Нижний Новгород |
|
21 апреля 2021 г. |
Дело N А39-4926/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.04.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.04.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения -
Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда
Российской Федерации в Республике Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.09.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020
по делу N А39-4926/2020
по иску государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке
информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Мордовия
(ИНН: 1326253778, ОГРН: 1191326003406)
к администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия
(ИНН: 1303065714, ОГРН: 1021300549654)
о взыскании 163 434 рублей 76 копеек,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
государственное казенное учреждение "Социальная защита населения по Атяшевскому району Республики Мордовия", государственное казенное учреждение "Социальная
защита населения по Ардатовскому району Республики Мордовия",
и установил:
государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Мордовия (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия (далее - Администрация) о взыскании 163 434 рублей 76 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение "Социальная защита населения по Атяшевскому району Республики Мордовия" и государственное казенное учреждение "Социальная защита населения по Ардатовскому району Республики Мордовия".
Решением суда от 29.09.2020 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, у судов отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении иска, поскольку Учреждение доказало совокупность условий, необходимых для взыскания с Администрации убытков в заявленной сумме. Именно в результате неправомерных действий Атяшевского районного Отдела социальной защиты населения, который являлся структурным подразделением Администрации, по выдаче справки от 11.05.2004 N 368 возникла переплата ежемесячной денежной выплаты Сычевой М.Л. и причинен ущерб Пенсионному Фонду Российской Федерации.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Администрация и государственное казенное учреждение "Социальная защита населения по Атяшевскому району Республики Мордовия" в отзывах на кассационную жалобу отклонили доводы Учреждения; направили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителей.
Государственное казенное учреждение "Социальная защита населения по Ардатовскому району Республики Мордовия" в отзыве на кассационную жалобу указало, что вопрос об удовлетворении кассационной жалобы оставляет на усмотрение суда; направило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечило явку представителя в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия (далее - УПФ в Атяшевском районе) от 26.05.2005 N 239 Сычевой М.Л. с 01.01.2005 назначена ежемесячная денежная выплата по категории "члены семей умершего участника Великой Отечественной войны".
Данное решение принято на основании справки Атяшевского районного отдела социальной защиты населения от 11.05.2004 N 368, согласно которой Сычева М.Л. является одиноко проживающей супругой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", а также копии справки Жанатасского городского военного комиссариата от 30.05.1997 о том, что Сычева М.Л. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны Сычева В.М.
УПФ в Атяшевском районе, а позднее (в связи с переездом Сычевой М.Л.) Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском районе Республики Мордовия (далее - УПФ в Ардатовском районе) производило ей ежемесячную денежную выплату, установленную Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", как вдове умершего участника Великой Отечественной войны. Кроме того, были осуществлены единовременные выплаты на основании Указов Президента Российской Федерации от 24.02.2010 N 247 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", от 07.05.2012 N 595 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 67-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", от 26.02.2015 N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов".
Государственное казенное учреждение "Социальная защита населения по Ардатовскому району Республики Мордовия" 12.07.2017 направило в УПФ в Ардатовском районе сведения о том, что письмом от 26.06.2017 N 10-1427 Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия разъяснило, что награды, имеющиеся у Сычева В.М., не могут служить основанием для признания Сычевой М.Л. вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. Статус вдовы умершего участника Великой Отечественной войны был определен Комитетом по социальной защите населения Администрации Табунского района Алтайского края (справка от 10.08.2001 N 18), но представленных документов в личном деле недостаточно для подтверждения периода его участия в действующей армии. Сведения о награждениях Сычева В.М. подтверждены, однако данные документы не подтверждают период участия в Великой Отечественной войне. Рекомендовано принять к сведению информацию для решения вопроса по предоставлению выплат.
Главное Управление Министерства внутренних дел России по Свердловской области на запрос УПФ в Ардатовском районе сообщило, что удостоверение участника Великой Отечественной войны Сычеву В.М. не выдавалось, участия в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны он не принимал.
На основании распоряжения УПФ в Ардатовском районе от 24.08.2017 N 708 ежемесячная денежная выплата Сычевой М.Л. по категории "члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны" приостановлена. С 01.03.2018 ежемесячная денежная выплата прекращена (решение от 05.03.2018).
Установив переплату по ежемесячным денежным выплатам Сычевой М.Л. за период с 01.05.2005 по 24.08.2017 в размере 163 434 рублей 76 копеек, Учреждение обратилось в Администрацию с требованием возместить ущерб, возникший в результате неправомерных действий по выдаче справки от 11.05.2004 N 368 Атяшевским районным Отделом социальной защиты населения, который являлся структурным подразделением Администрации.
