Нижний Новгород |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А39-12136/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.05.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Водопроводно-канализационное хозяйство"
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.09.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020
по делу N А39-12136/2019
по заявлению акционерного общества "Водопроводно-канализационное хозяйство"
(ОГРН: 1061324010461, ИНН: 1324133676)
к администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района
о признании незаконными бездействия и обязании разработать и утвердить технические задания,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия, общество с ограниченной ответственностью "Рузаевское водопроводное предприятие", общество с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие",
и установил:
акционерное общество "Водопроводно-канализационное хозяйство" (далее - АО "Водоканал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (далее - Администрация), о признании незаконными бездействия Администрации, выразившегося в не подготовке технических заданий на разработку инвестиционных программ развития водоканализационного комплекса в целях улучшения качества питьевой воды и качества очистки сточных вод в городском поселении Рузаевка Рузаевского муниципального района, и обязании Администрации подготовить и утвердить технические задания на разработанные инвестиционные программы развития водоканализационного комплекса городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района, согласовать их по представленным мероприятиям на 2020 - 2049 годы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия (далее - РСТ Республики Мордовия), общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское водопроводное предприятие" (далее - ООО "Рузвода") и "Рузаевское канализационное предприятие" (далее - ООО "Рузканал").
Решением суда от 21.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что выводы, сделанные судами, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, суды неверно применили положения постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление N 782). Кассатор указывает, что Администрация в период рассмотрения дела вынесла два постановления: от 29.11.19 N 1021 (об актуализации схемы) и от 28.02.2020 N 153, которым утверждены технические задания на разработку инвестиционных программ для АО "Водоканал", в связи, с чем меняется предмет и основания иска, что противоречит статье 49 АПК РФ.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Отзывы от Администрации и третьих лиц на кассационную жалобу в суд не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество, которое является регулируемой организацией и для осуществления деятельности которой устанавливаются тарифы в сферах водоснабжения и водоотведения РСТ Республики Мордовия, обратилось в Администрацию с письмами от 21.05.2019 N 101 и 102 о согласовании инвестиционных программ и внесении изменений в постановления администрации городского поселения от 28.02.2019 N 172 и 173, которыми утверждены технические задания для ООО "Рузвода" и ООО "Рузканал", включающие в себя мероприятия, относящиеся к сфере деятельности АО "Водоканал", ввиду того, что объекты водоснабжения (артезианские скважины, насосные станции 2 и 3 подъемов) и очистные сооружения канализации являются собственностью и обслуживаются Обществом, а сети водоснабжения переданы в аренду ООО "Рузвода" и ООО "Рузканал".
Письмами от 21.06.2019 N 2053 и 2054 Администрация, приняв во внимание информацию, изложенную в проектах инвестиционных программ, сообщила Обществу, что не является лицом, уполномоченным на согласование инвестиционных программ.
АО "Водоканал" в письмах от 01.07.2019 N 115 и 116 просило Администрацию рассмотреть настоящие письма как протоколы разногласий к проекту инвестиционных программ и согласовать инвестиционные программы.
Письмами от 05.07.2019 N 2239 и 2240 по результатам рассмотрения протоколов разногласий Администрация отказала в согласовании проектов инвестиционных программ по тем основаниям, что она не имеет правовых оснований согласовывать проекты инвестиционных программ, поскольку в отношении АО "Водоканал" технические задания не разрабатывались, основания для разработки инвестиционных программ отсутствуют. Общество не является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории городского поселения Рузаевка. АО "Водоканал" не уведомляло Администрацию об осуществлении какой-либо деятельности и (или) оказании каких-либо услуг в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на территории городского поселения Рузаевка. Указанная информация не содержится и в официальных источниках информации (сайт АО "Водоканал", сайт ГИС ЖКХ).
Общество в письмах от 05.07.2019 N 2239 и 2240 сообщило Администрации об изменении фирменного наименования организации, а также о том, что осуществляет деятельность по очистке сточных вод в сфере водоотведения и деятельность по подъему (добыче) питьевой воды для водоснабжения потребителей, является регулируемой организацией.
