Нижний Новгород |
|
05 апреля 2021 г. |
Дело N А43-7718/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.04.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.,
при участии представителей
от истца: Тюриной О.В. (до и после перерыва; доверенность от 31.03.2020 N 47),
от ответчика: Рябининой А.В. (до и после перерыва; доверенность от 28.12.2020)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.09.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2020
по делу N А43-7718/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "на Зайцева" (ОГРН: 1135263003413, ИНН: 5263099920)
к администрации города Нижнего Новгорода
(ОГРН: 1025203032579, ИНН: 5253001036)
о взыскании задолженности по предоставлению субсидии,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -акционерное общество "Теплоэнерго", Правительство Нижегородской области,
и установил:
определением Арбитражного суда Нижегородской области от 13.03.2020 принято к производству исковое заявление общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "на Зайцева" (далее - ООО УК "на Зайцева", Общество) к администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация) о взыскании 4 032 443 рублей 77 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Теплоэнерго" (далее - АО "Теплоэнерго"), Правительство Нижегородской области (далее - Правительство).
Решением суда от 17.09.2020 иск удовлетворен, взыскано с муниципального образования городского округа город Нижний Новгород в лице Администрации за счет казны муниципального образования в пользу Общества 4 032 443 рублей 77 копеек задолженности по предоставлению субсидии на возмещение недополученных доходов, 43 162 рубля 22 копейки расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2020 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, возмещение разницы в тарифах не является обязанностью муниципального образования "Город Нижний Новгород" в лице Администрации, так как оно не наделено полномочиями по регулированию тарифов. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию субъектом Российской Федерации, который и должен возмещать соответствующие убытки, в связи с чем муниципальное образование является ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того, Администрация считает, что срок исковой давности по требованию истца о взыскании с ответчика убытков за период с ноября 2015 года по март 2017 года пропущен.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы Администрации.
АО "Теплоэнерго" и Правительство отзывы на кассационную жалобу не представили в суд округа.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 11 часов 45 минут 29.03.2021.
АО "Теплоэнерго" и Правительство, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, ООО УК "на Зайцева", осуществляющее деятельность, связанную с управлением общим имуществом собственников помещений, а также предоставлением коммунальных услуг в многоквартирных домах, расположенных на территории Сормовского района города Нижнего Новгорода, заключило с ресурсоснабжающей организацией - АО "Теплоэнерго" договор купли-продажи тепловой энергии от 11.03.2015 N 20585.
На основании распоряжения Правительства от 19.04.2013 N 797-р постановлением Администрации от 01.07.2013 N 2396 на территории Нижегородской области с 01.07.2013 введены предельные индексы изменения (ограничения роста) платы граждан за коммунальные услуги.
Указами Губернатора Нижегородской области от 25.12.2014 N 169 и от 30.11.2017 N 143 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области на 2015 - 2018 годы.
Для исполнителей коммунальных услуг с целью возмещения недополученных доходов, возникших в связи с применением данных индексов и снижением платы граждан за коммунальные услуги, издан "Порядок предоставления субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги с 1 июля 2014 года", утвержденный постановлением Администрации от 08.10.2014 N 4074 (в редакции от 24.02.2015 N 263).
С целью заключения соглашения о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги, Общество обратилось в Департамент жилья и инженерной инфраструктуры Администрации с заявками на предоставление субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода за период с ноября 2015 года по сентябрь 2018 года.
Согласно расчету Общества сумма выпадающих доходов за период с ноября 2015 года по сентябрь 2018 года составила 4 032 443 рубля 77 копеек.
В письмах от 02.11.2018 N 07-05-21117/18 и от 13.11.2018 N 07-05-27600/18 Администрация сообщила, что вопрос о заключении соглашения на оплату субсидии будет рассмотрен после утверждения бюджета города на 2019 год.
Общество 06.02.2019 и 22.08.2019 направило Администрации претензии с требованием оплатить задолженность по выплате субсидии на общую сумму 4 032 443 рубля 77 копеек.
Неисполнение Администрацией требования, изложенного в претензиях, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 9, 64, 65, 67, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 12, 15, 16, 195, 196, 199, 200, 203, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 157, 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 4 - 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.10.2014 N 4074 "О порядке предоставления субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги с 01 июля 2014 года", и учитывая разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", Арбитражный суд Нижегородской области счел требования Общества обоснованными и удовлетворил иск, взыскав с муниципального образования городского округа город Нижний Новгород в лице Администрации за счет казны муниципального образования в пользу Общества 4 032 443 рублей 77 копеек задолженности по предоставлению субсидии на возмещение недополученных доходов, 43 162 рубля 22 копейки расходов по уплате государственной пошлины.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из искового заявления, в качестве предмета иска Общество заявило взыскание 4 032 443 рублей 77 копеек за счет казны муниципального образования убытков на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения платы гражданам за коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, на безвозмездной и безвозвратной основе предоставляются субсидии.
Субсидии юридическим лицам предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Постановлением Администрации от 08.10.2014 N 4074 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги с 1 июля 2014 года (далее - Порядок), который не отменен по настоящее время.
В соответствии с пунктом 2 Порядка субсидия предоставляется не чаще одного раза в месяц на безвозвратной и безвозмездной основе из бюджета города Нижнего Новгорода.
В силу пункта 3 Порядка субсидия предоставляется: исполнителям коммунальных услуг в лице управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов; ресурсоснабжающим организациям в отношении собственников помещений в многоквартирном доме или жилом доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом и/или заключивших от своего имени договоры на поставку коммунальных ресурсов.
В пункте 6 Порядка установлено, что субсидия предоставляется на основании соглашения, которое заключается в течение пяти рабочих дней с даты поступления письменного обращения исполнителя коммунальных услуг в департамент жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода.