Отказ ответчика от удовлетворения требования о добровольном возмещении образовавшейся переплаты послужил основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 15, 16, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 21, 23.1, 28 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Арбитражный суд Республики Мордовия отказал в удовлетворении иска. Суд пришел к выводу, что Учреждение не доказало совокупность условий, необходимых для привлечения Администрации к ответственности в виде возмещения убытков.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 21 Закона N 5-ФЗ независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
В соответствии со статьей 23.1 Закона N 5-ФЗ право на ежемесячную денежную выплату имеют: 1) инвалиды войны; 2) участники Великой Отечественной войны; 7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
В пункте 2 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11.10.2000 N 69 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах" (далее - Инструкция N 69) определено, что права и льготы, установленные Законом N 5-ФЗ, предоставляются участникам Великой Отечественной войны на основании удостоверения участника войны, выданного в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10.11.1978 N 907, либо на основании удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.1999 N 1122.
Участникам Великой Отечественной войны из числа указанных лиц, которым ранее удостоверение участника войны не выдавалось, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел и соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства на основании документов, подтверждающих факты участия, либо на основании удостоверений о награждении орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
В соответствии с пунктом 2.16 Инструкции N 69 членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в статье 21 Закона N 5-ФЗ, - на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 N 209.
Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом пункта 2 статьи 21 Закона N 5-ФЗ).
Кроме того, основанием для предоставления права на льготы может служить пенсионное удостоверение с отметкой: "Вдова (мать, отец) погибшего воина", а также справка установленной формы о гибели военнослужащего.
Согласно пункту 2.1 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004 N 294 "Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации" (далее - Порядок N 294), действовавшего до 23.01.2013, в период до 1 января 2005 года решение о назначении ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2005 года лицу, имеющему право на нее, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, представленных в 2004 году в рамках Соглашений между Пенсионным фондом Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об информационном взаимодействии.
В том случае если сведения о лице, имеющем право на ежемесячную денежную выплату с 1 января 2005 года, не были представлены до указанного срока, то решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимается на основании заявления гражданина с даты вступления в силу Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, если обращение за этой выплатой последовало не позднее 31 декабря 2005 года.
В силу пункта 3 Порядка N 294 в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, следует принимать удостоверение и (или) справки установленного образца, а в необходимых случаях - справки и документы компетентных органов, содержащие требуемые сведения.
В соответствии со статьей 28 Закона N 5-ФЗ реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что решение о назначении Сычевой М.Л. с 01.01.2005 ежемесячной денежной выплаты по категории "члены семей умершего участника Великой Отечественной войны" принято УПФ в Атяшевском районе на основании справки Атяшевского районного отдела социальной защиты населения от 11.05.2004 N 368, согласно которой Сычева М.Л. является одиноко проживающей супругой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные статьей 21 Закона N 5-ФЗ, и копии справки Жанатасского городского военного комиссариата от 30.05.1997 о том, что Сычева М.Л. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны Сычева В.М.
Вместе с тем, как установили суды, удостоверение участника Великой Отечественной войны Сычеву В.М. не выдавалось, равно как и Сычевой М.Л. не выдавалось удостоверение вдовы участника Великой Отечественной войны.
На основании изложенного, учитывая отсутствие у Сычевой М.Л. документов, подтверждающих ее статус как вдовы участника Великой Отечественной войны, суды пришли к правильному выводу, что в рассматриваемом случае законных оснований для назначения и последующей выплаты Сычевой М.Л. ежемесячных денежных выплат только на основании справки от 11.05.2004 N 368 не имелось.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Порядка N 294 при осуществлении ежемесячной денежной выплаты территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку сведениям, содержащимся в документах, представленных гражданином для подтверждения права на ежемесячную денежную выплату, а также оценку правильности оформления этих документов.
Исходя из изложенного, при рассмотрении документов, представленных Сычевой М.Л. для назначения ежемесячных выплат, у территориального органа Пенсионного фонда имелась обязанность по оценке содержащихся в них сведений, однако истец данную обязанность надлежащим образом не выполнил.
Всесторонне, полно и объективно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды пришли к выводу о недоказанности наличия совокупности условий, необходимых для взыскания с Администрации в пользу Учреждения заявленных убытков.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы не противоречат материалам дела и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Учреждению в удовлетворении иска.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом округа и отклонены, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.09.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 по делу N А39-4926/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
...
Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что решение о назначении Сычевой М.Л. с 01.01.2005 ежемесячной денежной выплаты по категории "члены семей умершего участника Великой Отечественной войны" принято УПФ в Атяшевском районе на основании справки Атяшевского районного отдела социальной защиты населения от 11.05.2004 N 368, согласно которой Сычева М.Л. является одиноко проживающей супругой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные статьей 21 Закона N 5-ФЗ, и копии справки Жанатасского городского военного комиссариата от 30.05.1997 о том, что Сычева М.Л. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны Сычева В.М."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 апреля 2021 г. N Ф01-1212/21 по делу N А39-4926/2020