Нижний Новгород |
|
17 марта 2021 г. |
Дело N А29-3486/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.03.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения -
Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.08.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020
по делу N А29-3486/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бона"
(ИНН: 1101108330, ОГРН: 1021100525104)
о признании незаконным решения государственного учреждения -
Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
по Республике Коми от 20.12.2019 N 3842,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Полушина Ирина Николаевна,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Бона" (далее - ООО "Бона", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - Фонд) от 20.12.2019 N 3842.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Полушина Ирина Николаевна (далее - Полушина И.Н.).
Решением суда от 10.08.2020 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020 решение суда оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, Фонд правомерно не принял к зачету расходы Общества на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 137 595 рублей 95 копеек. Факт осуществления Полушиной И.Н. трудовых функций в ООО "Бона", ООО "Промдеталь", ООО ТК "Юг-Строй" и ООО "Продком" в периоды временной нетрудоспособности Фонд надлежащим образом доказал; имеющиеся в материалах дела доказательства (в частности, представленные Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Коми сведения) подтверждают, что в периоды временной нетрудоспособности Полушиной И.Н. начислялась и выплачивалась заработная плата.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили в суд округа.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Фонд провел камеральную проверку ООО "Бона" по вопросу правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2017 по 31.12.2018, результаты которой отразил в акте от 12.11.2019 N 3842.
В ходе проверки Фонд пришел к выводу, что в период нетрудоспособности Полушина И.Н. фактически продолжала осуществлять трудовую деятельность в ООО "Бона" (основное место работы), в ООО "Промдеталь", ООО ТК "Юг-Строй" и ООО "Продком" (по совместительству) и получала заработную плату.
По итогам проверки Фонд принял решение от 20.12.2019 N 3842 об отказе в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 156 386 рублей 81 копейки.
ООО "Бона" частично не согласилось с решением Фонда от 20.12.2019 N 3842 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 8, 9, 12, 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", статьями 4.2, 5, 13, 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о том, что отказ Фонда в принятии к зачету спорной суммы расходов на выплату страхового обеспечения является неправомерным.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В подпункте 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.
Как следует из подпунктов 5, 7, 8, 10, 11 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ и пунктов 1 - 5 части 1 статьи 1.4 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка являются видами страхового обеспечения.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
В случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (часть 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
В части 2.1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ установлено, что если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособие назначается и выплачивается ему страхователем по одному из последних мест работы по выбору застрахованного лица.
В силу части 2.2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособие назначается и выплачивается ему либо в соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ страхователями по всем местам работы исходя из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ страхователем по одному из последних мест работы по выбору застрахованного лица.
На основании части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ и пункту 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что на момент наступления страховых случаев Полушина И.Н. работала в ООО "Бона" на должности главного бухгалтера (основное место работы), а также в ООО "Промдеталь", ООО ТК "Юг-Строй" и ООО "Продком" на должности главного бухгалтера (бухгалтера) по совместительству.
Факт наступления страховых случаев документально подтвержден. Наличие документов, подтверждающих выплату пособий застрахованному лицу, а также расчет пособий, произведенных страхователем, Фонд не оспаривает.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, в том числе листки нетрудоспособности, табели учета рабочего времени, письмо ГБУЗ РК "Республиканская инфекционная больница" от 10.07.2020, представленные налоговым органом сведения о назначении Полушиной И.Н. выплат, приказы Общества о поощрении, расчетные листки, справку о доходах по форме 2-НДФЛ, суды установили, что Фонд надлежащим образом не доказал факт осуществления Полушиной И.Н. трудовых функций в период нетрудоспособности, а также получения соответствующих выплат.
Установленные судами фактические обстоятельства не противоречат материалам дела и не подлежат переоценке судом округа в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, приняв во внимание, что Фонд не оспорил наступление страховых случаев, суды сделали правильный вывод о подтверждении Обществом права работника на получение пособий и об отсутствии у Фонда оснований для отказа страхователю в возмещении расходов, произведенных при выплате данных пособий. Заявленное ООО "Бона" требование удовлетворено правомерно.
Доводы Фонда, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.08.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от13.11.2020 по делу N А29-3486/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ и пункту 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 марта 2021 г. N Ф01-493/21 по делу N А29-3486/2020