Нижний Новгород |
|
08 апреля 2021 г. |
Дело N А43-23945/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.04.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.04.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Бушуева А.Д. (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.10.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020
по делу N А43-23945/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восток-ДК"
(ОГРН: 1085250003629, ИНН: 5215001638)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия
о признании незаконным решения от 17.03.2020 N 01-15/2175
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Восток-ДК" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - Управление) об отказе в выдаче лицензии от 17.03.2020 N 01-15/2175.
Решением суда от 06.10.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт, которым отказать Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель жалобы считает, что оспариваемое решение является законным. Кассатор, ссылаясь на положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) и Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного приказом Минприроды России от 01.07.2016 N 379 (далее - Административный регламент), указывает, что проведенная в отношении Общества проверка установила наличие двух оснований для отказа в предоставлении лицензии. Материалы представленные Обществом, не являются документами, подтверждающими выполнение последним в установленном порядке требований, предусмотренных частью 2 статьи 11 и частью 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы и заявило ходатайство о ее рассмотрении в отсутствие представителя.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество 21.01.2020 обратилось в Управление с заявлением о выдаче лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности; выполняемые работы - размещение отходов IV класса опасности.
В период с 10.03.2020 по 13.03.2020 на основании приказа временно исполняющего обязанности начальника Управления от 23.01.2020 N 0080 должностные лица Управления провели в отношении Общества внеплановую документарную проверку.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 13.03.2020 N 17-вд-л.
По итогам проведения проверки Управление приняло решение об отказе в предоставлении лицензии от 17.03.2020 N 01-15/2175.
Не согласившись с решением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями законов N 89-ФЗ и 99-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 1062), суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, поскольку Управление не доказало законность оспариваемого решения.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности предусматривает обязательность наличия лицензии (пункт 30 статьи 12 Закона N 99-ФЗ и статья 9 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957, полномочия в области лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности в настоящее время закреплены за Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В силу части 1 статьи 13 Закона N 99-ФЗ для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются, в частности, лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности; реквизиты документов (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата, номер), перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, - в отношении документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Согласно части 3 статьи 13 Закона N 99-ФЗ к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются, в том числе, копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения, не предусмотренные частью 1 статьи 13, и представлять документы, не предусмотренные частью 3 статьи 13 (часть 4 статьи 13 Закона N 99-ФЗ).
Постановлением N 1062, установлен порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 1 Положения N 1062 деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.
В приложении к Положению N 1062, предусмотрен такой вид работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, как размещение отходов IV класса опасности.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений, выполнение работ в составе лицензируемого вида деятельности носит заявительный характер и соискатель лицензии самостоятельно определяет виды работ, составляющие лицензируемый вид деятельности.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 99-ФЗ в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа (часть 2 статьи 14 Закона N 99-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона N 99-ФЗ в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 13 и 18 настоящего закона, лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.
Согласно части 3 статьи 19 Закона N 99-ФЗ в соответствии с частью 2 настоящей статьи основанием для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии.
Исходя из частей 4, 5 статьи 19 Закона N 99-ФЗ предметом документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям частей 1 и 3 статьи 13 и части 3 статьи 18 настоящего закона, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.
Предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 Закона N 99-ФЗ, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.
В части 7 статьи 14 Закона N 99-ФЗ и пункте 30 Административного регламента указаны основания для отказа в предоставлении лицензии.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения N 1062 лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
В силу подпункта "а" пункта 6 Положения N 1062 к заявлению, оформленному в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Закона N 99-ФЗ, соискатель лицензии для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности прилагает копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях).
Суды установили, что в ходе проверки Управление пришло к заключению о том, что представленные Обществом материалы содержат недостоверную (искаженную) информацию и не подтверждают наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ (наличие разночтений в площади и дате ввода в эксплуатацию объекта размещения отходов (полигона ТБО), отсутствие документов, подтверждающих использование объекта в соответствии с установленными действующим законодательством нормами и правилами использования зданий (сооружений, строений, помещений), не указание в заявлении о предоставлении лицензии о намерениях осуществлять работы по сбору отходов I - IV класса опасности.
