Нижний Новгород |
|
07 апреля 2021 г. |
Дело N А31-1544/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 01.07.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020
по делу N А31-1544/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭкоТехноМенеджмент"
(ИНН: 7722169591, ОГРН: 1037739418199)
о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной
антимонопольной службы по Костромской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Экотранс", общество с ограниченной
ответственностью "Сервисное Агентство",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоТехноМенеджмент" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее - Управление) от 27.12.2019 N 044/07/3-442/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Экотранс" (далее - ООО "Экотранс"), общество с ограниченной ответственностью "Сервисное Агентство" (далее - ООО "Сервисное Агентство").
Решением суда от 01.07.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами норм Федеральных законов от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты. Управление указывает, что представленная в составе заявки на участие в закупке лицензия ООО "Сервисное Агентство" соответствовала установленным документацией об аукционе в электронной форме требованиям. Оснований для отклонения заявки не имелось. Решение Управления является законным. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и дополнении к ней.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы и заявило ходатайство о ее рассмотрении без участия представителя.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В порядке, установленном в статье 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 25.03.2021.
Определением суда округа от 24.03.2021 на основании статьи 18 Кодекса произведена замена судьи Чигракова А.И. на судью Александрову О.В.
В соответствии со статьей 163 Кодекса в судебном заседании объявлялся перерыв до 01.04.2021.
Законность принятых Арбитражным судом Костромской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.
Как следует из материалов дела и установили суды, в Управление поступила жалоба ООО "Сервисное Агентство" на действия заказчика - Общества при проведении закупки "Оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Заволжского округа городского округа города Костромы Костромской области" (номер извещения 31908572027).
Управление уведомлением от 20.12.2019 N 3771/05 запросило у заказчика письменные возражения, информацию и документы, предусмотренные частью 15 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ.
При рассмотрении жалобы и представленных документов Управление установило следующее.
В единой информационной системе 26.11.2019 размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Заволжского округа городского округа города Костромы Костромской области (номер извещения 31908572027) (далее - аукцион) и документация об аукционе.
В пункте 5 Информационной карты аукциона отражены требования к заявке на участие в аукционе, во второй части которой должны содержаться документы, подтверждающие соответствие участника аукциона установленным требованиям, в том числе копия действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с разрешенными видами деятельности - транспортирование отходов IV класса опасности (твердые коммунальные отходы).
В соответствии с пунктом 13 Информационной карты аукциона участник аукциона должен иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с разрешенными видами деятельности - транспортирование отходов IV класса опасности (твердые коммунальные отходы).
Согласно техническому заданию границей территории в пределах зоны деятельности регионального оператора, на которой оказываются услуги по транспортированию ТКО, является граница Заволжского округа городского округа города Костромы. Аналогично место оказания услуг указано в пункте 3 информационной карты аукциона.
ООО "Сервисное Агентство" подало заявку на участие в аукционе.
В составе второй части заявки ООО "Сервисное Агентство" представило лицензию от 23.03.2016 N 077 172 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с видами работ (услуг): сбор отходов III, IV классов опасности, транспортирование отходов III, IV классов опасности. Место осуществления лицензируемого вида деятельности: Московская область, город Ступино, Ступинский район.
Согласно протоколу подведения итогов на участие в аукционе от 17.12.2019 заявка ООО "Сервисное Агентство" признана не соответствующей требованиям, установленным в аукционной документации, поскольку в представленной копии лицензии место осуществления лицензируемого вида деятельности не соответствовало месту оказания услуг, указанному в информационной карте и техническом задании.
По результатам рассмотрения материалов комиссия Управления приняла решение от 27.12.2019 N 044/07/3-442/2019, которым признала жалобу обоснованной, аукционная комиссия заказчика признана нарушившей часть 6 статьи 3 Федерального закона 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Обществу выдано предписание, обязывающее в срок до 27.01.2020 прекратить нарушение части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ путем отмены протокола подведения итогов на участие в аукционе от 17.12.2019 N 1274805 и пересмотра заявок участников закупки с учетом решения от 27.12.2019 N 044/07/3-442/2019 и действующего законодательства.
