Нижний Новгород |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А79-6638/2020 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Когута Д.В.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарский городской молочный завод"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17.12.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021
по делу N А79-6638/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарский городской молочный завод" (ОГРН: 1162130069749, ИНН: 2130181577)
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области от 06.07.2020 N 03/34-ЧР
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Чебоксарский городской молочный завод" (далее - Завод) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области (далее - Управление, надзорный орган) от 06.07.2020 N 03/34-ЧР о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 17.12.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, суды не применили часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, не учли, что поставка продукции осуществлялась на условиях EXW Инкотермс 2010, при которых продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке с момента предоставления товара в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом указанном месте. В данном случае местом исполнения обязательств является город Чебоксары. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Управление в отзыве возразило против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных решения и постановления судов.
Определением суда от 26.04.2021 судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы перенесено на 26.05.2021.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики 28.05.2020 под заголовком "Чувашия наращивает экспортные поставки молочной продукции" опубликована информация о том, что по данным федерального государственного бюджетного учреждения "Центр Агроаналитики" за прошедшую неделю Чувашская Республика экспортировала молока на 13 тысяч долларов США. Чувашская Республика вышла на третье место в рейтинге экспорта молочной продукции среди регионов Российской Федерации.
Основной объем экспорта молока из Чувашии приходится на Общество. Партии ультрапастеризованного молока заводом отправлены в Узбекистан и на Украину. Всего экспортировано более 40 тонн готовой молочной продукции.
Указанное сообщение, размещенное в средствах массовой информации, содержало данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно: Обществом без включения в реестре экспортеров ИС "Цербер" и без ветеринарных сопроводительных документов в мае 2020 года осуществлена поставка молочной продукции в Республику Узбекистан.
Информация об отгрузке партии молока питьевого ультрапастеризованного Обществом в Республику Узбекистан (получатель товара - общество с ограниченной ответственностью "УРУМХАН АПА") подтверждена письмом Приволжской электронной таможни Приволжского таможенного Управления ФТС России от 10.06.2020 N 03-05-21/07109, предоставленным на запрос от 05.06.2020 N 03-31-ЧР/392 и письмом Минсельхоза Чувашии от 04.06.2020 N 04/16-3820, предоставленным на запрос от 02.06.2020 N 03-31-ЧР/382.
Согласно информации Приволжской электронной таможни выпуск товара под кодом ТН ВЭД ЕАЭС 0401 20 910 9 весом 20 007 кг осуществлен 08.05.2020.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, Управление 30.06.2020 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 03/34-ЧР.
Управление посчитало, что Общество нарушило ветеринарно-санитарные правила при вывозе 08.05.2020 подконтрольной государственному ветеринарному надзору продукции в Республике Узбекистан.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Управление вынесло постановление 06.07.2020 N 03/34-ЧР о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с постановлением надзорного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 65, 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями КоАП РФ, Ветеринарных правил ввоза (вывоза) на территорию Российской Федерации, переработки, хранения, перевозки, реализации продуктов промысла животных и продуктов их первичной переработки, не подвергшихся промышленной или тепловой обработке, утвержденных приказом Минсельхоза Российской Федерации от 06.10.2008 N 453 (далее - Приказ N 453), Правилами организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.12.2016 N 589 (далее - Правила N 589), Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводам о доказанности административным органом в деянии Общества события и состава вменяемого административного правонарушения, об отсутствии со стороны административного органа при производстве по административному делу нарушений требований КоАП РФ, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу с учетом приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является ветеринарная безопасность территории Российской Федерации, животного мира, здоровье людей.
Объективная сторона деяния состоит в том, что виновный нарушает установленные законодательством Российской Федерации ветеринарно-санитарные правила, выражающиеся, в частности, в несоблюдении правил, обеспечивающих безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства.
В соответствии с требованиями пункта 3 Приказа N 453 ввоз, переработка, хранение, реализация импортной продукции, а также вывоз продукции с территории Российской Федерации могут быть разрешены только хозяйствующему субъекту, прошедшему обследование на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности (далее - обследование).
К вывозу из Российской Федерации допускается продукция, произведенная хозяйствующими субъектами, обследованными в установленном порядке и признанными соответствующими установленным требованиям (пункт 15 Приказа N 453).
