Нижний Новгород |
|
23 марта 2021 г. |
Дело N А17-10467/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заинтересованного лица: Полищук М.С. (доверенность от 17.03.2021),
Потемкиной Л.Ю. (доверенность от 17.03.2021 N 49)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 23.07.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020
по делу N А17-10467/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Апрель"
(ОГРН: 1143702009758, ИНН: 3702727152)
о признании недействительным предписания
Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области
от 05.11.2019 N 4-лю,
третье лицо - акционерное общество "Ивгортеплоэнерго",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Апрель" (далее - ООО "Апрель", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - Служба, надзорный орган) от 05.11.2019 N 4-лю.
Решением суда первой инстанции от 23.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.11.2020, заявленное требование удовлетворено.
Служба не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, порядок расчета корректировки платы за отопление установлен Правилами N 354, не может быть изменен договорными условиями и не зависит от сторон договора теплоснабжения. Выводы Службы, изложенные в акте и предписании соответствуют документам, которые были представлены в ходе проверки. Надзорный орган полагает законным и обоснованным оспариваемое предписание. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителями в судебном заседании.
Общество и третье лицо отзывы не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 18.03 до 23.03.2021.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, с целью проверки обращения жителя многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Иваново, улица Дзержинского, дом 19, на основании приказа от 11.10.2019 N 2122 Служба в период с 11.10.2019 по 05.11.2019 провела внеплановую документарную проверку соблюдения Обществом лицензионных требований.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 05.11.2019 N 37/2.
По итогам проведения надзорных мероприятий Служба выдала Обществу предписание, которым на ООО "Апрель" возложена обязанность устранить нарушение требований части 1 статьи 157 ЖК РФ, пунктов 31, 42 (1) Правил N 354, выразившееся в том, что при корректировке платы за отопление в феврале 2018 года за 2017 год Обществом приняты показания общедомового прибора учета тепловой энергии за 2017 год, не соответствующие фактическим показаниям общедомового прибора учета согласно ведомостям учета параметров потребления. В целях устранения выявленного нарушения требований жилищного законодательства заявителю предписано в срок до 27.12.2019 произвести перерасчет размера корректировки платы за отопление за 2017 год жителям МКД N 19 в соответствии с фактическим объемом потребления тепловой энергии согласно ведомостям учета параметров потребления тепла.
Не согласившись с названным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 39, 154, 155, 158 ЖК РФ, статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Правилами N 354 и 1034, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ определено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги, в том числе по отоплению, регламентируется Правилами N 354.
В силу абзаца 1 пункта 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
На территории города Иванова в рассматриваемый период действовал способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.
В соответствии с абзацем 3 пункта 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Формула 3 (1) приложения N 2 к даннм Правилам позволяет определять размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года. Данная формула представляет собой произведение: общей площади i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме (Si); среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (VT), определенного как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (при отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению); тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (TT). При этом размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3 (1) приложения N 2 к Правилам N 354, в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3 (2).
Из пункта 3 (2) приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3 (1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3 (2). Эта формула учитывает: размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год; общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
Таким образом, при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) должен приниматься среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год с учетом периода его работоспособности и с проведением корректировки один раз в первом квартале года, следующего за расчетным.
Как видно из материалов дела и зафиксировано в акте проверки от 05.11.2019 N 37/2-лю, в 2017 году в МКД N 19 расчет жителям за отопление производился исходя из норматива. При этом общедомовой прибор учета тепловой энергии исправно работал в периоды с 13.02.2015 по 13.02.2016, с 12.02.2016 по 12.02.2017, с 13.02.2015 по 01.09.2017, с 02.10.2017 по 01.09.2018, с 01.10.2018 по 01.09.2019.
В феврале 2018 года ООО "Апрель" была произведена корректировка платы за отопление за 2017 год.
В акте проверки от 05.11.2019 N 37/2-лю отражено, что должностным лицом выявлено отличие показаний ОДПУ Общества от показаний по ведомостям учета параметров потребления тепла на 3,381 Гкал, в связи с чем Служба пришла к выводу о том, что расчет корректировки платы за отопление за 2017 год в феврале 2018 года произведен некорректно, поэтому имеются основания для выдачи предписания о произведении перерасчета размера корректировки платы за отопление за 2017 год жителям МКД N 19 в соответствии с фактическим объемом потребления тепловой энергии согласно ведомостям учета параметров потребления тепла.
Вместе с тем суды верно указали, что в рассматриваемом случае при выдаче оспариваемого предписания Службе необходимо было учесть следующее.
В соответствии с пунктом 2.2 договора управления спорным МКД от 01.07.2014 ООО "Апрель", как управляющая организация, по заданию и за счет собственников помещений обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению домом, содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги.
Собственники и пользователи помещений в МКД N 19 вносят плату за коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению заявителю, как управляющей организации, на основании платежных документов до 10 числа месяца, следующего за расчетным (части 1, 2, 4, 7 статьи 155 ЖК РФ).
Управляющая организация, в свою очередь, оплачивает потребленные в доме коммунальные ресурсы (тепловая энергия и горячая вода) в целях предоставления жителям коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению на основании договора теплоснабжения от 30.01.2017 N 1946, заключенного с АО "Ивгортеплоэнерго".
