Нижний Новгород |
|
03 марта 2021 г. |
Дело N А79-6023/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.03.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.03.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Никитина Евгения Витальевича
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.08.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020
по делу N А79-6023/2020
по заявлению прокурора Ядринского района Чувашской Республики
к индивидуальному предпринимателю Никитину Евгению Витальевичу
о привлечении к административной ответственности
и установил:
прокурор Ядринского района Чувашской Республики (далее - Прокуратура, административный орган) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Никитина Евгения Витальевича (далее - ИП Никитин Е.В., Предприниматель) к административной ответственности по 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 04.08.2020 Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020 решение суда оставлено без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения КоАП РФ, Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), необоснованно не усмотрели оснований для признания правонарушения малозначительным. Указывает, что Прокуратура в ходе проверки допустила процессуальные и существенные нарушения.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
В возражении на кассационную жалобу Прокуратура указала на несостоятельность аргументов заявителя и попросила оставить оспоренные судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании решении заместителя прокурора Ядринского района Чувашской Республики от 16.06.2020 N 27 в отношении Предпринимателя проведена проверка по соблюдению требований законодательства о качестве и безопасности пищевых продуктов при продаже мясной продукции.
В ходе проверки установлено, что в магазине "Перекресток", расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Ядрин, улица Октябрьская, дом 7, в котором предпринимательскую деятельность осуществляет ИП Никитин Е.В., предлагались к реализации выставленные в холодильном оборудовании пищевые продукты без указания сведений о составе пищевой продукции, количестве, даты изготовления, сроке годности, условий хранения, наименовании и месте нахождения пищевой продукции: котлеты, упакованные в три целлофановых пакета общим весом 1,508 килограмма. Кроме того, в морозильной витрине были выявлены три упаковки замороженного фарша по-домашнему "Смаковдин" общим весом 0,9 килограмма (производство ИП Свиричевский Д.Ю.) с истекшим 06.06.2020 сроком годности (дата изготовления - 09.12.2019, срок годности на этикетке - не более 180 суток).
Нарушения зафиксированы в акте проверки от 16.06.2020 с приложением фотоматериалов.
Усмотрев в действиях Предпринимателя состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, Прокуратура вынесла постановление от 18.06.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении и обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 65, 71, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями КоАП РФ, Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), Федерального закона 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), нормами Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 (далее - ТР ТС 034/2013), Технического регламента Таможенного союза 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 (далее - ТР ТС 022/2011) и ТР ТС 021-2011, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Предпринимателя состава вменяемого правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу и привлек нарушителя к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В части 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение, в том числе, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации.
Ответственность за совершение действий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавших угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно пункту 7 статьи 17 ТР ТС 021/2011 при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
При реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем (пункт 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011).
В соответствии с пунктом 12 ТР ТС 034/2013, не допускается обращение на рынке государств-членов продуктов убоя и мясной продукции, не соответствующих требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, в том числе продуктов убоя и мясной продукции с истекшим сроком годности.
Продукты убоя и мясная продукция, находящиеся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должны быть безопасны (пункт 13 ТР ТС 034/2013).
Согласно пунктам 88, 89 ТР ТС 034/2013 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей продуктов убоя и мясной продукции, обязаны осуществлять процессы их хранения, перевозки и реализации таким образом, чтобы данная продукция соответствовала требованиям технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции (пункт 9 статьи 17 ТР ТС 021/2011).
В силу пункта 13 статьи 17 ТР ТС 021/2011, если осуществляется реализация пищевой продукции, не упакованной в потребительскую упаковку, или часть информации о которой размещена на листках-вкладышах, прилагаемых к упаковке, продавец обязан довести информацию о такой продукции до сведения потребителя.
Согласно статьей 39 ТР ТС 021/2011 маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В силу статьи 3 ТР ТС 022/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему Техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В подпункте 1 пункта 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 содержаться сведения которые содержаться в маркировке упакованной пищевой продукции.
Предусмотренная пунктом 1 части 4.1 указанной статьи и нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 этой же статьи (пункт 2 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011).
Согласно пункту 5 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011 при фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствии потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения. Иные сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции (в том числе путем нанесения на потребительскую упаковку и (или) этикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу или прилагаемый к каждой упаковочной единице продукции).
Маркировка продуктов убоя и мясной продукции должна соответствовать требованиям ТР ТС 022/2011, а также требованиям, установленным пунктами 107 - 126 настоящего технического регламента (пункт 106 ТР ТС 034/2013).
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ установлены обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии со статьей 36 Закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установили суды, что Предприниматель в магазине "Перекресток", допустил оборот мясной продукции (котлеты, упакованные в три целлофановых пакета, общим весом 1,508 килограмма) без соответствующей маркировки с информацией о составе пищевой продукции, количестве, дате изготовления, сроке годности, условиях хранения, наименовании и месте нахождения изготовителя пищевой продукции, а также допустил оборот мясной продукции (три упаковки замороженного фарша по-домашнему "Смаковдин" общим весом 0,9 килограмма (производство ИП Свиричевский Д.Ю.)) с истекшим 06.06.2020 сроком годности (дата изготовления - 09.12.2019, срок годности на этикетке - не более 180 суток).
Исследовав и оценив материалы дела (акт проверки от 16.06.2020, объяснения Предпринимателя, фотоматериалы, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 18.06.2020 и другие), суды признали доказанным, что в нарушение требований Технических регламентов на реализации в принадлежащем Предпринимателю магазине находилась пищевая продукция с истекшим сроком годности и без соответствующей маркировки с информацией. Нарушение указанных требований создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о совершении Предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Поскольку доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Предприниматель принял все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено, суды правомерно признали заявителя виновным в совершении вмененного административного правонарушения и назначили наказание в виде штрафа.
Вопреки доводам заявителя жалобы собранным Прокуратурой и представленным в дело доказательствам суды дали оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности (в их совокупности и взаимной связи) (статьи 26.2 КоАП РФ, статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Существенных процессуальных нарушений в ходе проверки и при производстве по делу об административном правонарушении суды не установили.
Установив, что у Предпринимателя имелась объективная возможность для выполнения требований действующего законодательства, но оно не приняло соответствующие меры для их выполнения, суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Сделанные выводы основаны на материалах дела, исследованных судами полно, всесторонне и объективно. Представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Иное толкование заявителем положений законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.08.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020 по делу N А79-6023/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Никитина Евгения Витальевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив материалы дела (акт проверки от 16.06.2020, объяснения Предпринимателя, фотоматериалы, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 18.06.2020 и другие), суды признали доказанным, что в нарушение требований Технических регламентов на реализации в принадлежащем Предпринимателю магазине находилась пищевая продукция с истекшим сроком годности и без соответствующей маркировки с информацией. Нарушение указанных требований создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о совершении Предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
...
Установив, что у Предпринимателя имелась объективная возможность для выполнения требований действующего законодательства, но оно не приняло соответствующие меры для их выполнения, суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 марта 2021 г. N Ф01-249/21 по делу N А79-6023/2020