Нижний Новгород |
|
11 февраля 2021 г. |
Дело N А43-14638/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.02.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Байрамовой Д.Э. (доверенность от 31.12.2020 N 72),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.07.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020
по делу N А43-14638/2020
по заявлению акционерного общества "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород"
(ОГРН: 1025203035351, ИНН: 5260070633)
о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 11.03.2020 N 515-15-43/9/2020,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Грушев Валерий Иванович,
и установил:
акционерное общество "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее -Инспекция) от 11.03.2020 N 515-15-43/9/2020.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Грушев Валерий Иванович (далее - Грушев В.И.).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 21.07.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. Ссылаясь на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Общество указывает, что согласно акту от 27.01.2020 N 3300-13 газовый счетчик абонента не отображал измерений (счетный механизм не вращался) в течение 5 минут. При исправной работе прибора учета газа марки СГК-G4, N 695390, счетный механизм должен произвести вращение на 17,5 деления. Таким образом, прибор учета газа является вышедшим из строя, неисправным. Именно Общество, как единственный поставщик газа в области, должно быть извещено о неисправности прибора, а не иное лицо.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Инспекция и третье лицо, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечили, отзыв на жалобу не представили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 11.03.2020 N 515-15-43/9/2020 Инспекция 11.03.2020 провела внеплановую документарную проверку в отношении Общества.
В ходе проверки Инспекция установила неправомерное доначисление Обществом платы за газ потребителю за период с 27.07.2019 по 26.01.2020, исходя из норматива потребления газа.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 11.03.2020 N 543/9/2020.
Обществу выдано предписание от 11.03.2020 N 515-15-43/9/2020 об устранении выявленных нарушений, которым на него возложена обязанность произвести перерасчет размеров платы за коммунальную услугу по газоснабжению по лицевому счету Грушева В.И. за период с 27.07.2019 по 26.01.2020 исходя из показаний индивидуального прибора учета газа.
Общество не согласилось с данным предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549), Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспоренное предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационные жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили, и заявитель жалобы не оспаривает, что предписание выдано Инспекцией в пределах полномочий, предоставленных ей законодательством.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ определено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 3 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
На основании части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 24, 25 Правил N 549 при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:
а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;
б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;
в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;
г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
Определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу. Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку (пункт 27 Правил N 549).
Согласно пункту 28 Правил N 549 в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте "б" пункта 25 настоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу. В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
Как следует из материалов дела, для учета производимых начислений и платежей открыт лицевой счет N 021000010088 на имя Грушева Валерия Ивановича, установлено газовое оборудование: газовая плита, АГВ (отопительный прибор), до 27.01.2020 установлен индивидуальный прибор учета газа СГК-G4 (заводской номер 695390), с 27.01.2020 установлен прибор учета газа СГК- G4 (заводской номер 489021).
На момент проведения работ по замене прибора учета установлено, что прибор учета газа CTK-G4 (заводской номер 695390) не отображал результат измерений в течение 5 минут при включении газовой плиты. Прибор учета реагирует на расход газа при включенном АГВ (отопительный прибор). Прибор учета заменен на СГК-G4 (заводской номер 489021). По итогам проверки составлен акт от 27.01.2020 N 3300-13.
Кроме того, абоненту установлен котел (отопительный прибор) АОГВК-17,4, на расход газа которого прибор учета газа CTK-G4 (заводской номер 695390) реагировал, о чем имеется запись в акте от 27.01.2020 N 3300-13.
Общество по результатам проверки по лицевому счету Грушева В.И. произвело доначисление платы за газ за период с 27.07.2019 но 26.01.2020, размер которой определен исходя из норматива потребления газа, в связи с неисправностью прибора учета газа, а именно неотображением результата измерений при включении газовой плиты.
При этом суды установили, что доказательством исполнения потребителем своих обязательств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 21 Правил N 549, является заявление в Лукояновскую МЭГС о замене индивидуального прибора учета газа от 27.01.2020.
