Нижний Новгород |
|
26 марта 2021 г. |
Дело N А29-15460/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.03.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии представителя
от ответчика: Маркеловой Т.В. (доверенность от 25.12.2018)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Жасмин"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.10.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020
по делу N А29-15460/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ухтажилфонд"
(ОГРН: 1071102001695, ИНН: 1102055018)
к обществу с ограниченной ответственностью "Жасмин"
(ОГРН: 1151101006418, ИНН: 1101053730)
о взыскании задолженности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Экотранс"
(ОГРН: 1111101011064, ИНН: 1101091655),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ухтажилфонд" (в настоящее время - общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера", далее - Региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Жасмин" (далее - ООО "Жасмин") о взыскании 194 236 рублей 30 копеек задолженности по договору от 19.07.2019 N 862/СРО-П/2019 за период с 01.11.2018 по 31.08.2019, а также 60 рублей почтовых расходов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Экотранс" (далее - ООО "Экотранс").
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 03.10.2020 (с учетом определения об исправлении описки от 03.10.2020, определения об исправлении арифметических ошибок от 19.11.2020) прекращено производство по делу в части требования о взыскании 17 110 рублей 75 копеек неустойки за период с 13.08.2019 по 05.04.2020 в связи с отказом истца от иска. Заявленное требование удовлетворено частично: с ответчика в пользу истца взыскано 193 591 рубль 94 копейки задолженности, 59 рублей 80 копеек почтовых расходов и 6804 рубля расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "Жасмин" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы процессуального права и неправильно применили нормы материального права. По его мнению, истец не доказал факт оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в период с 01.11.2018 по 31.08.2019, а наличие обязанности сторон по заключению договора по вывозу ТКО и представленный универсальный передаточный документ от 31.07.2019 такими доказательствами не являются. Заявитель не согласен с выводом судов о наличии в ресторане 128 посадочных мест. Кроме того, суды неправомерно не привлекли к участию в деле ООО "СВК".
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Истец в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Истец и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, в соответствии с соглашением от 22.06.2018, заключенным с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, истец является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Коми и осуществляет деятельность с 01.11.2018.
Ответчик осуществляет предпринимательскую деятельность в нежилом помещении, расположенном по адресу: город Сыктывкар, улица Петрозаводская, дом 1 (ресторан "Бакинский бульвар").
В адрес ООО "Жасмин" Региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 19.07.2019 в соответствии с типовой формой договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", (далее - Договор).
В силу пункта 1 Договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 2 Договора объем ТКО, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к договору.
Способ складирования ТКО - контейнеры, расположенные на контейнерных площадках на территории предприятия (пункт 3 Договора).
На основании пункта 5 Договора под расчетным периодом принимается один календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора с учетом ставки налога на добавленную стоимость 20 процентов.
Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга на основании универсального передаточного документа (пункт 6 Договора).
В пункте 12 Договора установлено, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
В силу пунктов 24, 25 Договора он действует с 01.11.2018 по 31.12.2019 и пролонгируется автоматически на каждый последующий календарный год до момента его расторжения сторонами.
Проект договора от 19.07.2019 ответчиком получен, однако им не подписан.
По утверждению истца, в период с 01.11.2018 по 31.08.2019 он оказал ответчику услуги по обращению с ТКО, в подтверждение чего представил универсальные передаточные документы за указанный период от 31.07.2019 (с ноября 2018 года по июль 2019 года) и от 31.08.2019 (за август 2019 года) на общую сумму 223 627 рублей 28 копеек:
Неисполнение ответчиком денежных обязательств по оплате услуг истца за период с 01.11.2018 по 31.08.2019, оказанных на условиях типового договора, послужило основанием для обращения регионального оператора в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 146, 153, 154, 162 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 13.4, 24.6, 24.7, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Арбитражный суд Республики Коми, установив факт оказания истцом спорных услуг, а также нарушение ответчиком обязанности по их оплате, проверив расчет истца и установив в нем ошибки, взыскал с ответчика задолженность в сумме 193 591 рубля 94 копеек, удовлетворив иск в этой части.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
На основании пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I.1 настоящих Правил.
Согласно пункту 8 (11) Правил N 1156, потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо), в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Как указано в пункте 8 (15) Правил N 1156, в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) названных Правил.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ.
В соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В пункте 8 Правил N 505 предусмотрено, что при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 данных Правил.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суды признали доказанным факт оказания истцом услуг ответчику по вывозу ТКО в спорном периоде.
Установив, что примененный в договоре от 19.07.2019 порядок определения объема ТКО является неверным, поскольку в силу пункта 8 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО) только при раздельном накоплении ТКО, суды правомерно признали, что в данном случае объем ТКО должен определяться в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Нормативы накопления ТКО на территории Республики Коми утверждены приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30.12.2016 N 20/24-Т (в редакции приказа Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 16.04.2019 N 15/2-Т), в частности, норматив накопления ТКО для предприятий общественного питания составляет 1,71 куб. м/год или 0,14250 куб. м/месяц на 1 место.
В соответствии с приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 05.10.2018 N 37/2-Т установлены и введены в действие предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, определенные за 1 кубический метр, в частности, для категории потребителей "Потребители, за исключением категории "население" с 01.11.2018 по 31.12.2018 составлял 883,17 руб./куб. м, без налога на добавленную стоимость.
Количество посадочных мест - 128 установлено судами на основе оценки имеющихся в деле доказательств, в том числе акта проверки Управления Роспотребнадзора по Республике Коми от 20.03.2020, согласно которому на втором этаже ресторана находится зал для посетителей на 100 посадочных мест, и с учетом наиболее приближенного к действительности варианта количества посадочных мест на первом этаже ресторана (28).
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательств, опровергающих данный расчет.
При таких обстоятельствах, проверив расчет стоимости оказанных услуг, суды правомерно взыскали с ответчика в пользу истца 193 591 рубль 94 копейки задолженности за оказанные услуги в спорном периоде.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы и по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Неточное воспроизведение судом апелляционной инстанции отдельного доказательства не привело к принятию незаконного решения.
Довод заявителя жалобы о нарушении судами норм процессуального права, выразившемся в не привлечении к участию в деле ООО "СВК", подлежит отклонению, поскольку из обжалуемых судебных актов не следует, что они приняты о правах и обязанностях указанного юридического лица.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых суденых актов у суда округа не имеется.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.10.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 по делу N А29-15460/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жасмин" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Жасмин".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 8 Правил N 505 предусмотрено, что при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 данных Правил.
...
Установив, что примененный в договоре от 19.07.2019 порядок определения объема ТКО является неверным, поскольку в силу пункта 8 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО) только при раздельном накоплении ТКО, суды правомерно признали, что в данном случае объем ТКО должен определяться в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 марта 2021 г. N Ф01-801/21 по делу N А29-15460/2019