Нижний Новгород |
|
17 мая 2021 г. |
Дело N А29-15956/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.05.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.05.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Ионычевой С.В., Трубниковой Е.Ю.
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью
Управляющая компания "Жилсервис" Чижа Владислава Леонидовича
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021
по делу N А29-15956/2018 Арбитражного суда Республики Коми
по заявлению конкурсного управляющего
Чижа Владислава Леонидовича
о признании перечисления денежных средств
Управлению Федеральной службы судебных приставов
по Республике Коми недействительной сделкой
и применении последствий ее недействительности
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве)
общества с ограниченной ответственностью
Управляющая компания "Жилсервис"
(ИНН: 1101095900, ОГРН: 1121101010150)
и установил:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис" (далее - Компания, должник) конкурсный управляющий должника Чиж Владислав Леонидович обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании сделки по перечислению 358 180 рублей 97 копеек Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (далее - Управление) недействительной и о применении последствий ее недействительности в виде взыскания названной суммы с Управления в конкурсную массу должника.
Арбитражный суд Республики Коми определением от 15.10.2020 удовлетворил заявление конкурсного управляющего. Суд пришел к выводу о том, что перечисление спорной суммы привело к предпочтительному удовлетворению требований Управления перед иными кредиторами должника.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 11.02.2021 отменил определение от 15.10.2020 и отказал конкурсному управляющему в удовлетворении заявления. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отсутствуют доказательства осведомленности Управления о наличии у должника на момент совершения спорных платежей просроченных денежных обязательств перед иными кредиторами должника, а также о признаках неплатежеспособности либо недостаточности имущества.
При принятии постановления суд апелляционной инстанции руководствовался, в том числе, статьями 2, 61.1, 61.3, 61.4 и 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), статьей 111 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), разъяснениями, изложенными в пунктах 11 и 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление N 63).
Не согласившись с состоявшимся постановлением, конкурсный управляющий должника Чиж В.Л. обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе определение от 15.10.2020.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что суд апелляционной инстанции пришел к неверному выводу об отсутствии предпочтения при перечислении денежных средств Управлению, не принял во внимание имеющиеся в отношении должника исполнительные производства.
Податель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции нарушил нормы процессуального права, приняв от Управления в судебном заседании 14.01.2021 документы, положенные в основу отмены определения суда первой инстанции. Кроме того, сводные заявления, представленные Управлением, не подписаны и не заверены.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.
Лица, участвующие в обособленном споре, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания жалобы, явку представителей в заседание суда округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в период с 24.05.2018 по 14.01.2019 в ходе исполнительных производств, возбужденных в отношении должника, со счетов Компании на депозитный счет службы судебных приставов произведено списание денежных средств, из которых 358 180 рублей 97 копеек распределены в пользу Управления в целях погашения сумм административных штрафов.
Арбитражный суд Республики Коми определением от 22.11.2018 возбудил производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Компании, определением от 04.02.2019 ввел в отношении должника процедуру наблюдения, решением от 05.07.2019 признал должника несостоятельным (банкротом), ввел в отношении его имущества процедуру конкурсного производства, утвердил конкурсным управляющим Чижа В.Л.
Конкурсный управляющий должника счел, что погашение административных штрафов привело к преимущественному удовлетворению требований Управления, поэтому обратился с заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд округа принял постановление на основании следующего.
В силу статьи 2 Закона о банкротстве административные штрафы относятся к обязательным платежам.
Согласно пункту 3 статьи 61.1, пятому абзацу пункта 1 и пункту 2 статьи 61.3 Закона о банкротстве расчетная операция, совершенная в целях уплаты обязательных платежей, и осуществленная должником в течение шести месяцев до принятия судом заявления о признании должника банкротом или после принятия такого заявления, может быть признана недействительной, если ее совершение привело к тому, что отдельному кредитору оказано предпочтение в отношении удовлетворения его требования, существовавшего до совершения спорной операции.
Требование службы судебных приставов о взыскании административных штрафов возникли до возбуждения дела о банкротстве, в связи с чем оно подлежало включению в реестр требований кредиторов и удовлетворению в порядке очередности, установленной пунктом 4 статьи 134 Закона о банкротстве.
