Нижний Новгород |
|
12 апреля 2021 г. |
Дело N А17-863/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.04.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.04.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 08.06.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020
по делу N А17-863/2020
по иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области
(ИНН: 3729007176, ОГРН: 1033700074671)
к администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" Ивановской области
(ИНН: 3721002338, ОГРН: 1023701759553)
о возврате в бюджет денежных средств
и установил:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с иском к администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" Ивановской области (далее - Администрация) о возврате в бюджет денежных средств в сумме 166 446 рублей 47 копеек.
Решением суда от 08.06.2020 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, требование о возврате средств субсидии заявлено Департаментом правомерно. Администрация не достигла целевых показателей использования субсидии по благоустройству общественной территории. Вопреки позиции судов и ответчика соглашением от 26.06.2017 N 18-17/167-п о предоставлении в 2017 году субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формированию современной городской среды предусмотрено благоустройство 5 единиц общественных территорий, а не одной. Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки Службы государственного финансового контроля Ивановской области; предписание, выданное по итогам проверки, никем не оспорено. Кроме того, Департамент полагает, что суду надлежало привлечь в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Службу государственного финансового контроля Ивановской области.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил в суд округа.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, постановлением Администрации от 22.05.2017 N 692 утверждена муниципальная программа "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области" на 2017 год", в рамках которой утверждены две подпрограммы: подпрограмма "Благоустройство дворовых территорий муниципального образования "Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области"; подпрограмма "Благоустройство муниципальных территорий общего пользования муниципального образования "Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области".
Администрация и Департамент заключили соглашение от 26.06.2017 N 18-17/167-п о предоставлении в 2017 году субсидий бюджету Родниковского городского поселения Родниковского муниципального района на софинансирование расходных обязательств, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, касающимся проведения на муниципальном уровне муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий (пункт 1.1).
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в областном бюджете на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2017 году 12 483 485 рублей 20 копеек, из которых 8 322 323 рубля 47 копеек подлежит направлению на софинансирование мероприятий по благоустройству дворовых территорий; 4 161 161 рубль 73 копейки - на софинансирование мероприятий по благоустройству общественных территорий.
Согласно пункту 4.3.2 соглашения Администрация обязалась в срок до 31.12.2017 обеспечить достижение показателей результативности использования субсидии:
а) количество благоустроенных дворовых территорий - 7 единиц;
б) доля благоустроенных дворовых территорий от общего количества дворовых территорий - 3,13 процента;
в) охват населения благоустроенными дворовыми территориями (доля населения, проживающего в жилом фонде с благоустроенными дворовыми территориями, от общей численности населения муниципального образования) - 32 процента;
г) количество благоустроенных общественных территорий - 5 единиц;
д) площадь благоустроенных общественных территорий - 5,5 гектаров;
е) доля площади благоустроенных общественных территорий к общей площади общественных территорий - 50 процентов.
В пункте 3.1 соглашения установлено, что одним из условий предоставления субсидии является наличие положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости работ по благоустройству дворовых и общественных территорий.
Администрация получила субсидию на благоустройство дворовых территорий и на благоустройство общественных территорий.
Согласно отчету о достижении значений показателей результативности использования субсидии по состоянию на 01.01.2018, представленному Администрацией, значения результативности достигнуты.
В ходе проведенных Службой государственного финансового контроля Ивановской области в отношении Департамента в период с 20.06.2018 по 21.08.2018 контрольных мероприятий установлено, что Администрация не обеспечила достижение значений показателей результативности использования субсидии по показателю "количество благоустроенных общественных территорий" - благоустроена одна общественная территория вместо пяти.
В письме от 27.09.2018 Департамент направил Администрации требование о возврате 166 446 рублей 47 копеек бюджетных средств в связи с недостижением показателей результативности использования предоставленной субсидии.
Администрация денежные средства возвратить отказалась, что послужило основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления и распределения в 2017 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2017 N 101, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 169, постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 458-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области", Арбитражный суд Ивановской области исковое требование признал необоснованным, поскольку не установил фактов недостижения Администрацией целевых показателей использования субсидии по благоустройству общественной территории.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно статье 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме, в том числе, субсидий местным бюджетам; субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ).
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 458-п утверждена Государственная программа Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области".
В пункте 4.2 раздела 4 государственной программы определено, что предоставление субсидий бюджета муниципальных образований осуществляется Департаментом, в том числе, на основании положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости работ по благоустройству дворовых и общественных территорий.
В приложении N 11 к государственной программе утверждена подпрограмма "Формирование комфортной городской среды".
В соответствии с пунктом 1 раздела 2 приложения N 11 подпрограмма "Формирование комфортной городской среды" предусматривает реализацию мероприятия "Субсидии бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формированию современной городской среды".
Мероприятие предусматривает предоставление субсидии муниципальным образованиям Ивановской области для обеспечения мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий.
Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий установлен приложением N 1 к настоящей подпрограмме.
Согласно подпункту "а" пункта 1.3 приложения N 1 к подпрограмме получатели субсидии должны разработать и опубликовать не позднее 1 апреля 2017 года для общественного обсуждения (срок обсуждения - не менее 30 дней со дня опубликования) проект муниципальной программы на 2017 год.
Постановлением Администрации от 22.05.2017 N 692 утверждена муниципальная программа "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области" на 2017 год".
В рамках муниципальной программы утверждены две подпрограммы: подпрограмма "Благоустройство дворовых территорий муниципального образования "Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области"; подпрограмма "Благоустройство муниципальных территорий общего пользования муниципального образования "Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области".
В пункте 3.6 муниципальной программы указано, что муниципальная программа позволит, в том числе, достичь следующих результатов: благоустройство муниципальных территорий общего пользования - 5 единиц.
Также в муниципальной программе приведены целевые показатели (индикаторы), характеризующие благоустройство общественных территорий города Родники, а именно: указано количество благоустроенных муниципальных территорий общего пользования за 2014 год - 2 единицы, за 2015 год - 3 единицы, за 2016 год - 4 единицы, за 2017 год - 5 единиц.
В подпрограмме "Благоустройство муниципальных территорий общего пользования муниципального образования "Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области" (пункт 4.2 раздела IV муниципальной подпрограммы) определены задачи подпрограммы, а именно: увеличение количества благоустроенных муниципальных территорий общего пользования (подпункт 4.2.6); целевые показатели подпрограммы, а именно: а) количество благоустроенных муниципальных территорий общего пользования - 5 единиц; в) количество реализованных проектов благоустройства муниципальных территорий общего пользования - 4 единицы (подпункт 4.2.8).
Кроме того, в подпрограмме приведены целевые показатели (индикаторы), применяемые для оценки достижения целей и решения задач подпрограммы, а именно: указано количество благоустроенных муниципальных территорий общего пользования в 2016 году - 4 единицы, в 2017 году (год реализации) - 5 единиц; количество реализованных проектов благоустройства муниципальных территорий общего пользования в 2016 году - 3 единицы, в 2017 году (год реализации) - 4 единицы.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленного искового требования Департамент сослался на необеспечение Администрацией в 2017 году достижения значений показателей использования субсидии по благоустройству территорий. По мнению Департамента, ответчиком фактически должно быть обеспечено благоустройство пяти единиц общественных территорий, а не одной.
Вместе с тем суды установили, и это не противоречит материалам дела, что согласно паспорту муниципальной программы адресный перечень общественных и дворовых территорий города Родники на проведение работ по благоустройству в 2017 году определен в приложении N 7 к муниципальной программе, где адресом благоустройства общественной территории указана площадь Ленина.
Из протокола комиссии о порядке рассмотрения и оценки предложений о включении в муниципальную программу от 07.04.2017 также следует, что было принято решение о включении в муниципальную программу на 2017 год одной общественной территории - площадь Ленина города Родники.
Администрация, в свою очередь, представила в Департамент список придомовых и общественных территорий по проекту "Формирование городской среды" на 2017 год, в котором указано, что адресом проведения работ по благоустройству общественной территории является площадь Ленина.
В соответствии с требованиями, установленными в пункте 4.2 раздела 4 государственной программы и пункте 3.1 соглашения от 26.06.2017 N 18-17/167-п о предоставлении субсидии, положительное заключение государственной экспертизы о проверке достоверности определения сметной стоимости работ, подготовленное АГУ "Ивгосэкспертиза", предоставлено Администрацией в отношении общественной территории, расположенной по адресу: город Родники, площадь Ленина.
Всесторонне, полно и объективно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая при этом положения государственной и муниципальной программ, суды пришли к выводам, что в рассматриваемом случае в 2017 году Администрация должна была благоустроить только одну общественную территорию - площадь Ленина в городе Родники, и именно на благоустройство одной общественной территории была предоставлена субсидия по соглашению от 26.06.2017 N 18-17/167-п. В свою очередь значение 5 единиц благоустроенных общественных территорий должно было быть достигнуто с учетом прежних проектов и благоустройства общественных территорий в предыдущие годы.
Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежат.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что Администрацией выполнены работы по благоустройству общественной территории по адресу: город Родники, площадь Ленина, суды признали, что ответчик достиг показателя результативности по благоустройству общественной территории - 5 единиц, из которых 4 единицы благоустроенных общественных территорий - по состоянию на 01.01.2017 и 1 единица - в 2017 году.
На основании изложенного суды правомерно отказали Департаменту в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств дела, что в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 08.06.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020 по делу N А17-863/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме, в том числе, субсидий местным бюджетам; субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ).
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 апреля 2021 г. N Ф01-1052/21 по делу N А17-863/2020