Нижний Новгород |
|
25 марта 2021 г. |
Дело N А28-5760/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Вологжаниной А.Г. (доверенность от 29.10.20202 N 7Q00/139/2020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 05.10.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020
по делу N А28-5760/2020
по заявлению акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания"
(ИНН: 4345230958, ОГРН: 1084345012465)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции
Кировской области
и установил:
акционерное общество "Кировская теплоснабжающая компания" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - Инспекция) от 11.03.2020 N 50/424/20П.
Решением суда от 05.10.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
Компания не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Примененная компанией методика определения размера платы за коммунальную услугу отопления за октябрь - ноябрь 2019 года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, соответствует пункта 42(1) и 59(1) Правил N 354. Основания для выдачи оспариваемого предписания отсутствовали, заявленное требование подлежало удовлетворению.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Инспекция отзыв на кассационную жалобу не представила, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечила.
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350) заявило ходатайство о замене заявителя в порядке процессуального правопреемства в связи с его реорганизацией в форме присоединения.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении, в частности в случае реорганизации юридического лица, арбитражный суд производит замену этой стороны на ее правопреемника. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд округа удовлетворил его и произвел замену Компании на Общество.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция с 13.02 по 11.03.2020 проверку внеплановую документарную проверку в отношении Общества, осуществляющего свою деятельность в многоквартирном доме по адресу: город Киров, улица Мира, дом 22а.
В ходе проверки Инспекция выявила нарушения пункта 42(1) Правил N 354, пункта 3 приложения N 2 к Правилам N 354 при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению по квартире 40 указанного дома за октябрь 2018 года, за октябрь - ноябрь 2019 года. Результаты проверки отражены в акте проверки от 11.03.2020 N 50/424/20А.
По итогам проверки Инспекция выдала предписание от 11.03.2020 N 50/424/20П, согласно которому Обществу в срок до 12.05.2020 предписано произвести перерасчет (снятие) излишне начисленной платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь 2018 года, октябрь - ноябрь 2019 года собственникам и нанимателям жилых помещений спорного многоквартирного дома.
Общество оспорило предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Правил N 354, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили и лица, участвующие в деле, не оспаривают, что предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей действующим законодательством полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя, в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества; плату за коммунальные услуги.
В части 4 статьи 154 Кодекса предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за тепловую энергию.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. При отсутствии приборов учета плата определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги, в том числе по отоплению, установлен в Правилах N 354.
В абзаце 1 пункта 42(1) Правил N 354 предусмотрено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
На основании абзаца 3 пункта 42(1) Правил N 354 (в редакции, действовавшей в октябре 2018 года) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к данным правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно формуле, приведенной в пункте 3 приложения N 2 к Правилам N 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты в течение отопительного периода по формуле 3. Данная формула учитывает объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 01.01.2019 в абзаце 3 пункта 42(1) Правил N 354 установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к данным правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно формуле, приведенной в пункте 3 приложения N 2 к Правилам N 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3. Данная формула учитывает объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6); общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год; общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 данных правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Суды установили, материалами дела подтверждено, что спорный МКД оборудован ОДПУ тепловой энергии, который с 21.09.2014 по 30.11.2015, с 15.08.2019 по 26.12.2019 был непригоден для коммерческого учета.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суды пришли к правильному выводу, что в рассматриваемом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению необходимо производить за октябрь 2018 года исходя из показаний ОДПУ согласно пункту 42(1) Правил N 354, за период с октября по ноябрь 2019 года - исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса согласно пункту 59(1) Правил N 354.
При этом суды правильно указали, что для расчета среднемесячного объема тепловой энергии, потребленной на нужды отопления, необходимо принимать объем тепловой энергии, потребленной многоквартирным домом, за вычетом объема тепловой энергии, потребленной на горячее водоснабжение.
С учетом изложенного суды обоснованно указали на наличие у Инспекции оснований для выдачи Обществу предписания.
Установив, что предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, выдано надлежащему лицу, направлено на устранение выявленных нарушений, является исполнимым, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют материалам дела, им не противоречат.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь статьей 48, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство о процессуальном правопреемстве удовлетворить. Произвести замену акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания" (ИНН: 4345230958, ОГРН: 1084345012465) на публичное акционерное общество "Т Плюс" (ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350).
Решение Арбитражного суда Кировской области от 05.10.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 по делу N А28-5760/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 данных правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
...
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суды пришли к правильному выводу, что в рассматриваемом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению необходимо производить за октябрь 2018 года исходя из показаний ОДПУ согласно пункту 42(1) Правил N 354, за период с октября по ноябрь 2019 года - исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса согласно пункту 59(1) Правил N 354."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 марта 2021 г. N Ф01-589/21 по делу N А28-5760/2020