Законодательством о банкротстве установлены особенности оспаривания расчетных операций, направленных на исполнение обязательных платежей.
В пункте 4 статьи 61.4 Закона о банкротстве закреплен специальный критерий, который применяется в отношении обязательных платежей. В соответствии с упомянутой нормой, если оспариваемые платежи не отличались по срокам и размеру от платежей, подлежащих уплате или взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации, предусмотренные статьей 61.3 Закона о банкротстве неблагоприятные последствия для уполномоченного органа наступают лишь тогда, когда в его распоряжении на момент исполнения обязательства действительно имелись сведения о наличии у должника просроченных денежных обязательств перед иными лицами.
В пункте 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного 20.12.2016 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, указано, что судам следует учитывать, что, в свою очередь, в силу пункта 10 статьи 13 в редакции Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ при рассмотрении заявлений об оспаривании сделок (действий) по уплате (взысканию) обязательных платежей, поданных после 01.09.2016, такие действия могут быть признаны недействительными на основании пунктов 1 и 2 статьи 61.3 Закона о банкротстве, если в соответствии с пунктом 4 статьи 61.4 Закона о банкротстве будет установлено, что органы, осуществляющие взыскание обязательных платежей, действительно обладали информацией о наличии у должника просроченных денежных обязательств перед конкурсными кредиторами, что позволяло сделать однозначный вывод о получении предпочтения при удовлетворении публичных интересов.
При этом с момента официального опубликования сведений о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства считается, что органы, осуществляющие взыскание обязательных платежей, обладают информацией о наличии у должника неисполненных в установленный срок требований по денежным обязательствам.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле (статьи 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению в их совокупности, исходя при этом из их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
Суд апелляционной инстанции, приняв во внимание, что спорные платежи в целях оплаты административных штрафов произведены до введения в отношении должника процедуры наблюдения, а также отсутствие доказательств осведомленности Управления о наличии у должника просроченных денежных обязательств перед иными кредиторами и признаков неплатежеспособности либо недостаточности имущества, правомерно отказал конкурсному управляющему в удовлетворении заявления о признании спорных платежей недействительными сделками.
При этом конкурсный управляющий в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств, подтверждающих, что Управление нарушило принцип распределения денежных средств, полученных в ходе исполнительного производства, установленный в статье 111 Закона об исполнительном производстве и статье 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, с учетом конкретных фактических обстоятельств, установленных судами, отсутствуют основания для отмены состоявшегося постановления.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, не могут быть приняты судом округа, поскольку связаны с доказательственной стороной спора, в то время как исключительные полномочия по оценке доказательств имеются только у судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Оснований для отмены обжалуемого постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд округа не установил. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы составляет 3000 рублей, которые подлежат взысканию с заявителя жалобы в связи с предоставленной отсрочкой уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1), 289 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021 по делу N А29-15956/2018 Арбитражного суда Республики Коми оставить без изменения, кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис" Чижа Владислава Леонидовича - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
С.В. Ионычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции, приняв во внимание, что спорные платежи в целях оплаты административных штрафов произведены до введения в отношении должника процедуры наблюдения, а также отсутствие доказательств осведомленности Управления о наличии у должника просроченных денежных обязательств перед иными кредиторами и признаков неплатежеспособности либо недостаточности имущества, правомерно отказал конкурсному управляющему в удовлетворении заявления о признании спорных платежей недействительными сделками.
При этом конкурсный управляющий в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств, подтверждающих, что Управление нарушило принцип распределения денежных средств, полученных в ходе исполнительного производства, установленный в статье 111 Закона об исполнительном производстве и статье 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 мая 2021 г. N Ф01-1948/21 по делу N А29-15956/2018
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-240/2022
08.11.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6170/2021
27.05.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1720/2021
17.05.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1948/2021
13.05.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1910/2021
31.03.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-620/2021
11.02.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8647/20
08.02.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8960/20
13.01.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8096/20
08.12.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8131/20
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-15956/18
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-15956/18
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-15956/18
18.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-15956/18
05.07.2019 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-15956/18
04.02.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-15956/18