Нижний Новгород |
|
19 января 2021 г. |
Дело N А39-13810/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.01.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.01.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.,
при участии представителей
от публичного акционерного общества Банк "Возрождение":
Михнюк О.Н. (доверенность от 06.08.2020 N 576),
Ткаченко Е.В. (доверенность от 22.06.2020 N 490),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Прокуратуры Республики Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.07.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020
по делу N А39-13810/2019
по иску Прокуратуры Республики Мордовия в интересах
Государственного Собрания Республики Мордовия
к Правительству Республики Мордовия,
обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Тавла"
(ИНН: 1326230178 ОГРН: 1151326000198),
публичному акционерному обществу Банк "Возрождение"
(ИНН: 5000001042, ОГРН: 1027700540680),
о признании сделки недействительной и о применении последствий
недействительности сделки,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия,
открытое акционерное общество "Центральный рынок г. Саранска",
Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия,
Министерство финансов Республики Мордовия,
администрация городского округа Саранск,
и установил:
Прокуратура Республики Мордовия (далее - Прокуратура) в интересах Государственного Собрания Республики Мордовия (далее - Собрание) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к Правительству Республики Мордовия (далее -Правительство), обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Тавла" (далее - ООО "СК "Тавла", Общество) публичному акционерному обществу Банк "Возрождение" (далее - ПАО Банк "Возрождение", Банк) о признании недействительным договора о предоставлении государственной гарантии Республики Мордовия от 30.11.2016 N 01/16 и о применении последствий недействительности сделки в виде исключения государственной гарантии Республики Мордовия от 30.11.2016 N 01 из государственной долговой книги Республики Мордовия.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Управление), открытое акционерное общество "Центральный рынок г. Саранска" (далее - ОАО "Центральный рынок г. Саранска"),
Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия (далее - Министерство экономики), Министерство финансов Республики Мордовия (далее - Министерство финансов), администрация городского округа Саранск (далее - Администрация).
Решением суда от 03.07.2020 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020 решение суда оставлено без изменения.
Прокуратура не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, оснований для проведения конкурсного отбора и предоставления по его результатам государственной гарантии ООО "СК "Тавла" не имелось; предоставление гарантии по результатам конкурсного отбора носило притворный характер с целью придания видимости законности сделки с конкретной коммерческой организацией без получения согласия антимонопольного органа; оснований для допуска Общества к конкурсному отбору не имелось ввиду отсутствия у него залогового обеспечения.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Банк в отзыве на кассационную жалобу и представители в судебном заседании отклонили доводы заявителя.
Правительство, Собрание и Министерство экономики в отзывах на кассационную жалобу отклонили доводы Прокуратуры; заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителей.
Отзывы от иных лиц, участвующих в деле, не поступили в суд округа.
Прокуратура, Министерство финансов, Управление, Администрация, ООО "СК "Тавла" и ОАО "Центральный рынок г. Саранска", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, распоряжением Правительства от 20.09.2016 N 536-Р принято решение о проведении конкурса на предоставление государственных гарантий Республики Мордовия среди организаций Республики по заимствованиям, осуществляемым в целях осуществления строительства объектов инфраструктуры (средств размещения) Чемпионата мира по футболу 2018 года.
В газете "Известия Мордовии" 05.10.2016 опубликовано извещение о приеме Министерством экономики заявок на участие в конкурсе на предоставление государственных гарантий Республики Мордовия организациям Республики Мордовия по заимствованиям, осуществляемым в целях осуществления строительства объектов инфраструктуры (средств размещения) Чемпионата мира по футболу 2018 года на территории Республики Мордовия на сумму 1 000 000 000 рублей в срок до 18 часов 11.10.2016.
Для участия в конкурсе на представление государственных гарантий Республики Мордовия была подана одна заявка - Обществом.
Согласно протоколу заседания комиссии по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики Республики Мордовия от 17.10.2016 N 4 для государственной поддержки рекомендовано Общество, которое представило все документы, необходимые для участия в конкурсе, в том числе справку отделения Пенсионного фонда Российской Федерации об отсутствии у принципала задолженности, справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней.
В качестве обеспечения исполнения регрессных обязательств по государственной гарантии Республики Мордовия, выдаваемой претенденту, представлено письмо ОАО "Центральный рынок г. Саранска" от 11.10.2016 N 185 о согласии предоставить Правительству залог в виде недвижимого имущества, расположенного по адресу: город Саранск, Ленинский район, улица Полежаева, дом 57, залоговой стоимостью 1 621 000 000 рублей, а также договор от 30.11.2016 N 01/16-з, заключенный между ОАО "Центральный рынок г. Саранска" (залогодатель) и Правительством Республики Мордовия (залогодержатель), о залоге права аренды на земельный участок с кадастровым номером 13:23:0901145:3 общей площадью 9060 квадратных метров, предоставленный залогодателю на основании договора аренды земельного участка от 03.12.2003 N 6849 стоимостью 35 000 рублей; здания центрального рынка города Саранска с планировкой территории, ограниченной улицами Полежаева, Большевистская, проспектом Жуковского, улицей Льва Толстого, общей площадью 11 251,4 квадратного метра, кадастровый номер 13:23:0901145:61, по адресу: город Саранск, Ленинский район, улица Полежаева, дом 57, залоговой стоимостью 1 619 640 000 рублей; здания встроенной холодильной камеры общей площадью 56 квадратных метров с кадастровым номером 13:23:0901145:93, расположенного по адресу: город Саранск, Ленинский район, улица Полежаева, дом 57, залоговой стоимостью 1 325 000 рублей.