При этом, в силу пункта 4 Приказа N 453 обследование организуется территориальными управлениями Россельхознадзора по заявлению хозяйствующего субъекта. Заявление на обследование направляется на имя руководителя территориального управления Россельхознадзора, в регион деятельности (из региона деятельности) которого предполагается осуществить ввоз/вывоз продукции.
Таким образом, действующими ветеринарными правилами установлено, что непосредственно хозяйствующий субъект - производитель продукции направляет заявление для проведения процедуры обследования.
На основании изложенного суды правомерно отклонили ссылку Общества на особые условия поставки молочной продукции (EXW Инкотермс 2010), поскольку за соблюдение ветеринарных правил (Приказа N 453) ответственно Общество.
По результатам обследования хозяйствующий субъект - производитель продукции включается в реестр (компонента ВетИС - Цербер).
Согласно пунктам 5.1 и 5.2 раздела V Положения о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением N 317, оформление ветеринарных сертификатов осуществляется уполномоченным органом в соответствии с законодательством соответствующего государства - члена и экспортер обязан соблюдать требования ветеринарного законодательства страны - импортера.
Ветеринарные сопроводительные документы (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки) (далее - ВСД), характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648, из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, установленном актом, составляющим право Евразийского экономического союза (пункт 2 Правил N 589).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 589 оформление ВСД осуществляется при: производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами); перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами); переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).
При отправке на экспорт подконтрольных товаров ветеринарные сертификаты оформляются территориальными органами Россельхознадзора на основании сведений об эпизоотической ситуации места происхождения/отгрузки подконтрольных товаров, лабораторных исследований, проведенных в аккредитованных на эти цели лабораториях.
Ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями, утвержденными постановлением Главного государственного ветеринарного инспектора Республики Узбекистан от 04.02.2014 от 28.02.2014, установлено, что ввоз подконтрольных товаров на территорию Республики Узбекистан из третьих стран осуществляется при наличии ветеринарного сертификата (свидетельства), выданного компетентным органом страны отправителя, если иное не предусмотрено настоящими Требованиями.
Главой 26 названных ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований Узбекистана установлено, что при ввозе на территорию Республики Узбекистан молока, полученного от крупного и мелкого рогатого скота и молочных продуктов к ввозу на территорию Республики Узбекистан допускаются молоко и молочные продукты, полученные от здоровых животных из хозяйств, официально свободных от заразных болезней животных.
Молоко, используемое для производства молочных продуктов, прошло термическую обработку достаточную для уничтожения патогенных микроорганизмов, представляющих опасность для здоровья человека. Поставляемые молочные продукты должны быть подвергнуты процессу переработки, в результате которой должны гарантироваться отсутствие жизнеспособной патогенной флоры. Молочные продукты признаны пригодными для употребления в пищу. Микробиологические, физико-химические, химико-токсикологические и радиологические показатели молока и молочных продуктов должны соответствовать, действующим ветеринарным и санитарным правилам и требованиям Республики Узбекистан. К ввозу на территорию Республики Узбекистан не допускаются молоко и молочные продукты, имеющие измененные органолептические показатели или нарушения целостности упаковки.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что Общество в реестре предприятий экспортеров на право поставок продукции в Республику Узбекистан не состоит. В нарушение пункта 4 Приказа N 453 заявление на предмет обследования Обществом не подавалось. При поставке подконтрольной продукции в Узбекистан Обществом ветеринарный сопроводительный документ, удостоверяющий ее безопасность в ветеринарно-санитарном отношении и благополучие мест производства по заразным болезням животных, не оформлялся.
Единые правила государственного ветеринарного надзора при международных и межгосударственных перевозках животноводческих грузов между государствами-участниками СНГ утверждены Межправительственным советом по сотрудничеству в области ветеринарии от 12.05.2016, деревня Косичи, Брестская область (далее - Единые правила).
