Нижний Новгород |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А82-6400/2020 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Забурдаевой И.Л.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Техническая бумага"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021
по делу N А82-6400/2020
по заявлению акционерного общества "Техническая бумага"
(ИНН: 7626001028; ОГРН: 1027601106796)
к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
(ИНН: 7604040739; ОГРН: 1027600689621)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
и установил:
акционерное общество "Техническая бумага" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент) от 27.02.2020 N ОК-10-03-01/20/ЮЛ о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением суда от 11.09.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судом положений КоАП РФ, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам и дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить судебный акт. По мнению заявителя, в его действиях отсутствует состав правонарушения. Кассатор указывает, что срок привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца, а не 1 год, и суд апелляционной инстанции ошибочно посчитал, что данный срок не истек. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе. Заявитель не согласен с выводом суда о том, что Общество является субъектом естественной монополии и субъектом вмененного правонарушения. Считает, что Департамент нарушил процедуру при составлении протокола об административном правонарушении.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу возразила относительно приведенных в ней доводов, просила оставить жалобу без удовлетворения.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.
Законность принятого Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Департамент в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 20.12.2016 N 1315-п "Об утверждении Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области и частично утратившими силу постановления Правительства области от 09.08.2012 N 709-п", провел в отношении Общества контрольно-надзорные мероприятия по наблюдению и анализу информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Постановлением Правительства Россйской Федерации от 17.01.2013 N 6 "О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление N 6).
В ходе проведения наблюдений и анализа раскрытия Обществом информации 22.01.2020 установлены следующие нарушения в отношении:
1) факта раскрытия информации, источника опубликования.
На официальном сайте (http://ri.eias.ru) Общество в нарушение пунктов 3, 6.1 Постановления N 6 информация, подлежащая раскрытию по формам размещения информации в сфере водоотведения, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 13.09.2018 N 1288/18 "Об утверждении форм размещения информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащей раскрытию в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - Формы), не опубликована;
2) полноты и сроков раскрытия информации по формам размещения информации в сфере водоотведения.
На официальном сайте (http://ri.eias.ru) Общество в нарушение подпунктов "а" - "ж" пункта 38 Постановления N 6 не раскрыты сведения об организации (FAS.JKH.OPEN.INFO.ORG.VO: Форма 1.0.1 Основные параметры раскрываемой информации, Форма 3.1.1 Общая информация о регулируемой организации, Форма 3.1.2 Общая информация об объектах водоотведения регулируемой организации, Форма 3.1.3 Информация об отсутствии сети "Интернет", Форма 3.1.3 Информация об отсутствии сети "Интернет" единовременно (информация раскрывается единовременно, далее в случае изменений сведений об организации - в течение 10 дней со дня таких изменений); пункта 46, подпунктов "а" - "з" пункта 47 Постановления N 6 не раскрыто Предложение об установлении цен (тарифов) на 2020 год (Код шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.REQUEST.VO: Форма 1.0.1 Основные параметры раскрываемой информации, Форма 3.11 Информация о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемой организацией, Форма 3.12.1 Информация о предложении об установлении тарифов в сфере водоотведения на очередной период регулирования, Форма 3.12.2 Информация о предложении величин тарифов на водоотведение, транспортировку воды) в срок до 10 мая 2019 года; подпунктов "а" - "в" пункта 36, пункта 44 Постановления N 6 не раскрыта Информация о ценах (тарифах) и плановых показателях на 2019 год (Код шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.PRICE.VO: Форма 1.0.1 Основные параметры раскрываемой информации, Форма 3.2 Информация о величинах тарифов на водоотведение, транспортировку воды, Форма 3.9 Информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, Форма 3.10 Информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятии, связанных с подключением к централизованной системе водоотведения) в срок до 30 января 2019 года; подпунктов "а" - "л" пункта 39, подпунктов "а" - "ж" пункта 40, подпунктов "а" - "з" пункта 41 Постановления N 6 не раскрыты Фактические показатели (FAS.JKH.OPEN.INFO.BALANCE.VO: Форма 3.5.1. Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности), Форма 3.6. Информация об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации и их соответствии установленным требованиям) в срок до 30 апреля 2019 года; подпунктов "а" - "г" пункта 21 Постановления N 6 не раскрыта информация Доступ к товарам и услугам (FAS.JKH.OPEN.INFO.QUARTER.VO) за 1 квартал 2019 года в срок до 30 апреля 2019 года, за 2 квартал 2019 года в срок до 30 июля 2019 года, за 3 квартал 2019 года в срок до 30 октября 2019 года.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 22.01.2020 N 10-03-01/20.
Департамент составил в отношении Общества протокол от 04.02.2020 об административном правонарушении по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ и постановлением от 27.02.2020 N ОК-10-03-01/20/ЮЛ привлек его к административной ответственности, предусмотренной данной нормой, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с постановлением Департамента, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Руководствуясь статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 19.8.1, 29.10 КоАП РФ и положениями Федеральных законов от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ), суд первой инстанции пришел к выводам, о том, что заявитель не является субъектом вменяемого правонарушения и что установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении истек, и удовлетворил заявленные требования.
Руководствуясь статьями 1.6, 19.8.1, 24.1 КоАП РФ, положениями Законов N 416-ФЗ и 147-ФЗ, Постановления N 6, а также Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, апелляционный суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления и отказал в удовлетворении заявленного требования, отменив решение суда.
Рассмотрев кассационную жалобу в порядке, установленном в статье 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса.
Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения, связанные с предоставлением и раскрытием информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса об их деятельности в целях обеспечения прозрачности деятельности указанных субъектов, открытости регулирования их деятельности и защиты интересов потребителей.
Объективная сторона правонарушения состоит в любом из перечисленных в диспозиции рассматриваемой нормы действий.