Общество оспорило решение и предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Законов N 89-ФЗ, 99-ФЗ, 135-ФЗ и 223-ФЗ, (в редакциях, действующих в период спорных правоотношений), суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования. Суд исходил из того, что антимонопольный орган не доказал законность и обоснованность решения и предписания.
Апелляционный суд руководствовался этими же нормами и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса ненормативные правовые акты органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными, решения - незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом совокупность таких обстоятельств должна иметь место на момент принятия оспариваемого решения, должна быть исследована и оценена органом, принявшим решение.
В статье 18.1 Закона N 135-ФЗ установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие), организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе при организации и проведении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 данного закона (часть 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Целями регулирования Закона N 223-ФЗ являются, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ).
В части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика. Положение должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
В силу статьи 9 Закона N 89-ФЗ, пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления, в том числе, юридическим лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 99-ФЗ юридическое лицо вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с действующим законодательством, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 9 Закона N 99-ФЗ).
В Законе N 99-ФЗ установлено требование о необходимости включения в лицензию сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности (пункты 2, 3 части 1 статьи 15 Закона N 99-ФЗ).
В части 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что лицензия подлежит переоформлению, в том числе, в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц).
В силу пункта 8 статьи 3 Закона N 99-ФЗ местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности (часть 7 статьи 18 Закона N 99-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - Положение N 1062).
В пункте 7 Положения N 1062 (в редакции, действовавшей до 01.01.2021) предусмотрено, что при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу его осуществления, не указанному в лицензии, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указывается этот адрес.
Из совокупности приведенных положений следует, что в лицензию на осуществление деятельности по транспортированию отходов I - IV классов опасности включаются сведения о месте осуществления лицензируемого вида деятельности. На осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до того момента, как будет переоформлена лицензия, законодателем был установлен запрет. При этом Закон N 99-ФЗ, Положение N 1062 (до 01.01.2021) не содержали исключений в части возможности осуществления работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности без соблюдения указанных требований.
Суды установили, материалам дела не противоречит, что в силу пункта 7.1 раздела 7 главы 5 Положения о закупках товаров, работ, услуг комиссия Общества вправе отклонить заявку на участие в закупочной процедуре в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным документацией о закупке.
Согласно документации об аукционе местом оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является Заволжский округ городского округа города Костромы Костромской области. Наличие у участника аукциона действующей лицензии с разрешенными видами деятельности - транспортирование отходов I - IV классов опасности (твердые коммунальные отходы) является требованием ко второй части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, участник аукциона должен иметь действующую лицензию, позволяющую осуществлять лицензируемый вид деятельности по месту оказания услуг, указанному в аукционной документации. Представленная ООО "Сервисное Агентство" во второй части заявки на участие в аукционе лицензия этим требованиям не соответствовала.
Решение антимонопольного органа должно основываться на достаточных выводах, сделанных в результате изучения всех обстоятельств, значимых для установления факта нарушения законодательства. Управление, принимая решение, не доказало совокупность обстоятельств, послуживших основанием для вывода о нарушении Обществом требований Закона N 223-ФЗ.
С учетом изложенного, применив правовой подход, приведенный в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.11.2019 N 303-ЭС19-20744 по делу N А73-21426/2018, суды правомерно указали на наличие у Общества оснований для отклонения заявки данного участника и удовлетворили заявленное требование.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 01.07.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 по делу N А31-1544/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - Положение N 1062).
В пункте 7 Положения N 1062 (в редакции, действовавшей до 01.01.2021) предусмотрено, что при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу его осуществления, не указанному в лицензии, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указывается этот адрес.
...
Решение антимонопольного органа должно основываться на достаточных выводах, сделанных в результате изучения всех обстоятельств, значимых для установления факта нарушения законодательства. Управление, принимая решение, не доказало совокупность обстоятельств, послуживших основанием для вывода о нарушении Обществом требований Закона N 223-ФЗ.
С учетом изложенного, применив правовой подход, приведенный в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.11.2019 N 303-ЭС19-20744 по делу N А73-21426/2018, суды правомерно указали на наличие у Общества оснований для отклонения заявки данного участника и удовлетворили заявленное требование."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 апреля 2021 г. N Ф01-186/21 по делу N А31-1544/2020