Нижний Новгород |
|
05 февраля 2021 г. |
Дело N А17-7126/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.02.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.02.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заявителя: Четайкина А.В. (прокурор),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Туристической компании "Веста"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.06.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.08.2020
по делу N А17-7126/2019
по заявлению Прокуратуры Лежневского района
к обществу с ограниченной ответственностью Туристической компании "Веста"
(ИНН: 3702046548, ОГРН: 1033700114975)
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
и установил:
Прокуратура Лежневского района (далее - Прокуратура, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Туристической компании "Веста" (далее - Общество) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 23.09.2019 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019 решение Арбитражного суда Ивановской области от 23.09.2019 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.03.2020 решение Арбитражного суда Ивановской области от 23.09.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ивановской области.
Арбитражный суд Ивановской области 28.04.2020 заявление Прокуратуры к Обществу о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ принято на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 15.06.2020 заявленные требования удовлетворены, Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 27.08.2020 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, назначенный штраф в размере 150 000 рублей является чрезмерно карательным. Финансовое и имущественное положение ответчика является крайне тяжелым из-за закрытия детских оздоровительных лагерей.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Прокуратура в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилось в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Прокуратура в рамках исполнения задания от 23.05.2019 N 7/2-32-2019 провела проверку исполнения Обществом законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о техническом регулировании, о безопасности пищевой продукции и о ветеринарии, об основных гарантиях ребенка.
В ходе проверки установлено, что на хранении и реализации в пищевом блоке детского оздоровительного лагеря "Янтарь" (далее - ДОЛ), в котором осуществляет деятельность Общество, находилась продукция животного происхождения, а именно: яйцо куриное пищевое столовое, выработанное ОАО "Агрофирма "Птицефабрика Сеймовская", Нижегородская область, город Володарск, улица Мичурина, в количестве 90 штук, срок годности, установленный изготовителем при температуре от 0° до +20° - 25 суток, срок годности истек 28.07.2019; говядина тушеная высший сорт, выработанная ООО "Гусевский консервный комбинат" 02.09.2014, Калининградская область, город Гусев, улица Красноармейская, дом 20, в количестве 0,740 кг, срок годности, установленный изготовителем при температуре от 0° до +20° - 5 лет, срок годности истек 02.09.2018.
Данные обстоятельства признаны Прокуратурой нарушением Обществом требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 (далее - ТР ТС 034/2013), Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ).
Исполняющий обязанности заместителя прокурора Лежневского района в присутствии представителя Общества вынес 19.08.2019 постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ Прокуратура направила в Арбитражный суд Ивановской области заявление о привлечении Общества к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 65, 71, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями КоАП РФ, Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) и ТР ТС 021-2011, Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу и привлек нарушителя к административной ответственности в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В части 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение, в том числе, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации.
Действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения такого вреда влекут применение административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно примечанию к указанной норме под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам, которые установлены нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Закона N 184-ФЗ.
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулирует Закон N 29-ФЗ.
В пункте 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Обязательные требования безопасности к объектам технического регулирования, к которым относятся пищевая продукция, а также связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, установлены ТР ТС 021/2011.
В соответствии со статьей 4 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье.
Согласно статье 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется (часть 1). Пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (часть 2). Пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции (часть 3). Пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза (часть 4).
В силу пункта 1 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Сроки годности и условия хранения пищевой продукции устанавливаются изготовителем (пункт 6 статьи 7 ТР ТС 021/2011).
Статьей 17 ТР ТС 021/2011 установлено, что при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем (пункт 7). При реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем (пункт 12).
Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (пункт 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011).
Факт нарушения Обществом требований Закона N 184-ФЗ, Закона N 29-ФЗ, ТР ТС 021/2011 в части хранения в пищевом блоке ДОЛ пищевой продукции (яйца куриного столового пищевого), предназначенного для производства питания детей, с истекшим сроком годности, что создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, судами установлен, материалами дела подтвержден.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, суды не установили.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Оснований для признания допущенного Обществом нарушения малозначительным судами не установлено. Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Суды не усмотрели оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку допущенное нарушение влечет серьезную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Ссылка заявителя жалобы на невозможность оплаты штрафа в установленном размере в связи с тяжелым финансовым положением не является основанием для полного освобождения Общества от административного наказания с учетом действующего правового регулирования. Финансовое положение учтено судом первой инстанции при снижении размера административного штрафа менее минимального размера, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. В связи с этим государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в размере 4200 рублей подлежит возврату Обществу в порядке, установленном в статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.06.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.08.2020 по делу N А17-7126/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Туристической компании "Веста" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Туристической компании "Веста" из федерального бюджета 4200 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 03.11.2020 N 2353.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, суды не установили.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
...
Суды не усмотрели оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку допущенное нарушение влечет серьезную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Ссылка заявителя жалобы на невозможность оплаты штрафа в установленном размере в связи с тяжелым финансовым положением не является основанием для полного освобождения Общества от административного наказания с учетом действующего правового регулирования. Финансовое положение учтено судом первой инстанции при снижении размера административного штрафа менее минимального размера, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 февраля 2021 г. N Ф01-14977/20 по делу N А17-7126/2019
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-14977/20
27.08.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4723/20
15.06.2020 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-7126/19
25.03.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-9363/20
05.12.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9886/19
23.09.2019 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-7126/19