Нижний Новгород |
|
05 февраля 2021 г. |
Дело N А38-3023/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Марлесресурс"
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 14.07.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020
по делу N А38-3023/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Марлесресурс"
(ИНН: 1204003724, ОГРН: 1101218000180)
о признании незаконным и об отмене постановления Министерства природных
ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл
о привлечении к административной ответственности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Марлесресурс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл (далее - Министерство) от 12.05.2020 N 004392. Указанным постановлением Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением суда от 14.07.2020 оспариваемое постановление изменено в части размера назначенного наказания, размер штрафа уменьшен до 100 000 рублей.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения КоАП РФ, Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Использование Обществом участка лесного фонда на основании договора аренды лесного участка и наличие проекта освоения лесов свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Министерство в отзыве отклонило доводы жалобы.
Определением суда округа от 16.12.2020 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось (статья 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Общество и Министерство заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителей.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Марий Эл и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Министерство на основании договора аренды от 08.09.2016 N 8 передало Обществу во временное владение и пользование участок лесного фонда ( кадастровый номером 12:04:0230106:57), расположенный в квартале 64 выделах 8 и 9 Учебно-опытного участкового лесничества Куярского лесничества Медведевского района Республики Марий Эл для осуществления рекреационной деятельности.
Министерство осуществило плановый (рейдовый) осмотр лесного участка, по результатам которого составило акт от 27.03.2020, к которому были приложены фототаблица и тематическая лесная карта. В ходе осмотра установлено, что на арендованном лесном участке находится 9 временных построек и сооружений, 7 из них не соответствуют тематической лесной карте проекта освоения лесов. Лесная декларация об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов на арендуемом участке не подавалась.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 7.9 КоАП РФ, Министерство составило протокол об административном правонарушении от 16.04.2020 N 004392. Постановлением от 12.05.2020 N 004392 Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Общество оспорило постановление в судебном порядке.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Кодекса, Правилами использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденными приказом Рослесхоза от 21.02.2012 N 62 (далее - Правила N 62), Порядком заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденным приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 (далее - Порядок N 17), разъяснениями, приведенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях (далее - Постановление N 10), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения. Вместе с тем счел возможным снизить размер штрафа до 100 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В статье 7.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков, в том числе для возведения построек (строительства) без специальных разрешений на использование указанных участков.
Согласно статьям 6 - 8 Кодекса леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, использование, охрана, защита, воспроизводство которых осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 9 Кодекса право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Кодексом.
В силу частей 1, 2 статьи 12 Кодекса освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (часть 1 статьи 41 Кодекса).
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства (часть 2 статьи 41 Кодекса).
В части 5 статьи 41 Кодекса предусмотрено, что правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду (часть 4 статьи 41 Кодекса).
Из части 1 статьи 88 Кодекса следует, что лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Кодекса.
Согласно пункту 7 Правил N 62 (действующих в период спорных правоотношений) лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право: осуществлять использование лесов в соответствии с документами о предоставлении лесного участка, в том числе договором аренды; возводить временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство.
В соответствии с пунктами 8 и 9 Правил N 62 лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Кодекса и осуществлять использование лесов в соответствии с проектом; в соответствии с частью 2 статьи 26 Кодекса подавать ежегодно лесную декларацию.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 утвержден состав проекта освоения лесов и порядка его разработки.
Пункт 19 указанного приказа (подраздел "Осуществление рекреационной деятельности") устанавливает перечень сведений, содержащихся в составе проекта освоения лесов, соответствующего данному виду разрешенного использования. В их числе, размещение проектируемых объектов на лесном участке (тематическая лесная карта).
На основании частей 1 и 2 статьи 26 Кодекса, пункта 2 Порядка N 17 в соответствии с проектом освоения лесов ежегодно не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов в уполномоченный орган подается лесная декларация, под которой понимается заявление об использовании лесов.
Из положений приведенных норм следует, что использование лесного участка допускается на основании совокупности документов: договора аренды, проекта освоения лесов, лесной декларации.
Исследовав и оценив материалы дела, суды признали доказанным использование Обществом лесного участка с нарушением указанных норм (размещение строений в местах, не предусмотренных проектом освоением лесов; без подачи декларации).
Доказательства невозможности соблюдения требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Общество не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 7.9 КоАП РФ.
Суды не установили нарушений КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, не усмотрели оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) и замены административного штрафа на предупреждение (статьи 3.4, 4.1.1 КоАП РФ).
При разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания суды обоснованно учли конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, характер совершенного правонарушения и снизили размер штрафа до 100 000 рублей, что составляет половину размера минимального штрафа, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ. Назначенное Обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
С учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, оснований для отмены принятых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Республики Марий Эл и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 14.07.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020 по делу N А38-3023/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Марлесресурс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства невозможности соблюдения требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Общество не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 7.9 КоАП РФ.
Суды не установили нарушений КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, не усмотрели оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) и замены административного штрафа на предупреждение (статьи 3.4, 4.1.1 КоАП РФ).
При разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания суды обоснованно учли конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, характер совершенного правонарушения и снизили размер штрафа до 100 000 рублей, что составляет половину размера минимального штрафа, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ. Назначенное Обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 февраля 2021 г. N Ф01-14914/20 по делу N А38-3023/2020