г. Владимир |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А39-12136/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Водопроводно-канализационное хозяйство" (431444, Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Кутузова, д.89; ОГРН 1061324010461, ИНН 1324133676) на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21 сентября 2020 года по делу N А39-12136/2019, принятое по заявлению акционерного общества "Водопроводно-канализационное хозяйство" о признании незаконными бездействия Администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района, выразившегося в не разработке технических заданий на разработку Инвестиционных программ развития водоканализационного комплекса в целях улучшения качества питьевой воды и качества очистки сточных вод в городском поселении Рузаевка Рузаевского муниципального района, и обязании Администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района разработать и утвердить технические задания на разработанные Инвестиционные программы развития водоканализационного комплекса городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района и согласовать их по представленным мероприятиям на 2020-2049 годы, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия, общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское водопроводное предприятие" и общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие".
при участии:
от заявителя - не явился, извещен
от ответчика - не явился, извещен;
от третьих лиц - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Водопроводно-канализационное хозяйство" (далее - АО "Водоканал", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением к Администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, с учетом принятого судом изменения предмета спора в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, о признании незаконными бездействия Администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района, выразившегося в не разработке технических заданий на разработку Инвестиционных программ развития водоканализационного комплекса в целях улучшения качества питьевой воды и качества очистки сточных вод в городском поселении Рузаевка Рузаевского муниципального района, и обязании Администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района разработать и утвердить технические задания на разработанные Инвестиционные программы развития водоканализационного комплекса городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района и согласовать их по представленным мероприятиям на 2020-2049 годы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия, г.Саранск общество с ограниченной ответственностью "Рузаевское водопроводное предприятие", г. Рузаевка общество с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие", г. Рузаевка.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 21 сентября 2020 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Водоканал" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21. 09. 2020 г. по делу N А39-12136/2019 и принять новый судебный акт.
АО "Водоканал" считает решение суда незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы АО "Водоканал" в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значения для дела, недоказанностью имеющих для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов, изложенных в Решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, что выразилось в применении закона, не подлежащим применению. По мнению Заявителя, Администрация Рузаевка в период рассмотрения дела решила исправить сложившую ситуацию и вынесла два постановления, которым суд обязан был дать объективную оценку - постановлению от 29.11.19 N 1021 (Об актуализации схемы), а так же постановлению за N 153 от 28.02.2020 г., которым утверждены технические задания на разработку инвестиционных программ для АО "Водоканал", и которые полностью не соответствуют тем требованиям, которые предусмотрены Правилами N 641, о чем заявляло АО "Водоканал".
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит решение Арбитражного суда Республики Мордовия оставить без изменения, а апелляционную жалобу Минсельхозпрода - без удовлетворения. По мнению ответчика, при вынесении оспариваемого решения суд в полном объеме исследовал представленные сторонами доказательства, верно определил юридически значимые обстоятельства и произвел их оценку на соответствие закону, нарушении норм материального и процессуального права судом не допущено. Доводы же апелляционной жалобы сводятся к переоценке уже исследованных судом обстоятельств и неверному толкованию норм материального права
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права в обжалуемой части проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из обстоятельств дела, АО "Водоканал", являясь регулируемой организацией для осуществления деятельности которой устанавливаются тарифы в сферах водоснабжения и водоотведения РСТ Республики Мордовия, обратилось в Администрацию городского поселения Рузаевка (письма N 101 и N 102 от 21.05.2019) о согласовании инвестиционных программ и внесении изменений в постановления администрации городского поселения от 28.02.2019 N 172 и N173, которыми утверждены технические задания для ООО "Рузвода" и ООО "Рузканал", включающие в себя мероприятия, относящиеся к сфере деятельности АО "Водоканал" ввиду того, что объекты водоснабжения (артезианские скважины, насосные станции 2-го и 3-го подъемов) и очистные сооружения канализации являются собственностью и обслуживаются АО "Водоканал", а сети водоснабжения переданы в аренду ООО "Рузвода" и ООО "Рузканал".
Письмами от 21.06.2019 N 2053 и N2054 Администрация городского поселения, принимая во внимание информацию, изложенную в проектах инвестиционных программ, сообщила АО "Водоканал", что не является лицом, уполномоченным на согласование инвестиционных программ.
Письмами от 01.07.2019 N 115, N116 АО "Водоканал" посчитала отказ Администрации городского поселения в согласовании проекта инвестиционных программ несостоятельным и надуманным, привела указанные в письмах доводы, просила Администрацию городского поселения рассмотреть настоящие письма как протоколы разногласий к проекту инвестиционных программ и согласовать инвестиционные программы.