В качестве основания для отказа в предоставлении субсидии пунктом 8 Порядка предусмотрены лишь два случая: не предоставление документов, определенных пунктом 7 Порядка; наличие в представленных документах недостоверных сведений.
Удовлетворяя заявленное Обществом требование, суды исходили из того, что в силу вышеназванного нормативного акта орган местного самоуправления принял на себя обязательство по предоставлению субсидии на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги.
Вместе с тем, исходя из заявленного истцом требования - взыскание убытков за счет казны муниципального образования необходимо было установить незаконность действий (бездействия) конкретного органа местного самоуправления, наличие убытков и причинно-следственной связи между убытками и незаконными действиями (бездействием) органа местного самоуправления.
Из обжалуемых судебных актов данное обстоятельство не следует.
При таких обстоятельствах следует признать, что вывод судов о наличии оснований для удовлетворения иска является преждевременным, сделанным без учета предмета заявленного Обществом искового требования, установленных обстоятельств дела.
Вынесенные судебные акты также не учитывают установленный бюджетным законодательством иммунитет бюджетов и возможные случаи взыскания средств за счет казны муниципального образования (статья 239, глава 24.1 БК РФ).
Кроме того, материалами дела также подтверждается, что в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Администрация заявила ходатайство о применении срока исковой давности.
На основании статьи 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).
Согласно статье 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1). По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства (пункт 2).
Суды первой и апелляционной инстанций, применяя исковую давность по заявлению Администрации, установили, что между Обществом (до 17.07.2018 наименование организации - ООО "ДК Сормово 3"), Администрацией и АО "Теплоэнерго" заключено соглашение о порядке добровольного исполнения обязательств от 15.11.2016 N 11-М, согласно пункту 8 которого Администрация приняла на себя обязательство по оплате Обществу в течение 2019 года ежемесячными равными платежами задолженности по выплате субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения (ограничения роста) платы граждан за коммунальные услуги, образовавшуюся за периоды, следующие за периодом, вошедшим в судебный акт по делу N А43-34559/2015 от 28.04.2016, по 31.12.2018.
По мнению судов, данное обстоятельство позволяет определить момент возникновения денежного обязательства Администрации перед Обществом, порядок его расчета и период исполнения: спорная сумма задолженности (4 032 443 рубля 77 копеек), образовавшаяся за период с ноября 2015 года по сентябрь 2018 года, подлежит оплате ответчиком равными платежами по 336 036 рубля 98 копеек ежемесячно, с января по декабрь 2019 года.
Исходя из того, что в рассматриваемом случае срок исковой давности должен исчисляться с момента, когда Обществу стало известно о неисполнении ответчиком согласованного графика внесения платежей, суды пришли к выводу, что Общество предъявило иск в пределах срока исковой давности, и с Администрации подлежит взысканию заявленная сумма убытков в полном объеме.
Вместе с тем суд округа отмечает следующее.
В рассматриваемом случае надлежит учитывать, что возмещение возникшей у Общества межтарифной разницы должно производиться за счет средств соответствующего бюджета. Следовательно, исходя из существа данного спора, при определении начала момента исчисления срока исковой давности необходимо руководствоваться нормами бюджетного законодательства. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.09.2012 N 3790/12, от 26.04.2011 N 17828/10, от 12.05.2009 N 514/09, от 26.05.2009 N 15759/08.
В силу статьи 12 БК РФ годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
В пункте 1 статьи 242 БК РФ определено, что операции по исполнению бюджета завершается 31 декабря.
Поскольку нормативный акт о бюджете действует в течение календарного года, то финансирование расходов по предоставлению субсидий могло быть осуществлено в любой период времени в пределах финансового года.
Следовательно, истец мог и должен был узнать о нарушении права на выплату субсидии за 2015 год по окончании финансового года - 01.01.2016; за 2016 год - 01.01.2017; за 2017 год - 01.01.2018, за 2018 - 01.01.2019.
С указанных дат в силу статьи 200 ГК РФ, а также статей 12 и 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, следует исчислять срок исковой давности по требованию Общества за 2015 - 2018 годы.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском 06.03.2020 (дата входящего штампа Арбитражного суда Нижегородской области на исковом заявлении).
Таким образом, вывод судов о том, что Общество не пропустило срок исковой давности, является преждевременным и сделан без учета статей 12 и 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также сформулированного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации правового подхода.
Изложенное в совокупности свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении суду следует на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами в материалы дела доказательств установить (с учетом предмета заявленного требования) основания для взыскания убытков за счет казны муниципального образования; определить, за какие периоды срок исковой давности по заявленному Обществом требованию пропущен, а также установить состав лиц, подлежащих привлечению к рассмотрению настоящего дела, с учетом того, что иск о взыскании спорной задолженности предъявлен Обществом к муниципальному образованию, при этом суд привлек в качестве ответчика Администрацию.
Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.09.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2020 по делу N А43-7718/2020 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 12 БК РФ годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
В пункте 1 статьи 242 БК РФ определено, что операции по исполнению бюджета завершается 31 декабря.
...
С указанных дат в силу статьи 200 ГК РФ, а также статей 12 и 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, следует исчислять срок исковой давности по требованию Общества за 2015 - 2018 годы.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском 06.03.2020 (дата входящего штампа Арбитражного суда Нижегородской области на исковом заявлении).
Таким образом, вывод судов о том, что Общество не пропустило срок исковой давности, является преждевременным и сделан без учета статей 12 и 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также сформулированного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации правового подхода."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 апреля 2021 г. N Ф01-684/21 по делу N А43-7718/2020
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2021 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-7718/20
05.04.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-684/2021
23.11.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7113/20
17.09.2020 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-7718/20