При этом Общество обращалось в Управление с заявлением, в котором указало в качестве выполняемых работ в составе лицензируемого вида деятельности "осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности" на размещение отходов IV класса опасности, что не противоречит требованиям Закона N 99-ФЗ и Положения N 1062.
Таким образом, указание Управления об обратном суда правомерно признали необоснованным.
В качестве подтверждения соответствия лицензионному требованию, предусмотренному подпункту "а" пункта 3 Положения N 1062, Общество в соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Положения N 1062 представило в Управление копию договора аренды имущества (сооружения) от 10.03.2017 N 03/2017, находящегося в муниципальной собственности Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области с актом приема-передачи (приложение 1), копию дополнительного соглашения N 2 к договору аренды от 24.05.2019, копию постановления администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области от 24.05.2019 N 580, копию разрешения на строительство N 58 и копию акта приемки законченного ремонтом объекта приемочной комиссией от 23.08.2005.
Договор аренды и дополнительное соглашение N 2 в установленном порядке зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.
Согласно данным документам, а также техническому паспорту на объект площадь полигона составляет 36 768,3 квадратного метра, он поставлен на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (свидетельство от 12.09.2018 N CI2LWU7S), включен в Государственный реестр объектов размещения отходов за номером 52-00014-З-00592-250914; в отношении него в соответствии Приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 49 в 2018 года проведена инвентаризация объекта размещения отходов.
Таким образом, подтверждено наличие в пользовании Общества на законном основании объекта размещения отходов, необходимого для выполнения заявленных работ по размещению отходов IV класса опасности.
Расхождение сведений о площади полигона и дате ввода в эксплуатацию в представленных Обществом документах с информацией, содержащейся в реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и характеристик объекта, составленных по результатам инвентаризации, проведенной в 2018 году, не свидетельствует о недостоверной или искаженной информации в представленных документах соискателя лицензии.
Содержащаяся в оспариваемом решении ссылка на непредставление Обществом документов, подтверждающих использование объекта в соответствии с установленными действующим законодательством нормами и правилами использования зданий (сооружений, строений, помещений), не предусмотрена в статье 14 Закона N 99-ФЗ в качестве основания для отказа в выдаче лицензии.
При этом, исходя из положений части 5 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии при осуществлении лицензируемого вида деятельности, в целях оценки соответствия таких объектов и лицензионным требованиям подлежит проверке в ходе выездной, а не документарной проверки. Однако, в рассматриваемом случае Управление не проводило выездную проверку в отношении Общества.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу, об отсутствии у Управления предусмотренных законом оснований для отказа в выдаче Обществу испрашиваемой лицензии.
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные требования Общества.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что Управление освобождено от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.10.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 по делу N А43-23945/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно данным документам, а также техническому паспорту на объект площадь полигона составляет 36 768,3 квадратного метра, он поставлен на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (свидетельство от 12.09.2018 N CI2LWU7S), включен в Государственный реестр объектов размещения отходов за номером 52-00014-З-00592-250914; в отношении него в соответствии Приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 49 в 2018 года проведена инвентаризация объекта размещения отходов.
...
Содержащаяся в оспариваемом решении ссылка на непредставление Обществом документов, подтверждающих использование объекта в соответствии с установленными действующим законодательством нормами и правилами использования зданий (сооружений, строений, помещений), не предусмотрена в статье 14 Закона N 99-ФЗ в качестве основания для отказа в выдаче лицензии.
При этом, исходя из положений части 5 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии при осуществлении лицензируемого вида деятельности, в целях оценки соответствия таких объектов и лицензионным требованиям подлежит проверке в ходе выездной, а не документарной проверки. Однако, в рассматриваемом случае Управление не проводило выездную проверку в отношении Общества."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 апреля 2021 г. N Ф01-1135/21 по делу N А43-23945/2020
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1135/2021
22.01.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7711/20
16.12.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7711/20
06.10.2020 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-23945/20