В пункте 3.2 названного договора теплоснабжения предусмотрено, что в случае установки на объекте теплоснабжения "Потребителя" общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и допуска его в эксплуатацию "Теплоснабжающей организацией" на основании акта допуска, определение количества отпущенного "Потребителю" на объект и подлежащих оплате "Потребителем" за расчетный период тепловой энергии и теплоносителя производятся по показаниям приборов узла учета. При размещении узла учета не на границе балансовой принадлежности, указанной в Приложении N 2 к настоящему договору, расчет количества поданных (полученных) тепловой энергии, теплоносителя производится с учетом потерь в трубопроводах "Потребителя" от границы балансовой принадлежности до первичных датчиков узла учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В пункте 8 Правил N 491 указано, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В приложении N 2 к договору теплоснабжения от 30.01.2017 N 1946 определены точки поставки тепловой энергии и теплоносителя: в месте пересечения теплотрассы с наружной стеной жилого дома по улице Дзержинского, дом 19; границы эксплуатационной ответственности "Потребителя": в месте пересечения теплотрассы с наружной стеной жилого дома по улице Дзержинского, дом 19. Согласно схеме подключения объекта, являющейся приложением N 6 к договору теплоснабжения, узел учета установлен не на границе балансовой принадлежности, а внутри дома.
Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя регламентируется Правилами N 1034.
Разделом V указанных Правил установлен порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.
В силу пункта 114 Правил N 1034 определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой. В соответствии с методикой осуществляется:
а) организация коммерческого учета на источнике тепловой энергии, теплоносителя и в тепловых сетях;
б) определение количества тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе: количества тепловой энергии, теплоносителя, отпущенных источником тепловой энергии, теплоносителя; количества тепловой энергии и массы (объема) теплоносителя, которые получены потребителем; количество тепловой энергии, теплоносителя, израсходованных потребителем во время отсутствия коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета;
в) определение количества тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем для подключения через центральный тепловой пункт, индивидуальный тепловой пункт, от источников тепловой энергии, теплоносителя, а также для иных способов подключения;
г) определение расчетным путем количества тепловой энергии, теплоносителя при бездоговорном потреблении тепловой энергии;
д) определение распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя;
е) при работе приборов учета в течение неполного расчетного периода корректировка расхода тепловой энергии расчетным путем за время отсутствия показаний в соответствии с методикой.
В пункте 10 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр, предусмотрено, что при размещении узла учета не на границе балансовой принадлежности расчет количества поданных (полученных) тепловой энергии, теплоносителя производится с учетом потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета. Величина потерь рассчитывается по методике, приведенной в Порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденном приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325.
Из пункта 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, следует, что управляющая компания обязана возместить ресурсоснабжающей организации потери тепловой энергии в сетях только в тех случаях, когда указанные сети относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
Суды установили, что при расчетах с потребителями в соответствии с приведенными нормами права ООО "Апрель" применяло данные о фактически потребленной тепловой энергии на основании счетов-фактур, выставленных АО "Ивгортеплоэнерго" к оплате за определенный период по договору теплоснабжения от 30.01.2017 N 1946. При формировании счетов-фактур на оплату потребленной тепловой энергии АО "Ивгортеплоэнерго" учитывало тепловые потери на участке трубопровода от стены до узла учета тепловой энергии, теплоносителя путем сложения данных с узла учета и данных, полученных при расчете потерь.
Вместе с тем суды верно указали, что названные обстоятельства не являлись предметом оценки со стороны надзорного органа при выдаче оспариваемого предписания, в то время как они имели правовое значение.
Согласно материалам проверки, выдавая оспариваемое предписание, Служба исходила лишь из факта несоответствия данных о потребленной тепловой энергии, применяемых Обществом при расчете платы за отопление в 2017 году, и данных с узла учета тепловой энергии, теплоносителя в МКД N 19.
При этом вопросы о месте установки прибора учета в данном МКД, о возможном наличии потерь на участках сети Службой не выяснялись и не исследовались. В материалах проверки договор теплоснабжения от 30.01.2017 N 1946 отсутствует. Приведенные нормативные положения ответчиком не учитывались.
Кроме того, Службой также оставлен без внимания вопрос о причинах указания в ведомостях учета параметров потребления тепла в графе теплопотери на участке от границы раздела до узла учета нулевых показателей и условиях применения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии.
Ссылка надзорного органа на то, что в соответствии с пунктом 3 (2) приложения N 2 к Правилам N 354 для осуществления корректировки применяется Pk.пр - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год, правомерно отклонена судами, поскольку в рассматриваемой ситуации является не доказанным факт указания в ведомостях учета параметров потребления тепла всех необходимых параметров (показателей) с учетом фактического места расположения узла учета на спорном МКД.
Довод Службы о том, что исходя из представленного при проверке расчета Обществом в любом случае неверно была произведена корректировка за 2017 год, так как в данном расчете были применены положения энергосервисного договора, не подлежавшего применению, отклоняется, так как ни из акта проверки, ни из оспариваемого предписания не усматривается факт выявления ответчиком обозначенного нарушения при проведении проверки.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствовало действующему законодательству и нарушало права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и правомерно удовлетворили заявленное требование.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба Службы не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Служба освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 23.07.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 по делу N А17-10467/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 10 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр, предусмотрено, что при размещении узла учета не на границе балансовой принадлежности расчет количества поданных (полученных) тепловой энергии, теплоносителя производится с учетом потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета. Величина потерь рассчитывается по методике, приведенной в Порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденном приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325.
...
Ссылка надзорного органа на то, что в соответствии с пунктом 3 (2) приложения N 2 к Правилам N 354 для осуществления корректировки применяется Pk.пр - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год, правомерно отклонена судами, поскольку в рассматриваемой ситуации является не доказанным факт указания в ведомостях учета параметров потребления тепла всех необходимых параметров (показателей) с учетом фактического места расположения узла учета на спорном МКД."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 марта 2021 г. N Ф01-540/21 по делу N А17-10467/2019