Нижний Новгород |
|
09 февраля 2021 г. |
Дело N А43-7344/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя от заявителя: Дмитриевской М.Н.
(доверенность 28.12.2020 N 01-404/Д),
и заинтересованных лиц Политова И.Н., Политовой И.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.07.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2020
по делу N А43-7344/2020
по заявлению администрации города Нижнего Новгорода
о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
по Нижегородской области,
заинтересованные лица: администрация Ленинского района города Нижнего Новгорода,
федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области", Политов И.Н., Политова А.И., Политова М.Н. и Политов В.Н.,
и установил:
администрация города Нижнего Новгорода (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (далее - Управление) от 30.01.2020 N 20030239 об устранении выявленных нарушений.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Ленинского района города Нижнего Новгорода (далее - Администрация района), федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области" (далее - Учреждение), Политов И.Н., Политова А.И., Политова М.Н. и Политов В.Н.
Решением суда от 30.07.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2020 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25 (далее - Правила N 25), СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.06.2017 N 83 (далее - Санитарные правила), просит отменить судебные акты. Обязанность по соблюдению санитарно-гигиенических требований законодательством закреплена за нанимателями (пользователями) жилого помещения, поэтому предписание, обязывающее Администрацию организовать и провести дезинсекционную обработку квартиры, незаконно.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Политов И.Н. в судебном заседании отклонил доводы жалобы и сообщил, что дезинсекционная обработка помещений выполнена.
Учреждение в отзыве возразило против позиции заявителя и заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, жилое помещение (квартира 73, расположенная по адресу: город Нижний Новгород, площадь Комсомольская, дом 2, корпус 3), в которой проживает наниматель Политов И.Н. с членами семьи, находится в муниципальном жилищном фонде.
Управление с 27 по 30.01.2020 на основании проверки фактов, изложенных в обращении от 29.11.2019 N 13873/ж-2019, провела в отношении Администрации внеплановую выездную проверку (согласована с органами прокуратуры; проведена с привлечением специалистов Учреждения).
В ходе проверки осуществлено санитарно-эпидемиологическое обследование квартиры, в которой обнаружены следы жизнедеятельности клопов. Квартира захламлена, насекомые (клопы) расползаются в соседние квартиры. В нарушение Санитарных правил меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, не соблюдаются (акт обследования от 27.01.2020).
Результаты проверки отражены в акте от 30.01.2020 N 20030239, составленном в присутствии представителя Администрации.
По итогам проверки Управление выдало Администрации предписание 30.01.2020, обязывающее в срок до 17.03.2020 обеспечить организацию и проведение дезинсекционных обработок от клопов жилого помещения, балансодержателем которого она является.
Администрация оспорила предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Закона N 52-ФЗ, Санитарных правил, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Суды установили, стороны не оспаривают, что предписание выдано Управлением в пределах предоставленных полномочий (Закон N 52-ФЗ, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332).
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, статья 8 Закона N 52-ФЗ).
В силу статьи 1 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими, в том, числе, территорий, зданий, строений, сооружений, помещений. Несоблюдение этих требований создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (часть 2 статьи 2 Закона N 52-ФЗ).
Согласно статье 11 Закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу части 3 статьи 23, части 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Санитарные правила (пункт 1.1) устанавливают требования к организации и проведению мероприятий по уничтожению и (или) снижению численности, созданию неблагоприятной среды обитания для членистоногих, имеющих эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение.
Дезинсекция включает в себя организационные, санитарно-технические, санитарно-гигиенические и истребительные мероприятия, направленные на уничтожение членистоногих. Дезинсекция проводится, в том числе, в жилых зданиях, помещениях, сооружениях (пункты 2.1, 2.2 Санитарных правил).
Органы местного самоуправления, в числе прочего, обеспечивают организацию и проведение дезинсекционных обработок жилых зданий, помещений (в том числе подвальных), сооружений, балансодержателями которых они являются, и прилегающей к ним территории (пункт 3.2 Санитарных правил).
Суды установили, материалами дела подтверждено, что спорное жилое помещение числится в реестре муниципального имущества. На момент проверки обнаружено, что указанная квартира захламлена, в ней имеются насекомые (клопы), расползающиеся в соседние квартиры, и это создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний. В нарушение Закона N 52-ФЗ, Санитарных правил мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием помещения, по уничтожению насекомых в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Администрация не проводила.
Таким образом, вывод судов о наличии оснований для выдачи Администрации оспариваемого предписания в связи с несоблюдением требований законодательства санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является правильным.
Довод заявителя о том, что в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 25 указанные в предписании мероприятия являются обязанностью нанимателей жилого помещения, отклоняется, поскольку возложение на нанимателей соблюдения санитарно-гигиенических требований при пользовании жилыми помещениями не исключает обязанность Администрации соблюдать положения Закона N 52-ФЗ и Санитарных правил.
Установив, что выданное по результатам проверки предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, выдано надлежащему субъекту, направлено на устранение выявленных нарушений в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является исполнимым, суды правомерно не усмотрели оснований для признания предписания недействительным.
Выводы судов соответствуют материалам дела, им не противоречат. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.07.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2020 по делу N А43-7344/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 3 статьи 23, части 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
...
Дезинсекция включает в себя организационные, санитарно-технические, санитарно-гигиенические и истребительные мероприятия, направленные на уничтожение членистоногих. Дезинсекция проводится, в том числе, в жилых зданиях, помещениях, сооружениях (пункты 2.1, 2.2 Санитарных правил).
Органы местного самоуправления, в числе прочего, обеспечивают организацию и проведение дезинсекционных обработок жилых зданий, помещений (в том числе подвальных), сооружений, балансодержателями которых они являются, и прилегающей к ним территории (пункт 3.2 Санитарных правил).
...
Довод заявителя о том, что в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 25 указанные в предписании мероприятия являются обязанностью нанимателей жилого помещения, отклоняется, поскольку возложение на нанимателей соблюдения санитарно-гигиенических требований при пользовании жилыми помещениями не исключает обязанность Администрации соблюдать положения Закона N 52-ФЗ и Санитарных правил."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 февраля 2021 г. N Ф01-15885/20 по делу N А43-7344/2020