Нижний Новгород |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А82-8489/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.01.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителя
от заявителя: Кокуриной Р.В. (прокурор),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Тутаевской межрайонной прокуратуры
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.07.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020
по делу N А82-8489/2020
по заявлению Тутаевской межрайонной прокуратуры
(ИНН: 7604008189, ОГРН: 1027600688917)
к муниципальному унитарному предприятию Тутаевского муниципального района "Тутаевские коммунальные системы" (ИНН: 7611022836, ОГРН: 1137611001285)
о привлечении к административной ответственности,
заинтересованное лицо - Прокуратура Ярославской области,
и установил:
Тутаевская межрайонная прокуратура (далее - Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия Тутаевского муниципального района "Тутаевские коммунальные системы" (далее - Предприятие) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 08.07.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 10.09.2020 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Прокуратура не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель жалобы настаивает на правомерности квалификации совершенного Предприятием административного правонарушения по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Отзыв Предприятия на кассационную жалобу в суд не поступил.
Предприятие, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилось в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Прокуратура на основании решения от 13.04.2020 N 4-17-2020 в период с 13.04.2020 по 12.05.2020 провела в отношении Общества проверку на предмет соблюдения требований федерального законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности при эксплуатации системы теплоснабжения.
В ходе проверки Прокуратура выявила факт использования (эксплуатации) Предприятием производственного объекта - системы теплоснабжения ГБУЗ ЯО "Тутаевская ЦРБ", расположенной по адресу: Ярославская область, Тутаевский район, город Тутаев, улица Комсомольская, дом 104, которая имеет III категорию негативного воздействия на окружающую среду, без соответствующей лицензии, что является нарушением требований пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ, Закон о промышленной безопасности).
Результаты проверочного мероприятия зафиксированы в справке о проверке с приложением к ней фотоматериалов и подробно отражены в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.05.2020.
По выявленному факту Прокуратура обратилась в Арбитражный суд Ярослаской области с заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь номами КоАП РФ, Законами N 99 и 116-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о неверной квалификации заявителем допущенного ответчиком административного правонарушения по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ и указал что надлежащей является квалификация рассматриваемого правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ и отказал исходил в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Как усматривается из материалов дела, Прокуратура обратилась с заявлением о привлечении Предприятия к административной ответственности по факту эксплуатации опасного производственного объекта без полученной в установленном законом порядке лицензии.
Спорным в рамках настоящего дела является вопрос о надлежащей квалификации названного правонарушения, а именно: по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ или по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
В части 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, которая в силу требований закона подлежит лицензированию.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В части 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В статье 1 Закона N 116-ФЗ определено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Статьей 3 названного закона предусмотрено, что к требованиям промышленной безопасности относятся условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (часть 2 статьи 3 Закона N 116-ФЗ).
Из анализа названных норм, следует, что объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 6 Закона N 116-ФЗ отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так в силу пункта 12 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
В статье 9 Закона N 116-ФЗ закреплены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, обязательные для организации, эксплуатирующей такой объект. В частности, установлены обязанности по соблюдению положений данного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В силу статьи 17 Закона N 116-ФЗ лица, виновные в нарушении данного Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект и не исполнившая предусмотренные Законом N 116-ФЗ обязанности, направленные на обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности и общества в области промышленной безопасности, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Факт эксплуатации опасного производственного объекта в отсутствие полученной в предусмотренном законом порядке лицензии установлен прокуратурой в ходе проведения проверки, подтверждается материалами дела и заявителем по существу не оспаривается.
Одним из требований, предусмотренных частью 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ в отношении организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, является обязанность иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с этим осуществление Предприятием деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов без лицензии само по себе свидетельствует о нарушении данного требования промышленной безопасности, и, следовательно, о наличии в действиях Предприятия признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что осуществление Предприятием деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов без лицензии следует квалифицировать по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, следовательно Прокуратура ненадлежащим образом квалифицировала совершенное Предприятием административное правонарушение по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Таким образом суды правомерно отказали Прокуратуре в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку. Эти доводы по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, так как на основании части 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.07.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020 по делу N А82-8489/2020, кассационную жалобу Тутаевской межрайонной прокуратуры - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Одним из требований, предусмотренных частью 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ в отношении организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, является обязанность иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с этим осуществление Предприятием деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов без лицензии само по себе свидетельствует о нарушении данного требования промышленной безопасности, и, следовательно, о наличии в действиях Предприятия признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что осуществление Предприятием деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов без лицензии следует квалифицировать по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, следовательно Прокуратура ненадлежащим образом квалифицировала совершенное Предприятием административное правонарушение по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
...
Вопрос о взыскании государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, так как на основании части 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 января 2021 г. N Ф01-15676/20 по делу N А82-8489/2020