Письмами от 05.07.2019 N 2239 и N2240 по результатам рассмотрения протоколов разногласий Администрация городского поселения отказала в согласовании проектов инвестиционных программ по тем основаниям, что у Администрации городского поселения отсутствуют правовые основания согласовывать проекты инвестиционных программ, поскольку в отношении АО "Водоканал" технические задания не разрабатывались, основания для разработки инвестиционных программ отсутствуют. АО "Водоканал" не является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории городского поселения Рузаевка. АО "Водоканал" не уведомляло Администрацию городского поселения об осуществлении какойлибо деятельности и (или) оказании каких-либо услуг в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на территории городского поселения Рузаевка. Указанная информация не содержится и в официальных источниках информации (сайт АО "Водоканал", сайт ГИС ЖКХ).
Письмами от 05.07.2019 N 2239 и N2240 АО "Водоканал" сообщило Администрации об изменении фирменного наименования организации, а также о том, что осуществляет деятельность по очистке сточных вод в сфере водоотведения и деятельность по подъему (добыче) питьевой воды для водоснабжения потребителей, является регулируемой организацией.
Письмом от 23.08.2019 N 2947 Администрация городского поселения сообщила заявителю, что при разработке технических заданий на разработку инвестиционных программ ООО "Рузвода" и ООО "Рузканал" по строительству, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения городского поселения Рузаевка на 2020-2024 год Администрация руководствовалась не только нормативными правовыми актами, регулирующими данный вопрос, но и обращениями ООО "Рузвода" N81 от 04.02.2019 и ООО "Рузканал" N46 от 04.02.2019, в которых содержались требования о включении в технические задания на разработку инвестиционных программ мероприятий по реконструкции, строительству и модернизации объектов, которые принадлежат на праве собственности АО "Водоканал", тем самым подтверждая эксплуатационную ответственность ООО "Рузвода" и ООО "Рузканал" за данные объекты. В отношении АО "Водоканал" технические задания не разрабатывались, в связи с чем основания для разработки инвестиционных программ АО "Водоканал" отсутствуют. В настоящее время утвердить технические задания на разработку инвестиционных программ АО "Водоканал" по развитию модернизации систем водоснабжения и водоотведения городского поселения Рузаевка не представляется возможным, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" орган местного самоуправления поселения (городского округа) до 01 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, утверждает техническое задание на разработку инвестиционной программы и не позднее 3 дней со дня его утверждения направляет его в регулируемую организацию для разработки инвестиционной программы.
Письмами от 05.09.2019 N 136 и N164 АО "Водоканал" направило на утверждение проекты инвестиционных программ без согласования с Администрацией в РСТ Республики Мордовия.
Письмами от 03.10.2019 N 03-364, N03-367 РСТ Республики Мордовия отказала в утверждении проектов инвестиционных программ, указав на отсутствие технических заданий на разработку инвестиционных программ.
Посчитав бездействие Администрации не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, АО "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением.
Заявление мотивировано тем, что Администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в нарушение Федерального закона N 416 не приняла меры по разработке и утверждению технических заданий на разработку Инвестиционных программ для АО "Водоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения, включающих в себя мероприятия по приведению качества питьевой воды и качества очистки сточных вод в городском поселении Рузаевка в соответствии с установленными требованиями. В соответствии с пунктом 9 Правил N 641 Администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия обязана была до 1 марта 2019 года утвердить технические задания. Не получив технические задания, общество вынуждено было предоставить на согласование проекты инвестиционных программ. Технические задания, утвержденные постановлением Администрации N 153 от 28.02.2020, которые не соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 7 Правил N 641, по всем пунктам и носят информационный характер.
Отказывая в удовлетворении требований АО "Водоканал", суд первой инстанции исходил из того, что В целях устойчивого и надёжного водоснабжения и водоотведения, согласно пунктам 8 и 9 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782, постановлением Администрации городского поселения от 29.11.2019 N 1021 утверждена актуализированная схема водоснабжения и водоотведения городского поселения Рузаевка на 2013-2027 годы. После утверждения актуализированной схемы в срок, установленный пунктом 9 Правил (до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы) постановлением Администрации городского поселения Рузаевка от 28.02.2020 N153 утверждены технические задания на разработку инвестиционных программ АО "Водоканал" по строительству, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения городского поселения Рузаевка на 2021-2027 годы. Таким образом, неправомерного бездействия администрации городского поселения не установлено, иные решения, действия (бездействия) ответчика предметом спора не являются.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федерального закона N 416).
В соответствии с положениями настоящего Федерального закона для его целей под инвестиционной программой организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, понимается программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 8 статьи 2).
Утверждение инвестиционных программ относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 2 части 1 статьи 5).
Утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ и согласование инвестиционных программ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях (пункты 5, 6 части 1 статьи 6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - Правила).
