Нижний Новгород |
|
04 марта 2021 г. |
Дело N А28-12963/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Мамонова Романа Владимировича
на решение Арбитражного суда Кировской области от 01.09.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020
по делу N А28-12963/2019
по заявлению акционерного общества "Куприт"
(ОГРН: 1024301305654, ИНН: 4346049110)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции
Кировской области (ОГРН: 1024301334089, ИНН: 4345049124),
третье лицо - Мамонов Роман Владимирович,
и установил:
акционерное общество "Куприт" (далее - Общество, АО "Куприт") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным и об отмене предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - Инспекция, уполномоченный орган) от 13.08.2019 N 62/2624/19П.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Мамонов Роман Владимирович (далее - третье лицо, Мамонов Р.В.).
Решением суда первой инстанции от 01.09.2020 заявленное требование удовлетворено, оспариваемое предписание признано недействительным.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 24.11.2020 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Мамонов Р.В. не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статьи 426, 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Мамонов Р.В. утверждает, что фактического исполнения услуги по вывозу ТКО в его пользу АО "Куприт" не осуществлялось; потребитель не вправе заполнять контейнеры для ТКО, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Инспекции от 23.07.2019 N 2624/2019 в период с 26.07 по 13.08.2019 в отношении АО "Куприт" проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, указанных в обращении гражданина, проживающего в доме по адресу: город Киров, поселок Садаковский, улица Чистяковская, дом 13 (далее - дом N 13).
В ходе проверки установлено, что в соответствии с соглашением от 24.04.2018, заключенным Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и АО "Куприт" об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Кировской области, региональный оператор приступил к оказанию услуг по обращению с ТКО с 01.01.2019.
Согласно письму Общества от 01.08.2019 N 5886 способом организации накопления ТКО для потребителей, проживающих в доме N 13, является контейнерная площадка, расположенная по адресу: город Киров, поселок Садаковский, улица Изумрудная, 1 (реестровый N 12219), на расстоянии ориентировочно 230 метров от дома N 13.
По информации администрации города Кирова место накопления ТКО для потребителей, проживающих в доме N 13, расположено по адресу: город Киров, поселок Садаковский, улица. Изумрудная, 1, включенное в реестр мест накоплений города Кирова. Расстояние от дома N 13 до места накопления ТКО составляет более 200 метров.
Установив данное обстоятельство, Инспекция пришла к выводу о нарушении администрацией города Кирова требований действующего законодательства, что не позволило АО "Куприт" в период с 01.01 по 06.07.2019 предоставить коммунальную услугу по обращению с ТКО для потребителей, проживающих в доме N 13, надлежащего качества.
Поскольку услуга по обращению с ТКО в январе - июне 2019 года не оказывалась, Общество не должно было начислять плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО в данный период.
Проверкой установлено нарушение Обществом требований пунктов 148 (22), 148 (45), 148 (46), 148 (47) Правил N 354 и пункта 17 приложения N 1 к Правилам N 354.
По результатам проверки составлен акт от 13.08.2019 N 19/47/5695.
В целях устранения выявленного нарушения Обществу выдано предписание от 13.08.2019 N 62/2624/19П (с учетом корректировки), возлагающее на Общество обязанность в срок до 13.10.2019 произвести снятие излишне начисленной платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период январь - июнь 2019 года собственникам (нанимателям) дома N 13.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона N 89-ФЗ, Правилами N 354, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование и признал недействительным оспариваемое предписание.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесены разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ) в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
В статье 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ определены требования к местам (площадкам) накопления отходов. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 названной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила N 1039).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (пункт 3 Правил N 1039).
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 11 Правил N 1039).
Из материалов дела видно, что для жителей дома 96 улицы Павла Корчагина города Кирова коммунальная услуга по обращению с ТКО оказывалась на контейнерной площадке, находящейся по адресу: город Киров, улица Филатова, дом 12. Указанная контейнерная площадка включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования "Город Киров", регистрационный номер 3004.
На основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Кировской области от 24.04.2018 Общество является с 01.01.2019 региональным оператором по обращению с ТКО.
На основании пункта 148 (12) Правил N 354 региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В пункте 148 (22) Правил N 354 определено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги; производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет, в том числе право: получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества; получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю для уплаты размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней) (пункт 148 (24) Правил N 354).
При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (пункт 148 (45) Правил N 354).