Администрация в письме от 23.08.2019 N 2947 сообщила заявителю, что при разработке технических заданий на разработку инвестиционных программ ООО "Рузвода" и ООО "Рузканал" по строительству, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения городского поселения Рузаевка на 2020 - 2024 годы руководствовалась не только нормативными правовыми актами, регулирующими данный вопрос, но и обращениями ООО "Рузвода" от 04.02.2019 N 81 и ООО "Рузканал" от 04.02.2019 N 46, в которых содержались требования о включении в технические задания на разработку инвестиционных программ мероприятий по реконструкции, строительству и модернизации объектов, которые принадлежат на праве собственности АО "Водоканал", тем самым подтверждается эксплуатационная ответственность ООО "Рузвода" и ООО "Рузканал" за данные объекты. В отношении АО "Водоканал" технические задания не разрабатывались, в связи с чем основания для разработки инвестиционных программ АО "Водоканал" отсутствуют. В настоящее время утвердить технические задания на разработку инвестиционных программ по развитию модернизации систем водоснабжения и водоотведения городского поселения Рузаевка не представляется возможным, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление N 641) орган местного самоуправления поселения (городского округа) до 01 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, утверждает техническое задание на разработку инвестиционной программы и не позднее 3 дней со дня его утверждения направляет его в регулируемую организацию для разработки инвестиционной программы.
Письмами от 05.09.2019 N 136, 164 АО "Водоканал" направило на утверждение проекты инвестиционных программ без согласования с Администрацией в РСТ Республики Мордовия.
РСТ Республики Мордовия отказала в утверждении проектов инвестиционных программ, указав на отсутствие технических заданий на разработку инвестиционных программ (письма от 03.10.2019 N 03-364 и 03-367).
Не согласившись с бездействием Администрации, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь положениями АПК РФ, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Постановлениями N 641 и 782, Арбитражный суд Республики Мордовия пришел к выводу о том, что в поведении Администрации отсутствуют признаки неправомерного бездействия и ее действия не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Отношения, возникшие в сфере водоснабжения и водоотведения, регулирует Закон N 416-ФЗ.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона N 416-ФЗ инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, - программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Утверждение инвестиционных программ относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 2 части 1 статьи 5).
Утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ и согласование инвестиционных программ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях (пункты 5, 6 части 1 статьи 6).
Согласно пункту 6 Постановления N 641 проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания, которое разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 Постановления N 641 техническое задание должно содержать: а) перечень объектов капитального строительства абонентов, которые необходимо подключить к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, или перечень территорий, на которых расположены такие объекты, с указанием мест расположения подключаемых объектов, нагрузок и сроков подключения; б) плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения; в) перечень мероприятий по строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения с указанием плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов, которые должны быть достигнуты в результате реализации таких мероприятий; г) перечень мероприятий по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций.
Основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления (часть 1 статьи 40 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 порядка и правил определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденного приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.04.2014 N 162/пр "Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей", организация, осуществляя водоснабжение и (или) водоотведение, рассчитывает фактические и плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности и направляет их в уполномоченные органы местного самоуправления в составе предложений в техническое задание на разработку инвестиционной программы организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение. Данные значения в порядке подготовки технических заданий не были представлены в Администрацию.
Суды установили, что 04.02.2019 N 46 и 81 ООО "Рузвода" и ООО "Рузканал", обратились в Администрацию, указав, что данные гарантирующие организации осуществляют полный цикл водоснабжения и водоотведения, сообщили о необходимости включить в разрабатываемые для них технические задания на разработку инвестиционных программ мероприятия по модернизации насосных станций 2 подъема поселка Химмаш и Пишлинского водозабора, строительство линии электропередач к скважинам Пишлинского водозабора, мероприятия на ОСК по реконструкции лотка Паршаля, строительство станции ультрафиолетового обеззараживания сточных вод, модернизации вторичных отстойников, аэротенок и др.
На основании предоставленных данных Администрация 28.02.2019 утвердила технические задания на разработку инвестиционных программ ООО "Рузвода" по строительству, реконструкции и модернизации системы водоснабжения городского поселения Рузаевка на 2020 - 2024 годы и ООО "Рузканал" по строительству, реконструкции и модернизации системы водоотведения городского поселения Рузаевка на 2020 - 2024 годы.
Общество письмом от 21 мая 2019 N 101 и 102 потребовало внести изменения в утвержденные технические задания для ООО "Рузвода" и ООО "Рузканал" и направило для согласования разработанные им инвестиционные программы АО "Водоканал" по строительству, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения городского поселения Рузаевка на 2020 - 2049 годы при отсутствии утвержденных технических заданий.