В соответствии с положениями пункта 6 Правил проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации. Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа).
В соответствии с пунктом 7 Правил техническое задание должно содержать: а) перечень объектов капитального строительства абонентов, которые необходимо подключить к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, или перечень территорий, на которых расположены такие объекты, с указанием мест расположения подключаемых объектов, нагрузок и сроков подключения; б) плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения; в) перечень мероприятий по строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения с указанием плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов, которые должны быть достигнуты в результате реализации таких мероприятий; г) перечень мероприятий по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций.
В силу части 1 статьи 40 Федерального закона N 416-ФЗ утверждение технического задания должно осуществляться с учетом: результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; схемы водоснабжения и водоотведения; плана снижения сбросов.
В соответствии с пунктом 6 порядка и правил определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденного приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04 апреля 2014 года N 162/пр "Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей", организация, осуществляя водоснабжение и (или) водоотведение, рассчитывает фактические и плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности и направляет их в уполномоченные органы местного самоуправления в составе предложений в техническое задание на разработку инвестиционной программы организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение. Данные значения в порядке подготовки технических заданий не были представлены в администрацию городского поселения.
Судом установлено, что 04.02.2019 исх. N 46 и N 81 ООО "Рузвода" и ООО "Рузканал", обратились в Администрацию, указав, что данные гарантирующие организации осуществляют полный цикл водоснабжения и водоотведения, сообщили о необходимости включить в разрабатываемые для них технические задания на разработку инвестиционных программ мероприятия по модернизации насосных станций 2-го подъема поселка Химмаш и Пишлинского водозабора, строительство линии электропередач к скважинам Пишлинского водозабора, мероприятия на ОСК по реконструкции лотка Паршаля, строительство станции ультрафиолетового обеззараживания сточных вод, модернизации вторичных отстойников, аэротенок и др.
На основании предоставленных данных Администрация 28.02.2019 утвердила технические задания на разработку инвестиционных программ ООО "Рузвода" по строительству, реконструкции и модернизации системы водоснабжения городского поселения Рузаевка на 2020 - 2024годы и ООО "Рузканал" по строительству, реконструкции и модернизации системы водоотведения городского поселения Рузаевка на 2020 - 2024годы.
21 мая 2019 исх. N 101 и N 102 АО "Водоканал" потребовал внести изменения в утвержденные технические задания для ООО "Рузвода" и ООО "Рузканал", а также направил для согласования разработанные им инвестиционные программы АО "Водоканал" по строительству, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения городского поселения Рузаевка на 2020 - 2049 годы в отсутствие утвержденных технических заданий.
В соответствии с пунктом 10 Правил в инвестиционную программу включаются мероприятия по строительству, а также мероприятия по модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, целесообразность реализации которых обоснована в схемах водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Федерального закона N 416-ФЗ, пунктом 4 Правил согласование инвестиционного проекта без схемы водоснабжения и водоотведения не допускается.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, техническое задание и инвестиционная программа могли быть разработаны и утверждены Администрацией при наличии утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с положениями статьи 38 Федерального закона N 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов (часть 1). Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения (часть 2).
На основании статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
В части 2 статьи 42 Федерального закона N 416-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2013 органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
В силу пункта 8 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 N 782, ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных и модернизированных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, является одним из оснований актуализации (корректировки) утвержденных схем водоснабжения и водоотведения. Актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется в порядке, предусмотренном для утверждения таких схем. При разработке схем водоснабжения и водоотведения используются, в том числе сведения об инвестиционных программах, реализуемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, о мероприятиях, содержащихся в планах по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, о мероприятиях, содержащихся в планах по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади, утвержденных в установленном порядке (в случае наличия таких инвестиционных программ и планов, действующих на момент разработки схем водоснабжения и водоотведения) (пункты 7, 9 названных Правил).
Схема водоснабжения и водоотведения городского поселения Рузаевка на 2013-2027 годы утверждена постановлением Администрации городского поселения Рузаевка от 30.12.2013 N 456.
Указанная схема разрабатывалась в условиях работы двух регулируемых организаций - общества с ограниченной ответственностью "Горвода" и общества с ограниченной ответственностью "Горсток", которые осуществляли полные циклы водоснабжения о водоотведения в городском поселении Рузаевка (пункты 1.1, 1.2, 3.1, 3.2 схемы в редакции до 29.11.2019).
Схема включала в себя перечень мероприятий по капитальному ремонту, по реконструкции (модернизации) объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения городского поселения Рузаевка на 2013-2027 годы, с указанием срока их реализации и объемов финансирования, а также расчетную смету затрат и рост тарифа указанных регулируемых организаций в эти годы (табл. 9 и 11 п. 4.1, табл. 12 и 14 п. 4.2 схемы).