Порядок перевозки подконтрольных грузов в пределах государств-участников СНГ предусмотрен пунктом 5 Единых правил, согласно которому перевозки подконтрольных грузов в пределах государства - участника СНГ осуществляются по согласованию с главными госветинспекторами административных территорий государства - участника СНГ, на территорию которых планируется их завоз для всех видов использования (пункт 5.2). Оформление ветсвидетельств и ветеринарных справок осуществляется в соответствии с Инструкцией о сопроводительных документах (пункт 5.3). Погрузка подконтрольных грузов в пределах государства - участника СНГ допускается только после проведения ветеринарно-санитарного досмотра ветврачами ПКВП или ТКВП. Дежурный врач ПКВП или ТКВП осуществляет досмотр подконтрольного груза, транспортного средства, проверяет сопроводительную документацию и при их соответствии существующим требованиям на ветсвидетельстве и перевозочных документах проставляет штамп "Выпуск разрешен", который заверяет личной номерной печатью и оригинальной подписью, которую расшифровывает именным штампом с указанием своей фамилии и инициалов (пункт 5.4). При перевозках подконтрольных грузов между государствами СНГ - участниками Соглашения из благополучных по инфекционным болезням областей, краев и других административных территорий каждая партия подконтрольного груза сопровождается ветсвидетельством, оформляемым учреждением госветслужбы на русском языке, заверенным печатью областного, краевого (республиканского, где нет областного деления) органа госветнадзора. При этом не требуется специального ветеринарного разрешения на транзит в пределах территорий государств СНГ - участников Соглашения, а также на перевозку подконтрольных грузов, произведенных в государствах СНГ - участниках Соглашения (пункт 5.5).
В материалы дела представлена информация Приволжской электронной таможни от 10.06.2020 N 03-05-21/07109, из которой следует, что декларирование товара осуществило Общество, что усматривается и из транспортной накладной от 08.05.2020 N ЧМЗ00000175, где грузоотправителем (грузовладелец) указано Общество, грузополучателем товара - ООО "УРУМХАН АПА" (Узбекистан). Выпуск товара осуществлен 08.05.2020.
При поставке молока ультрапастеризованного Обществом в адрес ООО "УРУМХАН АПА" оформлены следующие товаросопроводительные документы: транспортная накладная от 08.05.2020 N ЧМЗ00000175; товарная накладная от 08.05.2020 N ЧМЗ00000175; товарно-транспортная накладная от 08.05.2020 N 175; счет-фактура от 08.05.2020 N 175; удостоверение о качестве от 08.05.2020 N ЧМЗ00000175; контракт от 04.05.2020 N 99.
Обществом оформлены экспортные документы на товар: счет-фактура (инвойс), сертификат качества (оригинал), ТТН, расходная накладная, декларация соответствия, удостоверение качества продукции, экспортная ДТ и переданы покупателю, за исключением ветеринарного сертификата, подтверждающего качество и безопасность товара в ветеринарно-санитарном отношении.
При этом обеспечение сопровождения подконтрольного государственному ветеринарному надзору товара (молока ультрапастеризованного), поставляемого в третьи страны документами качества и безопасности, в частности, ветеринарными сертификатами, лежит на производителе либо поставщике товара.
Вопреки позиции заявителя жалобы ООО "УРУМХАН АПА" не может нести ответственность по оформлению и получению ветеринарного сертификата, поскольку не зарегистрировано на территории Российской Федерации и не имеет поднадзорных объектов и производственных площадок в реестре поднадзорных объектов в ФГИС Цербер Россельхознадзора. Кроме этого, ООО "УРУМХАН АПА" также не имеет возможности задекларировать товар, поскольку оно не зарегистрировано на территории Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что именно Обществом нарушены ветеринарно-санитарные правила (Приказ N 453, Правила N 589) при отгрузке 08.05.2020 на экспорт продукции, включенной в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), а именно молока.
Таким образом, факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, установлен судами и подтвержден материалами дела.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Процедура производства по делу об административном правонарушении, регламентированная нормами КоАП РФ, в данном случае уполномоченным органом соблюдена, существенные нарушения процессуальных требований, носящие неустранимый характер, отсутствуют. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования Общества.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Иное толкование заявителем положений действующего законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17.12.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021 по делу N А79-6638/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарский городской молочный завод" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Когут |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили и материалами дела подтверждено, что Общество в реестре предприятий экспортеров на право поставок продукции в Республику Узбекистан не состоит. В нарушение пункта 4 Приказа N 453 заявление на предмет обследования Обществом не подавалось. При поставке подконтрольной продукции в Узбекистан Обществом ветеринарный сопроводительный документ, удостоверяющий ее безопасность в ветеринарно-санитарном отношении и благополучие мест производства по заразным болезням животных, не оформлялся.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что именно Обществом нарушены ветеринарно-санитарные правила (Приказ N 453, Правила N 589) при отгрузке 08.05.2020 на экспорт продукции, включенной в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), а именно молока.
Таким образом, факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, установлен судами и подтвержден материалами дела."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 мая 2021 г. N Ф01-1697/21 по делу N А79-6638/2020