Нижний Новгород |
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А43-9546/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Прытковой В.П.,
судей Елисеевой Е.В., Жегловой О.Н.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Открытого акционерного общества акционерный коммерческий банк "Пробизнесбанк" в лице конкурсного управляющего государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"
на определение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.10.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2020
по делу N А43-9546/2019
по заявлению открытого акционерного общества
акционерный коммерческий банк "Пробизнесбанк"
(ИНН: 7729086087, ОГРН: 1027700508978) в лице конкурсного управляющего государственной корпорации
"Агентство по страхованию вкладов" о включении требований
в реестр требований кредиторов Колесова Сергея Павловича (ИНН: 525000265316)
и установил:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Колесова Сергея Павловича (далее - должник) открытое акционерное общество акционерный коммерческий банк "Пробизнесбанк" (далее - Банк; кредитор) в лице конкурсного управляющего государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о включении требований в сумме 509 245 рублей 60 копеек в реестр требований кредиторов должника.
Суд первой инстанции определением от 13.10.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2020, отказал в удовлетворении заявленных требований. При вынесении судебных актов суды, руководствуясь статьями 16, 100 142, 213.1, 213.7, 213.8 и 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), статьями 16, 64 и 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), пришли к выводу об отсутствии оснований для включения заявленной суммы в реестр требований кредиторов в связи с пропуском срока на принудительное исполнение судебного акта.
Кредитор, не согласившись с состоявшимися судебными актами, обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение от 13.10.2020 и постановление от 08.12.2020 и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель, со ссылкой на возможность восстановления срока предъявления исполнительного документа, указывает, что в рамках исполнительного производства взыскания не производились. Представить доказательства возбуждения/окончания исполнительного производства в отношении Колесова С.П. не представляется возможным в связи с истечением срока их хранения.
Банк направил в суд округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность определения Арбитражного суда Нижегородской области от 13.10.2020 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2020 по делу N А43-9546/2019 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в обжалуемой части в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Кстовский городской суд заочным решением от 20.10.2014 по делу N 2-2562/2014 взыскал с Колесова С.П. в пользу Банка задолженность по кредитному договору от 07.05.2013 N 788-36492205-810/13ф в сумме 165 589 рублей 17 копеек, в том числе 91 964 рубля 17 копеек основного долга, 22 317 рублей 07 копеек процентов за пользование кредитом, 51 307 рублей 93 копейки пеней за несвоевременное погашение платежа, а также 4511 рублей 78 копеек расходов по уплате государственной пошлины.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 17.05.2019 признал должника несостоятельным (банкротом) и ввел процедуру реализации имущества гражданина.
Сославшись на наличие задолженности по кредитному договору в общей сумме 509 245 рублей 60 копеек, подтвержденной вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции, Банк обратился в суд с настоящим заявлением.
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, суд округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов.
В силу пункта 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой. Установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Требования кредитора подтверждены вступившим в законную силу судебным актом.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. При этом каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу пункта 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Действующее законодательство четко определяет порядок и сроки принудительного исполнения судебного акта. После истечения такого срока юридически невозможно принудительно исполнить соответствующее решение суда.
Согласно пункту 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ исполнительные документы, по которым истек срок предъявления их к исполнению, судебным приставом-исполнителем к производству не принимаются.
Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу (статья 21 Закона N 229-ФЗ).
Таким образом, предусмотренный законом срок для предъявления исполнительного листа к исполнению установлен для реализации права взыскателя на принудительное исполнение исполнительного листа посредством органов принудительного исполнения судебных актов.
С истечением данного срока, если он не был прерван или восстановлен судом, у взыскателя прекращается право требовать принудительного исполнения судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист. Следовательно, с истечением сроков для предъявления исполнительного листа к исполнению взыскатель может получить удовлетворение только в случае, если должник добровольно произведет исполнение.
В случае пропуска взыскателем срока предъявления исполнительного документа к исполнению по уважительным причинам его восстановление осуществляется судом в порядке, установленном статьей 23 Закона N 229-ФЗ, применяемой в системной связи с частью второй статьи 432 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Обращение кредитора в рамках дела о банкротстве должника с заявлением о включении в реестр требований кредиторов требования, основанного на вступившем в законную силу судебном акте, представляет собой особый способ удовлетворения такого требования, минуя органы принудительного исполнения судебных актов. В связи с этим взыскатель, не реализовавший свое право на принудительное исполнение судебного акта в отношении должника посредством органов принудительного исполнения судебных актов и пропустивший срок на предъявление исполнительного листа к исполнению, не вправе осуществлять его при возбуждении дела о банкротстве в отношении должника, поскольку утратил право удовлетворения своего требования в установленном процессуальным законодательством порядке.
Суды установили, что исполнительное производство от 05.02.2015 N 5327/15/52035-ИП окончено в связи с невозможностью взыскания, исполнительный документ возвращен взыскателю. Доказательств повторного предъявления исполнительного документа в пределах трехлетнего срока, установленного статьей 21 Закона N 229-ФЗ, не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения заявленной задолженности в реестр требований кредиторов должника.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов.
Обжалованные судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд округа не установил.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы по данной категории дел государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.10.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2020 по делу N А43-9546/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Открытого акционерного общества акционерный коммерческий банк "Пробизнесбанк" в лице конкурсного управляющего государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.П. Прыткова |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 февраля 2021 г. N Ф01-30/21 по делу N А43-9546/2019