021 г. |
Дело N А29-15697/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Ухтажилфонд"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.03.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.08.2020
по делу N А29-15697/2019,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ухтажилфонд"
(ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695)
к индивидуальному предпринимателю Лукину Алексею Михайловичу
(ИНН: 112000009694, ОГРНИП: 304111907500019)
о взыскании задолженности и неустойки
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ухтажилфонд" (далее - ООО "Ухтажилфонд", Общество, Региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к индивидуальному предпринимателю Лукину Алексею Михайловичу (далее - ИП Лукин А.М., Предприниматель) о взыскании 234 227 рублей 44 копеек задолженности за период с ноября 2018 года по сентябрь 2019 года по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), 9584 рублей 79 копеек неустойки за период с 11.07.2019 по 07.11.2019.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 14.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказал.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 13.08.2020 решение суда оставил без изменения.
Общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (предыдущее наименование - ООО "Ухтажилфонд") не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, взаимоотношения между Региональным оператором и Предпринимателем в период с 11.07.2019 по 07.11.2019 урегулированы условиями типового договора в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156). Заявитель указывает, что доказательств неосуществления ООО "Ухтажилфонд" в спорный период вывоза ТКО из села Усть-Цильма, где находится магазин Предпринимателя, не представлено.
Подробно позиция Общества изложена в кассационной жалобе.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу указал на законность решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 22.12.2020, 12.01.2021.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды и это не противоречит материалам дела, Общество является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Коми.
ИП Лукин А.М. 19.06.2019 обратился к Региональному оператору с заявлением о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Сторонами представлен договор от 03.07.2019 N 3842/РО-П/2019 на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 4 договора определена дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.11.2018.
Предприниматель договор в редакции от 03.07.2019 не подписал, 17.07.2019 направил Обществу протокол разногласий.
По утверждению Регионального оператора, с 11.07.2019 по 07.11.2019 он оказывал ИП Лукину А.М. услуги по вывозу ТКО, которому для оплаты услуг направил универсальные передаточные документы от 30.06.2019, 31.07.2019, 31.08.2019, 30.09.2019 (далее - УПД).
В претензии от 17.10.2019 ООО "Ухтажилфонд" потребовало от Предпринимателя погасить задолженность по оплате оказанных услуг в размере 234 227 рублей 44 копеек.
ИП Лукин А.М. оставил претензию без удовлетворения, что явилось основанием для обращения Регионального оператора в суд с настоящим иском.
Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу, что Общество факт оказания услуг Предпринимателю по вывозу ТКО в спорный период не доказало и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Второй арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 443, 426, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами N 1156, согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
На основании пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I.1 настоящих Правил.
Согласно пункту 8 (11) Правил N 1156, потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо), в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Как указано в пункте 8 (15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО сторонами не заключен в связи с имеющимися неурегулированными разногласиями.
При наличии данных обстоятельств, в силу приведенных выше норм этот договор считается заключенным на условиях типового договора, а вывод судов об обратном суд кассационной инстанции признает необоснованным.
Данное обстоятельство не привело к принятию судами незаконных судебных актов.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, в том числе справку о вывозе ТКО от 08.11.2019 и УПД, составленные Обществом в одностороннем порядке; справки общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление" от 18.11.2019, общества с ограниченной ответственностью "Дорожный ремонтно-строительный участок" от 20.11.2019, индивидуального предпринимателя Носова А.П., учитывая, что Обществом доказательств фактического совершения действий по вывозу ТКО в местности нахождения ответчика не представлено, приняв во внимание, что ИП Лукин А.М. имел возможность самостоятельно утилизировать накопленные ТКО на Усть-Цилемском полигоне, суды установили, что факт оказания Предпринимателю услуг по обращению с ТКО в спорный период Региональным оператором не доказан.
Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу о недоказанности Обществом оказания услуг по вывозу ТКО в местности нахождения ответчика и обосновано отказали в удовлетворении требования о взыскании задолженности и неустойки.
Иные доводы Регионального оператора не свидетельствуют о наличии предусмотренных частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены принятых судебных актов и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.03.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.08.2020 по делу N А29-15697/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ухтажилфонд" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общества с ограниченной ответственностью "Ухтажилфонд".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 января 2021 г. N Ф01-14747/20 по делу N А29-15697/2019