Постановлением администрации городского округа Саранск (единственного участника ООО "СК "Тавла") от 28.11.2016 N 3320 совершение залогодателем сделки по договору залога от 30.11.2016 N 01/16-3 одобрено.
Министерство экономики по результатам проведения анализа финансового состояния ООО "СК "Тавла" и ОАО "Центральный рынок г. Саранска" подготовило сводную оценку финансового состояния претендента (поручителя); по результатам оценки ООО "СК "Тавла" отнесено конкурсной комиссией ко второму классу финансового состояния, ОАО "Центральный рынок г. Саранска" - к первому классу.
По результатам проведения конкурса в соответствии с протоколом заседания комиссии Министерства экономики от 17.10.2016 N 4 инвестиционный проект ООО "СК "Тавла" "Строительство гостинично-жилого комплекса "Тавла" города Саранск", в том числе 380 номеров категории "три звезды" и 470 номеров категории "четыре звезды" общей стоимостью 2 600 700 150 рублей рекомендован для поддержки в виде государственной гарантии Республики Мордовия в размере 1 000 000 000 рублей, из которых привлекаемые заемные средства в сумме 1 247 213 710 рублей со сроком возврата 3,5 года.
Информация о результатах проведенного конкурса опубликована в газете "Известия Мордовии" и на официальном сайте Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия http://mineco.e-mordovia.ru.
На основании результатов конкурса Правительство (гарант), ООО "СК "Тавла" (принципал) и ПАО Банк "Возрождение" (бенефициар) заключили договор о предоставлении государственной гарантии Республики Мордовия от 30.11.2016 N 01/16.
Прокуратура, руководствуясь статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и действуя в интересах Собрания, обратилась в арбитражный суд с иском о признании заключенного между Правительством, Обществом и Банком договора о предоставлении государственной гарантии Республики Мордовии недействительным.
Руководствуясь статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 166, 168, 170, 329 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 115, 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Республики Мордовия от 21.02.2008 N 5-З "О предоставлении государственных гарантий Республики Мордовия", Порядком проведения конкурса на предоставление государственных гарантий Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 10.04.2008 3 137, Арбитражный суд Республики Мордовия пришел к выводу об отсутствии оснований для признания договора о предоставлении государственной гарантии Республики Мордовия от 30.11.2016 N 01/16 недействительным и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
На основании статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
В силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В пункте 1 статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и пункте 1 статьи 329 ГК РФ установлено, что государственная гарантия представляет собой способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором публично-правовое образование дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично.
В силу пункта 1 статьи 115.2 БК РФ предоставление государственных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании соответственно федерального закона, закона субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также договора о предоставлении государственной гарантии при условии проведения анализа финансового состояния принципала; предоставления принципалом соответствующего требованиям статьи 93.2 БК РФ и гражданского законодательства Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии; отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
Порядок предоставления государственной гарантии определен Законом Республики Мордовия от 21.02.2008 N 5-З "О предоставлении государственных гарантий Республики Мордовия" (далее - Закон N 5-З).
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 5-З государственные гарантии от имени Республики Мордовия предоставляются Правительством Республики Мордовия.
Правительство Республики Мордовия заключает договоры о предоставлении государственных гарантий Республики Мордовия, об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, выдает государственные гарантии Республики Мордовия.
Гарантии предоставляются юридическим лицам и муниципальным образованиям безвозмездно на конкурсной основе. Конкурс по отбору претендентов на получение гарантии проводится до принятия закона Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на очередной финансовый год. Конкурс может проводиться после принятия закона о республиканском бюджете в случае, если не исчерпан лимит предоставления гарантий, установленный законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. В данном случае в закон о республиканском бюджете вносятся соответствующие изменения. Порядок проведения конкурса определяется Правительством Республики Мордовия (часть 2 статьи 2 Закона N 5-З).
В части 2 статьи 4 Закона N 5-З установлено, что до проведения конкурса уполномоченный орган проверяет залоговое обеспечение, предоставляемое претендентом на получение гарантии.