Целью выезда сотрудников Общества 27.01.2020 было не проведение проверки, порядок которой предусмотрен пунктами 55 - 62 Правил N 549, а замена индивидуального прибора учета газа именно по заявлению абонента.
Таким образом, индивидуальный прибор учета газа СТК-G4 (заводской номер 695390), должен считается неисправным (вышедшим из строя) с 27.01.2020.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о неправомерном доначислении платы за коммунальную услугу по газоснабжению, исходя из утвержденного норматива потребления.
В материалах дела отсутствуют доказательства исполнения Обществом обязанности по проведению проверок спорного прибора учета до обращения потребителя с заявлением о его замене, акты, фиксирующие факт нарушения пломб либо неисправности прибора учета и недостоверности передаваемых потребителем показаний.
Суды верно указали, что поскольку прибор учета не реагировал на расход при включении газовой плиты (в акте не указано о подключении оборудования), но при этом реагировал при включении АГВ однозначный вывод о неисправности прибора сделать нельзя.
Согласно статье 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
По Порядку проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденному приказом Минпромторга России от 02.07.2015 N 1815 (далее - Порядок N 1815), результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.
Пунктом 5 Порядка N 1815 установлено, что если СИ по результатам поверки, проведенной аккредитованными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, признано ими непригодным к применению, свидетельство о поверке аннулируется и выписывается извещение о непригодности к применению.
В силу пункта 7 Порядка N 1815, находящихся в сфере государственного регулирования, аккредитованными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводившими поверку СИ, передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений в соответствии с Порядком создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него, утвержденным приказом Минпромторга России от 20.08.2014 N 1318 (зарегистрирован в Минюсте России 17.02.2014, регистрационный номер 31337).
Результаты поверки действительны в течение межповерочного интервала (пункт 13 Порядка N 1815).
В пункте 14 Порядка N 1815 установлены сроки действия результатов поверки СИ.
В соответствии с пунктом 18 Порядка N 1815 периодической поверке подвергается каждый экземпляр СИ, находящийся в эксплуатации, через установленный межповерочный интервал.
В связи с этим, суды сделали верный вывод о том, что если в ходе проверки Общество установило неисправность работы прибора учета газа, оно должно направить его на внеочередную поверку, поскольку этого не сделано, то факт неисправности газового счетчика не доказан, так как заключение о неисправности средства измерения, дается вышеуказанными лицами, в связи с чем запись в акте проверки о неисправности газового счетчика не может быть признана надлежащим доказательством.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии у Общества правовых оснований для осуществления перерасчета платы по нормативам потребления газа (за период с 27.07.2019 по 26.01.2020).
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое предписание Инспекции соответствовало действующему законодательству и не нарушало права и законные интересы Общества, и правомерно отказали последнему в удовлетворении заявленного требования.
Установив, что оспариваемое предписание Инспекции является законным и обоснованным и не нарушает законные права и интересы Общества, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Иное толкование заявителем законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и получили надлежащую оценку.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы суда не опровергают. По существу эти доводы сводятся к переоценке установленных судом фактических обстоятельств и исследованных доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.07.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 по делу N А43-14638/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5 Порядка N 1815 установлено, что если СИ по результатам поверки, проведенной аккредитованными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, признано ими непригодным к применению, свидетельство о поверке аннулируется и выписывается извещение о непригодности к применению.
В силу пункта 7 Порядка N 1815, находящихся в сфере государственного регулирования, аккредитованными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводившими поверку СИ, передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений в соответствии с Порядком создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него, утвержденным приказом Минпромторга России от 20.08.2014 N 1318 (зарегистрирован в Минюсте России 17.02.2014, регистрационный номер 31337).
Результаты поверки действительны в течение межповерочного интервала (пункт 13 Порядка N 1815).
В пункте 14 Порядка N 1815 установлены сроки действия результатов поверки СИ.
В соответствии с пунктом 18 Порядка N 1815 периодической поверке подвергается каждый экземпляр СИ, находящийся в эксплуатации, через установленный межповерочный интервал."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 февраля 2021 г. N Ф01-16078/20 по делу N А43-14638/2020