Объем (количество) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю в жилом или нежилом помещении рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива накопления твердых коммунальных отходов за расчетный период или расчетной величины потребления коммунальной услуги, определенной в соответствии с пунктами 148 (30) и 148 (38) настоящих Правил в зависимости от способа расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 148 (47) Правил N 354).
В пункте 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64, определено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Оспариваемым предписанием на Общество возложена обязанность произвести снятие излишне начисленной платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период январь - июнь 2019 года собственникам (нанимателям) дома N 13. Данное требование предъявлено ответчиком заявителю в связи с установленным фактом нарушения администрацией города Кирова требований действующего законодательства в части организации контейнерной площадки для жителей дома N 13 на расстоянии, не превышающем 100 м.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для выдачи оспариваемого предписания, возлагающего на регионального оператора обязанность произвести снятие излишне начисленной платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Суды верно указали, что факт расположения ближайшего к дому N 13 места накопления ТКО на расстоянии более 100 метров не свидетельствует о правомерности требований предписания от 13.08.2019 N 62/2624/19П. Несоблюдение предусмотренного пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 расстояния между контейнерной площадкой для складирования ТКО и жилым домом не означает, что региональный оператор не оказывал услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с места (площадки) накопления, расположенного на большем чем 100 метров расстоянии от жилых домов.
Организация мест накопления ТКО и определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО отнесены к компетенции органа местного самоуправления, о чем свидетельствуют взаимосвязанные положения статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ, пункта 18 части 1 статьи 14, пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 Правил N 1039. Таким образом, если площадка накопления ТКО для конкретного дома не сформирована, соответствующая обязанность возлагается на органы местного самоуправления.
В силу прямого указания закона предписанием на регионального оператора может быть возложена обязанность по устранению только тех нарушений, которые допущены данным хозяйствующим субъектом. В данном деле доказательств совершения региональным оператором действий, находящихся в пределах его ответственности и свидетельствующих о неоказании услуги по обращению с ТКО, не представлено.
Для потребителей, проживающих в доме N 13, место накопления ТКО располагается по адресу: город Киров, поселок Садаковский, улица Изумрудная, 1. Данный факт подтверждается реестром мест (площадок) накопления ТКО на территории города Кирова по состоянию на 16.01.2019, в котором указано, что место накопления ТКО по названному адресу предназначено для ТКО, образуемых от деятельности физических и юридических лиц, находящихся на территории поселка Садаковского Октябрьского района, к которым относятся жильцы дома N 13.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт оказания Обществом в период с января по июнь 2019 года услуги по вывозу ТКО населению поселка Садаковского Октябрьского района, в том числе жильцам дома N 13.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Мамонов Р.В. не представил в материалы дела доказательств, свидетельствующих о том, что фактического исполнения услуги по вывозу ТКО в его пользу АО "Куприт" не осуществлялось.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что, поскольку место накопления отходов для дома N 13 было организовано, возможность осуществлять накопление ТКО обеспечена, нарушений периодичности вывоза ТКО не установлено, то оснований для выдачи заявителю по делу предписания, которое обязывало освободить собственников (нанимателей) дома N 13 от платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период январь - июнь 2019 года, у уполномоченного органа не имелось.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемое предписание Инспекции недействительным.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку; не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба третьего лица не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 01.09.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 по делу N А28-12963/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Мамонова Романа Владимировича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на Мамонова Романа Владимировича.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды верно указали, что факт расположения ближайшего к дому N 13 места накопления ТКО на расстоянии более 100 метров не свидетельствует о правомерности требований предписания от 13.08.2019 N 62/2624/19П. Несоблюдение предусмотренного пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 расстояния между контейнерной площадкой для складирования ТКО и жилым домом не означает, что региональный оператор не оказывал услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с места (площадки) накопления, расположенного на большем чем 100 метров расстоянии от жилых домов.
Организация мест накопления ТКО и определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО отнесены к компетенции органа местного самоуправления, о чем свидетельствуют взаимосвязанные положения статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ, пункта 18 части 1 статьи 14, пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 Правил N 1039. Таким образом, если площадка накопления ТКО для конкретного дома не сформирована, соответствующая обязанность возлагается на органы местного самоуправления."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 марта 2021 г. N Ф01-333/21 по делу N А28-12963/2019
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-333/2021
20.11.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7441/20
01.09.2020 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-12963/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-12963/19
19.09.2019 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-12963/19