г. Нижний Новгород |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А29-9367/2020 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Бердникова О.Е.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонного) на решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.10.2020 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.12.2020 по делу N А29-9367/2020
по иску муниципального казенного предприятия муниципального образования городского округа "Сыктывкар" "Жилкомсервис" (ИНН: 1101430883,ОГРН: 1111101009194)
к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонному) (ИНН: 1101483412, ОГРН: 1021100516073)
о возмещении расходов
и установил:
муниципальное казенное предприятие муниципального образования городского округа "Сыктывкар""Жилкомсервис" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонному) (далее - Фонд) о возмещении расходов на погребение в размере 7135 рублей 76 копеек.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 05.10.2020 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска. Предприятие обратилось в Фонд с заявлением о возмещении спорных расходов по истечении шестимесячного срока, установленного пунктом 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ. Данный срок является пресекательным и исключает возможность возмещения затрат.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Фонда.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Предприятие является специализированной организацией по вопросам похоронного дела, которая на основании Устава оказывает услуги, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ), в том числе, услуги по погребению умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в установленные действующим законодательством сроки.
Предприятие получило письмо ГБУЗ РУ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" от 16.09.2019 N 3254/03-17 с просьбой захоронить невостребованные трупы, в том числе Семинец Т.А., 26.05.1956 года рождения (медицинское свидетельство о смерти от 07.08.2019).
Истец 03.10.2019 произвел захоронение умершей 31.07.2019 Семинец Т.А., о чем составлен акт выполненных работ по захоронению невостребованных умерших от 03.10.2020.
Справка о смерти на имя Семинец Т.А. выдана 17.10.2019.
Согласно справке о стоимости оказанных услуг по погребению стоимость погребения составила 7135 рублей 76 копеек, составлены счет-фактура и акт.
Предприятие 14.11.2019 представило в ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" пакет документов на возмещение затрат на погребение в связи с тем, что умершая не подлежала обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлась пенсионеркой.
ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара"18.11.2019 вынесло решение об отказе в возмещении стоимости услуг по погребению в связи с тем, что Семинец Т.А. являлась получателем пенсии по старости.
ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара"20.11.2019 направило в УМВД России по городу Сыктывкару запрос об установлении правильной фамилии умершей.
Согласно ответу УМВД России по городу Сыктывкару правильная фамилия умершей - Семенец.
Предприятие 03.03.2020 обратилось в ГБУЗ РК "Бюро судебно-медицинской экспертизы" с просьбой выдать новую справку о смерти в связи с допущенной ошибкой в фамилии умершей.
Справка о смерти с исправлением допущенной ошибки выдана 03.03.2020, на основании чего получено новое свидетельство о смерти.
Предприятие повторно 01.04.2020 обратилось в ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" с пакетом документов на возмещение затрат на погребение в связи с тем, что умершая не подлежала обязательному социальному страхованию па случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлась пенсионеркой.
ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" 02.04.2020 вынесло решение об отказе в возмещении стоимости услуг по погребению в связи с тем, что Семенец Т.А. являлась получателем пенсии по старости.
Предприятие 09.04.2020 направило в государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми запрос о предоставлении информации о том, являлась ли Семенец Т.А. получателем пенсии по старости.
В ответе от 16.04.2020 года государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми сообщило, что Семенец Т.А. являлась получателем пенсии по старости.
Истец 23.04.2020 направил в Фонд пакет документов для возмещения расходов на оплату погребения Семенец Т.А.
Решением от 12.05.2020 Фонд отказал Предприятию в возмещении стоимости услуг на погребение в связи с тем, что документы были предоставлены по истечении шести месяцев со дня погребения пенсионерки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 195, 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 9, 12, 25, 26, 29 Закона N 8-ФЗ, статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", постановлением Правительства Республики Коми от 05.12.2006 N 296 "О финансировании расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле", Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу об обязанности Фонда возместить Предприятию понесенные расходы и удовлетворил заявленное требование.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
На основании статьи 29 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
В статье 26 Закона N 8-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 8-ФЗ при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ (пункт 2 статьи 12 Закона N 8-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 12 Закона N 8-ФЗ услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.
Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств:
- Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;
- федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии);
- Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;
- бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.
В подпункте 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено предоставление материальной и иной помощи для погребения.
Согласно пункту 8 постановления Правительства Республики Коми от 05.12.2006 N 296 "О финансировании расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле" (далее - Постановление N 296) возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, стоимости услуг по погребению, указанных в пункте 3 статьи 12 Закона N 8-ФЗ, производится на основании договора, заключенного между центром по предоставлению государственных услуг и специализированной службой по вопросам похоронного дела, и осуществляется на основании подлинника справки о смерти по форме N 33, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998N 1274 (в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности - на основании подлинника справки о рождении по форме N 26, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998N 1274), если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.
Перечисление средств на возмещение специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, стоимости услуг по погребению, указанных в пункте 3 статьи 12 Закона N 8-ФЗ, производится с лицевых счетов центров по предоставлению государственных услуг, открытых в Министерстве финансов Республики Коми, на счета специализированных служб по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы в центр по предоставлению государственных услуг (пункт 10 Постановления N 296).
Суды установили и материалам дела не противоречит, что Предприятием заявлено ко взысканию 7135 рублей 76 копеек расходов на погребение Семенец Т.А., являвшейся получателем пенсии по старости.
Факт оказания услуг подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Довод заявителя жалобы о пропуске истцом срока для обращения в Фонд с заявлением о возмещении расходов и, как следствие, отсутствии оснований для возмещения Предприятию спорных расходов, был предметом подробного исследования судов и правомерно отклонен, поскольку пункт 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ не определяет срок обращения специализированной службы по вопросам похоронного дела за возмещением затрат по погребению в качестве срока исковой давности, то есть срока, в пределах которого эта служба может обратиться в суд за защитой нарушенного права. По своей правовой природе этот срок является процедурным в рамках правоотношений уполномоченных органов и специализированной службы по вопросам похоронного дела по возмещению стоимости услуг по погребению определенных категорий граждан. В рассматриваемом случае суды установили, что срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации для защиты нарушенного права в судебном порядке, Предприятием не пропущен.
При таких обстоятельствах суды правомерно взыскали с Фонда заявленную сумму расходов, понесенных Предприятием в связи с оказанием услуг по погребению умершего пенсионера.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.10.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.12.2020 по делу N А29-9367/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы о пропуске истцом срока для обращения в Фонд с заявлением о возмещении расходов и, как следствие, отсутствии оснований для возмещения Предприятию спорных расходов, был предметом подробного исследования судов и правомерно отклонен, поскольку пункт 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ не определяет срок обращения специализированной службы по вопросам похоронного дела за возмещением затрат по погребению в качестве срока исковой давности, то есть срока, в пределах которого эта служба может обратиться в суд за защитой нарушенного права. По своей правовой природе этот срок является процедурным в рамках правоотношений уполномоченных органов и специализированной службы по вопросам похоронного дела по возмещению стоимости услуг по погребению определенных категорий граждан. В рассматриваемом случае суды установили, что срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации для защиты нарушенного права в судебном порядке, Предприятием не пропущен."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 апреля 2021 г. N Ф01-1226/21 по делу N А29-9367/2020