Поскольку ООО "Горвода" и ООО "Горсток" работ по капитальному ремонту, по реконструкции (модернизации) объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения не производили, ограничиваясь их текущим содержанием, в связи с появлением в городском поселении Рузаевка иных субъектов, осуществляющих регулируемую деятельность (АО "Водоканал", ООО "Рузвода" и ООО "Рузканал"), схема перестала соответствовать документам территориального планирования, сведениям о техническом состоянии объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения.
В целях устойчивого и надёжного водоснабжения и водоотведения, согласно пунктам 8 и 9 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782, постановлением Администрации городского поселения от 29.11.2019 N 1021 утверждена актуализированная схема водоснабжения и водоотведения городского поселения Рузаевка на 2013-2027 годы.
После утверждения актуализированной схемы в срок, установленный пунктом 9 Правил (до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы) постановлением Администрации городского поселения Рузаевка от 28.02.2020 N 153 утверждены технические задания на разработку инвестиционных программ АО "Водоканал" по строительству, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения городского поселения Рузаевка на 2021-2027 годы.
Довод заявителя о том, что схема водоснабжения и водоотведения утверждена в 2013 году и действовала до актуализации и в отношении объектов АО "Водоканал", в связи с чем Администрация должна была разработать технические задания в 2019 году, судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен, поскольку схема водоснабжения и водоотведения утверждена в отношении двух регулируемых организаций - ООО "Горвода" и ООО "Горсток". При этом перечень мероприятий по капитальному ремонту, реконструкции (модернизации) систем водоснабжения и водоотведения городского поселения Рузаевка, запланированные, в том числе в период с 2018 по 2027 года, включает в себя: замена ветхих сетей водопровода, замена ветхих сетей канализации, капитальный ремонт колодцев. Так как не утверждена вышеуказанная схема в отношении объектов АО "Водоканал" в спорный период, то сделать вывод о целесообразности реконструкции и модернизации системы водоснабжения и водоотведения, согласно инвестиционных программ АО "Водоканал", не представляется возможным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вынесенным ответчиком в период рассмотрения дела в суде первой инстанции двум постановлениям, суд первой инстанции обязан был дать объективную оценку, в то время как АО "Водоканал" не вправе было заявлять об изменении основания или предмета иска в силу ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклоняются в связи со следующим.
По делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений обращение в арбитражный суд осуществляется в форме заявления, в котором, в силу пункта 4 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно быть сформулировано исковое требование, вытекающее из спорного материального правоотношения (предмет иска), а в соответствии с пунктом 5 этой части исковое заявление должно содержать фактическое обоснование заявленного требования (обстоятельства, с которыми истец связывает свои требования, то есть основания иска).
Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов.
Из конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности следует, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются по инициативе непосредственных участников спорного правоотношения, предусматривая свободу распоряжения лицами, участвующими в деле, принадлежащими им субъективными материальными правами и процессуальными средствами их защиты.
Правила принципа диспозитивности применительно к производству в арбитражном суде распространяется и на процессуальные отношения, возникающие в связи с выбором лица, обратившегося в арбитражный суд, способа защиты своих прав.
Так, истец (заявитель) самостоятельно определяет объем своих требований, и суд не вправе выходить за рамки заявленного предмета заявленных требований (ст. ст. 4, 36, 37, 49, 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Из содержания приведенной выше нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что право изменять предмет и основание иска предоставлено только истцу.
Арбитражный суд не вправе выходить за пределы исковых требований по своей инициативе.
Судом установлено, что постановлением Администрации городского поселения от 29.11.2019 N 1021 утверждена актуализированная схема водоснабжения и водоотведения городского поселения Рузаевка на 2013-2027 годы, а также постановлением Администрации городского поселения Рузаевка от 28.02.2020 N153 утверждены технические задания на разработку инвестиционных программ АО "Водоканал" по строительству, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения городского поселения Рузаевка на 2021-2027 годы.
Следовательно, оспариваемого бездействия со стороны ответчика не допущено, поскольку им были совершены действия - вынесены постановления, которые предметом спора по настоящему делу не являются, заявитель вправе оспорить его в установленном законом порядке.
С учетом указанного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии неправомерного бездействия ответчика, не подтверждении факта нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя оспариваемым бездействием материалами дела.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Республики Мордовия принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21 сентября 2020 года по делу N А39-12136/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Водопроводно-канализационное хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-12136/2019
Истец: АО "Водопроводно-канализационное хозяйство"
Ответчик: Администрация городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Третье лицо: ООО Рузаевское водопроводное предприятие, ООО Рузаевское канализационное предприятие, Республиканская служба по тарифам РМ