Субъектами административных правонарушений по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ являются юридические лица - субъекты естественных монополий и организации коммунального комплекса.
В силу второго и третьего абзацев статьи 3 Закона N 147-ФЗ под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; под субъектом естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
К услугам, оказываемым в условиях естественной монополии, относятся услуги по осуществлению водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры (пункт 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ).
Согласно статье 10 Закона N 147-ФЗ органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль.
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 06.07.2018 N АЦ/51469/18 "О разъяснении по вопросу отнесения организации к субъектам естественной монополии в случае отсутствия указанной организации в реестре субъектов естественных монополий" в случае отсутствия хозяйствующего субъекта в реестре субъектов естественной монополии, принадлежность хозяйствующего субъекта к субъектам естественных монополий определяется путем установления факта осуществления им деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях, а также соответствия его признакам, указанным в статье 3 Закона о естественных монополиях.
При рассмотрении вопроса об отнесении хозяйствующего субъекта к субъектам естественной монополии в соответствии со статьей 3 Закона N 147-ФЗ следует установить два основных критерия.
В качестве доказательства отнесения Общества к субъектам естественных монополий и оказания Обществом услуг по транспортировке сточных вод Департамент ссылается на Схему водоснабжения и водоотведения Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области на период 2018 - 2027 годов, утвержденную приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.02.2018 N 39, договор о предоставлении услуг от 01.01.2009, приказ Департамента от 14.11.2017 N 72-во "Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод для Общества (Рыбинский муниципальный район) на 2018-2022 годы", приказ Департамента от 21.11.2018 N 125-вн "О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 14.11.2017 N 72-во".
Из водоснабжения и водоотведения Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области на период 2018 - 2027 годов, утвержденной приказом Департамента от 28.02.2018 N 39, следует, что в зону эксплуатационной ответственности Общества входят КНС и напорный коллектор от поселка Искра Октября до города Рыбинска.
На основании части 1 статьи 33 Закона N 416-ФЗ государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 31 Закона N 416-ФЗ регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения: 1) тариф на водоотведение; 2) тариф на транспортировку сточных вод; 3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение (часть 6 статьи 14 Закона N 147-ФЗ). Оплата услуг по транспортировке сточных вод осуществляется по тарифам на транспортировку сточных вод (часть 3 статьи 17 Закона N 147-ФЗ).
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление N 406) установлено, что после определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает: а) для гарантирующей организации - тарифы на водоотведение и на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам такие отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 настоящего документа; б) для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку сточных вод, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы на водоотведение в случае, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.
В силу пункта 12 Постановления N 406 установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.
Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов. В случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности (пункты 14, 15 Постановления N 406).
В материалы дела в качестве доказательства установления регулируемой организации - Общества на спорный период тарифов на транспортировку сточных вод представлены приказ Департамента от 14.11.2017 N 72-во "Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод для Общества (Рыбинский муниципальный район) на 2018-2022 годы", приказ Департамента от 21.11.2018 N 125-вн "О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 14.11.2017 N 72-во".
Вопреки доводам заявителя, установление тарифа в отсутствие соответствующего заявления Общества не противоречит изложенным требованиям законодательства.
В качестве доказательства фактического осуществления Обществом деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона N 147-ФЗ, в материалы дела представлен договор от 01.01.2009 о предоставлении услуг по перекачке канализационных стоков от жилищного фонда поселка Искра Октября, заключенный между МУП Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" (заказчик) и Обществом (исполнитель).
Согласно пункту 5.1.1 названного договора его срок определен на период с 01.01.2008 по 31.12.2008. Однако в пункте 5.2 стороны договора согласовали условие о том, что договор считается продленным на тех же условиях на следующий календарный год, если за 30 дней до окончания срока его действия ни одна из сторон письменно не заявила о его расторжении. Доводы о расторжении договора от 01.01.2009 Обществом не заявило.
Учитывая изложенное выше нормативное регулирование и фактические обстоятельства дела, апелляционный суд пришел к верному выводу о том, что Общество оказывает услуги по водоотведению, то есть осуществляет регулируемую деятельность в сфере коммунального хозяйства, обязано соблюдать требования законодательства об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, и, соответственно, является субъектом рассматриваемого административного правонарушения.
Наличие и доказанность в рассмотренном деянии Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, заявителем по существу не оспаривается.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры для соблюдения антимонопольного законодательства либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
На основании изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Таким образом, оспариваемое постановление Департамента является законным, в связи, с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленного требования Общества.
Довод Общества о том, что он относится к субъектам естественной монополии, отклоняется.
В рамках рассмотрения спора, судом апелляционной инстанции установлено, что Общество является данным субъектом, согласно критериям отнесения организаций к субъектам естественной монополии.
Довод Общества о применении общего двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности подлежит отклонению судом округа, на основании неверно толковании нормы.
Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 1606-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сапожникова Константина Эдуардовича на нарушение его конституционных прав положением части 1 статьи 4.5 и частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Определении Верховного Суда РФ от 23.12.2020 N 303-ЭС20-19859.
Довод Общества о процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда и, по существу, направлены на иную оценку доказательств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021 по делу N А82-6400/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Техническая бумага" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Техническая бумага" из федерального бюджета 3000 рублей ошибочно уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 18.03.2021 N 386.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры для соблюдения антимонопольного законодательства либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
На основании изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
...
Довод Общества о применении общего двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности подлежит отклонению судом округа, на основании неверно толковании нормы.
Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 1606-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сапожникова Константина Эдуардовича на нарушение его конституционных прав положением части 1 статьи 4.5 и частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Определении Верховного Суда РФ от 23.12.2020 N 303-ЭС20-19859."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 мая 2021 г. N Ф01-2111/21 по делу N А82-6400/2020