В соответствии с пунктом 10 Постановления N 641 в инвестиционную программу включаются мероприятия по строительству, а также мероприятия по модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, целесообразность реализации которых обоснована в схемах водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Закона N 416-ФЗ, пунктом 4 Постановления N 641 согласование инвестиционного проекта без схемы водоснабжения и водоотведения не допускается.
Таким образом, суды сделали верный вывод о том, что техническое задание и инвестиционная программа могли быть разработаны и утверждены Администрацией при наличии утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со статьей 38 Закона N 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов (часть 1). Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения (часть 2).
На основании статьи 6 Закона N 416-ФЗ утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
В части 2 статьи 42 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2013 органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
В силу пункта 8 Постановления N 782, ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных и модернизированных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, является одним из оснований актуализации (корректировки) утвержденных схем водоснабжения и водоотведения. Актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется в порядке, предусмотренном для утверждения таких схем. При разработке схем водоснабжения и водоотведения используются, в том числе сведения об инвестиционных программах, реализуемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, о мероприятиях, содержащихся в планах по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, о мероприятиях, содержащихся в планах по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади, утвержденных в установленном порядке (в случае наличия таких инвестиционных программ и планов, действующих на момент разработки схем водоснабжения и водоотведения) (пункты 7, 9 данного Постановления).
Схема водоснабжения и водоотведения городского поселения Рузаевка на 2013 - 2027 годы утверждена постановлением Администрации от 30.12.2013 N 456.
Указанная схема разрабатывалась в условиях работы двух регулируемых организаций - общества с ограниченной ответственностью "Горвода" и общества с ограниченной ответственностью "Горсток", которые осуществляли полные циклы водоснабжения о водоотведения в городском поселении Рузаевка (пункты 1.1, 1.2, 3.1, 3.2 схемы в редакции до 29.11.2019).
Схема включала мероприятия по капитальному ремонту, по реконструкции (модернизации) объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения городского поселения Рузаевка в 2013 - 2027 годах, с указанием срока их реализации и объемов финансирования, а также расчетную смету затрат и рост тарифа на услуги указанных регулируемых организаций в этот период.
Поскольку ООО "Горвода" и ООО "Горсток" работ по капитальному ремонту, по реконструкции (модернизации) объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения не производили, ограничиваясь их текущим содержанием, в связи с появлением в городском поселении Рузаевка иных субъектов, осуществляющих регулируемую деятельность (АО "Водоканал", ООО "Рузвода" и ООО "Рузканал"), схема перестала соответствовать документам территориального планирования, сведениям о техническом состоянии объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения.
В целях устойчивого и надежного водоснабжения и водоотведения согласно пунктам 8 и 9 Постановления N 782, постановлением Администрации от 29.11.2019 N 1021 утверждена актуализированная схема водоснабжения и водоотведения городского поселения Рузаевка на 2013 - 2027 годы.
После утверждения актуализированной схемы в срок, установленный пунктом 9 Постановления N 641 (до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы) постановлением Администрации от 28.02.2020 N 153 утверждены технические задания на разработку инвестиционных программ АО "Водоканал" по строительству, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения городского поселения Рузаевка на 2021 - 2027 годы.
Следовательно, оспариваемого бездействия со стороны Администрации не допущено, поскольку ей были совершены действия - вынесены постановления, которые предметом спора по настоящему делу не являются.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Администрация не допустила незаконного бездействия, нарушающего права и законные интересы заявителя.
Таким образом, суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судами доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.09.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 по делу N А39-12136/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Водопроводно-канализационное хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 8 Постановления N 782, ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных и модернизированных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, является одним из оснований актуализации (корректировки) утвержденных схем водоснабжения и водоотведения. Актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется в порядке, предусмотренном для утверждения таких схем. При разработке схем водоснабжения и водоотведения используются, в том числе сведения об инвестиционных программах, реализуемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, о мероприятиях, содержащихся в планах по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, о мероприятиях, содержащихся в планах по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади, утвержденных в установленном порядке (в случае наличия таких инвестиционных программ и планов, действующих на момент разработки схем водоснабжения и водоотведения) (пункты 7, 9 данного Постановления).
...
После утверждения актуализированной схемы в срок, установленный пунктом 9 Постановления N 641 (до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы) постановлением Администрации от 28.02.2020 N 153 утверждены технические задания на разработку инвестиционных программ АО "Водоканал" по строительству, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения городского поселения Рузаевка на 2021 - 2027 годы."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 мая 2021 г. N Ф01-1888/21 по делу N А39-12136/2019