г. Нижний Новгород |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А43-54189/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.04.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.04.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Елисеевой Е.В., Ионычевой С.В.
при участии представителей от публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Нижний Новгород": Семенова К.А. по доверенности от 20.04.2021 N 154, Гришина А.В. по доверенности от 20.04.2021 N 154 (до перерыва отсутствовали), Погодиной Е.Е. по доверенности от 15.12.2020 N 472, от акционерного общества "Федеральный научно-производственный центр "Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники": Наумова А.А. по доверенности от 01.03.2021 N 48
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - акционерного общества "Федеральный научно-производственный центр "Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.09.2020 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 по делу N А43-54189/2019
по иску публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (ИНН: 5200000102, ОГРН: 1025203724171)
к акционерному обществу "Федеральный научно-производственный центр "Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники" (ИНН: 5261064047, ОГРН: 1085261002628)
о взыскании задолженности,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Региональная служба по тарифам Нижегородской области и Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области,
и установил:
публичное акционерное общество "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (далее-Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском о взыскании с акционерного общества "Федеральный научно-производственный центр "Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники" (далее - Центр) 20 852 515 рублей 84 копеек задолженности по внесению платы за подключение объекта капитального строительства к сети газораспределения.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональную службу по тарифам Нижегородской области (далее - Служба по тарифам) и Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области,
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 22.09.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021, удовлетворил иск. Суды пришли к выводу о том, что размер платы за технологическое присоединение к сети газораспределения по индивидуальному проекту утвержден Службой по тарифам, ненормативный правовой акт об установлении тарифа не признан недействительным, доказательств внесения платы в полном объеме Центр не представил.
При принятии судебных актов суды руководствовались в том числе пунктами 59, 60, 87 и 105 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314), пунктом 8 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 16.08.2018 N 1151/18 (далее - Методические указания N 1151/18).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Центр обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их изменить, принять новый судебный акт о взыскании с него в пользу Общества 14 728 391 рубля 25 копеек.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание недобросовестное поведение Общества, выразившееся в неуведомлении Службы по тарифам о реальном размере затрат на аренду земельных участков, необходимых для осуществления технологического присоединения объекта Центра к газораспределительным сетям. Центр полагает, что Общество должно было уведомить Службу по тарифам о снижении расходов на аренду земельных участков.
Кассатор считает, что размер платы за технологическое присоединение, рассчитанный в соответствии с Методическими указаниями N 1151/18, составляет 76 351 702 рубля 84 копейки без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и, соответственно, 91 622 043 рубля 41 копейку с учетом НДС, а решение Службы по тарифам об установлении платы за осуществление технологического присоединения от 15.08.2018 N 30/2 подлежит признанию недействительным.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы, изложенные в ней, просило оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
В заседании суда округа объявлялся перерыв до 10 часов 45 минут 26.04.2021.
Определением от 24.04.2018 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Трубниковой Е.Ю., находящейся в отпуске, на судью Елисееву Е.В.
Кассационная жалоба рассмотрена с начала.
В заседании суда округа представитель Центра поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, настаивал на отмене состоявшихся судебных актов. Представители Общества возражали относительно удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество (исполнитель) и Центр (заказчик) заключили договор о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения (по индивидуальному проекту) от 21.09.2015 N 003ИП/15, предметом которого является технологическое присоединение объекта капитального строительства: "Проектируемая котельная, расположенная по адресу: Нижегородская область, город Дзержинск, 58 квартал Игумновского лесничества Дзержинского лесхоза, 401 км + 600 м Московского шоссе, 2" к сети газораспределения, которой исполнитель владеет на законном основании.
Согласно решению от 15.08.2018 N 30/2 Служба по тарифам установила плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту объекта капитального строительства в размере 81 455 140 рублей (без учета НДС), в связи с чем стороны заключили дополнительное соглашение от 05.10.2018 N 1, в котором определили окончательный размер платы за технологическое присоединение в соответствии с названным решением и порядок ее внесения.
Общество и Центр 07.02.2019 подписали акт о подключении (технологическом присоединении).
Отказ Центра от внесения платы за осуществление технологического присоединения к сети газораспределения в полном объеме послужил основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыв на нее, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В силу второго абзаца пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и подпункту "з" пункта 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежит плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 59 Правил N 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
В силу пункта 87 Правил N 1314 в случае, если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров, указанных в проектной документации, и (или) устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за технологическое присоединение, определяемый исходя из действующих на тот момент стандартизированных тарифных ставок, определяющих размер платы за технологическое присоединение, и предварительных технических параметров подключения (технологического присоединения). При этом расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение является обязательным приложением к договору о подключении. Впоследствии размер платы в договоре о подключении корректируется путем заключения дополнительного соглашения, в частности, для случая, когда размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту, - после утверждения размера платы за технологическое присоединение таким органом.
Факт осуществления технологического присоединения документально подтвержден и сторонами не оспаривается.
Решение Службы по тарифам от 15.08.2018 N 30/2 об установлении платы за технологическое присоединение не признано недействительным.
Установленная плата внесена Центром не в полном объеме, поэтому суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска Общества.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полностью повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде второй инстанции и получили правильную правовую оценку. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права применительно к фактическим обстоятельствам, установленным судами при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанциях (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Окружной суд не вправе переоценивать исследованные судом доказательства и сделанные на их основе выводы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.09.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 по делу N А43-54189/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Федеральный научно-производственный центр "Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 87 Правил N 1314 в случае, если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров, указанных в проектной документации, и (или) устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за технологическое присоединение, определяемый исходя из действующих на тот момент стандартизированных тарифных ставок, определяющих размер платы за технологическое присоединение, и предварительных технических параметров подключения (технологического присоединения). При этом расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение является обязательным приложением к договору о подключении. Впоследствии размер платы в договоре о подключении корректируется путем заключения дополнительного соглашения, в частности, для случая, когда размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту, - после утверждения размера платы за технологическое присоединение таким органом."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 апреля 2021 г. N Ф01-1771/21 по делу N А43-54189/2019