Залоговое обеспечение, предоставляемое претендентом на получение гарантии, должно удовлетворять следующим условиям:
1) предметом залога могут быть движимое и (или) недвижимое имущество, принадлежащее залогодателю на праве собственности и хозяйственного ведения с согласия собственника этого имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, а также имущественные права залогодателя;
2) в качестве залога не может быть предоставлено: имущество, которое в соответствии с действующим законодательством не может являться предметом залога; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы; имущество, степень износа которого на момент заключения договора о залоге имущества превышает 80 процентов; имущество, являющееся предметом залога по другим договорам.
При определении размера залога применяется коэффициент 1,3 к объему предоставляемой гарантии. Для организаций, зарегистрированных на территории Республики Мордовия, основным видом деятельности которых является жилищное строительство и доля акций которых в государственной собственности Республики Мордовия составляет не менее 75 процентов, при определении размера залога применяется коэффициент 1 к объему предоставляемой гарантии. залогодателем предоставляется
При оформлении залога недвижимости в уполномоченный орган копия свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. При оформлении залога транспортных средств залогодателем предоставляется копия технического паспорта транспортного средства или копия паспорта самоходной машины. При оформлении залога акций и иных ценных бумаг залогодателем предоставляется подтверждение права на акции и иные ценные бумаги, передаваемые в залог (выписка из реестра акционеров, копии сертификатов акций и иных ценных бумаг).
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 10.04.2008 N 137 утвержден Порядок проведения конкурса на предоставление государственных гарантий Республики Мордовия (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка уполномоченным органом по проведению конкурса среди юридических лиц является Министерство экономики Республики Мордовия.
В соответствии с пунктом 5 Порядка конкурс на предоставление государственных гарантий Республики Мордовия проводит комиссия при уполномоченном органе. Комиссия принимает заявки на участие в конкурсе, которые регистрируются в специальном журнале по форме согласно приложению 1.
После проверки полноты представленных заявителем документов, а также проверки заявки на предмет наличия критериев, препятствующих предоставлению гарантии, комиссия оценивает значимость предоставления гарантий для социально-экономического развития Республики Мордовия в соответствии с Методикой оценки бюджетной и социальной эффективности при предоставлении гарантии (пункт 6 Порядка).
В соответствии с пунктом 7.1 Порядка в качестве обеспечения исполнения в полном объеме обязательств претендента на получение гарантии может приниматься один или несколько из следующих видов обеспечения: государственная (муниципальная) гарантия; поручительство; банковская гарантия кредитной организации, не являющейся кредитором претендента на получение гарантии; залог имущества претендента на получение гарантии или третьего лица.
На основании пункта 8 Порядка до заседания комиссии проверяется залоговое обеспечение, предоставляемое претендентом на получение гарантии. Проверка залогового обеспечения производится на основании документов, определяемых уполномоченным органом в зависимости от вида имущества, предоставляемого в залог.
Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что конкурс на предоставление государственных гарантий Республики Мордовия организациям Республики Мордовия по заимствованиям, осуществляемым в целях осуществления строительства объектов инфраструктуры (средств размещения) Чемпионата мира по футболу 2018 года на территории Республики Мордовия, в судебном порядке не оспорен; необоснованное исключение лиц, подавших заявку на участие в конкурсе, либо нарушения при проведении процедуры проведения конкурса, которые могли бы повлиять на определение победителя, также не установлены.
По результатам оценки финансового положения ООО "СК "Тавла" и его залогодателя - ОАО "Центральный рынок г. Саранска" Министерством финансов установлено, что предоставление гарантии Обществу не взывает сомнения; на дату заключения договора о предоставлении государственной гарантии от 30.11.2016 N 01/16 и ее предоставления исполнение регрессных обязательств Общества по государственной гарантии Республики Мордовия было обеспечено залогом недвижимого имущества и права аренды, принадлежащего ОАО "Центральный рынок г. Саранска".
Кроме того, суды приняли во внимание, что цели инвестиционного проекта, который обеспечивала государственная гарантия по договору от 30.11.2016 N 01/16, достигнуты: Республика Мордовия использовала вновь построенные номера гостинично-жилого комплекса "Тавла" в городе Саранск в период проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года и не лишена возможности использования данного комплекса в настоящее время.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи и приняв во внимание установленные фактические обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что в рассматриваемом случае Прокуратура не доказала наличие у Правительства (гаранта), Общества (принципала) и Банка (бенефициара) умысла на совершение притворной сделки по предоставлению государственной гарантии по договору от 30.11.2016 N 01/16.
Оснований для переоценки данного вывода, установленных судами фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Прокуратуре в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку; данные доводы не опровергают законность обжалованных судебных актов и по своей сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.07.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020 по делу N А39-13810/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Прокуратуры Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 115.2 БК РФ предоставление государственных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании соответственно федерального закона, закона субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также договора о предоставлении государственной гарантии при условии проведения анализа финансового состояния принципала; предоставления принципалом соответствующего требованиям статьи 93.2 БК РФ и гражданского законодательства Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии; отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 января 2021 г. N Ф01-15580/20 по делу N А39-13810/2019