Нижний Новгород |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А31-4582/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.05.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.
при участии представителя
от истца: Иванова О.Н. по доверенности от 09.10.2018
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
индивидуального предпринимателя Сизова Алексея Петровича
на решение Арбитражного суда Костромской области от 30.10.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021
по делу N А31-4582/2020
по иску Департамента лесного хозяйства Костромской области
(ИНН: 4401071292, ОГРН: 1074401000112)
к индивидуальному предпринимателю Сизову Алексею Петровичу
(ИНН: 441200124273, ОГРНИП: 306443916700026)
о взыскании задолженности
и установил:
Департамент лесного хозяйства Костромской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском к индивидуальному предпринимателю Сизову Алексею Петровичу (далее - Предприниматель) о взыскании 1 229 745 рублей 33 копеек задолженности по арендной плате, возникшей с 2017 - 2019 годы по договору аренды лесного участка от 07.11.2008 N 33.
Исковое требование основано на статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что в результате проверки Федерального агентства лесного хозяйства были выявлены ошибки в расчете арендной платы по названному договору, которые повлекли недоплату со стороны Предпринимателя.
Арбитражный суд Костромской области решением от 30.10.2020, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021, удовлетворил иск в полном объеме. Суды пришли к выводу о правомерности перерасчета арендной платы в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просил их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя, суды первой и апелляционной инстанций не учли дату заключенного договора аренды, в связи с чем изменения, внесенные позднее в Лесной кодекс Российской Федерации в части определения арендной платы за пользование лесным участком к правоотношениям сторон не применимы.
В отзыве на кассационную жалобу и в заседании окружного суда Департамент отклонил доводы заявителя, посчитав обжалованные судебные акты законными и обоснованными, попросил оставить решение и постановление без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием видеоконференц-связи с Арбитражным судом Костромской области.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Изучив материалы дела, оценив обоснованность жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, Департамент (арендодатель) и Предприниматель (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 07.11.2008 N 33, по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола N 32 лесного конкурса от 25.12.2006 и Приказа Департамента от 03.10.2008 N 343 "О приведении договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации" обязался предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 договора, сроком с 28.12.2006 по 27.12.2021.
Согласно пункту 2 договора лесной участок площадью 3520 гектаров имеет следующее местоположение: Костромская область, Кадыйский муниципальный район, областное государственное казенное учреждение "Кадыйское лесничество": Чернышевское участковое лесничество в кварталах 13, 17, 19, 53, 74, 79, 83, 84, 93, 95, 103, 111, 112; Октябрьское участковое лесничество в квартале 54; Ведровское участковое лесничество в кварталах 14, 121, 122; учетная запись в государственном лесном реестре N 34:210:05:0084.
В силу пункта 6 договора расчет арендной платы проводится на основе ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, установленной Правительством Российской Федерации с применением регионального коэффициента 1,6 (действовал на момент проведения конкурса) и повышающего коэффициента. Арендная плата установлена в размере суммы платежей лесных податей за весь годовой объем использования, установленный договором, по сплошным и выборочным рубкам и вносится по срокам согласно приложению 4 к договору (пункт 9 и 10 договора). Арендная плата определяется ежегодно путем суммирования стоимости лесосек отведенных и задекларированных на соответствующий год.
Сумма арендной платы подлежит изменению пропорционально ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 11 договора).
Согласно пунктам 19, 20, 21 договора все изменения оформляются в письменной форме и подписываются сторонами, внесение изменений по соглашению сторон допускается только в случаях изменения состояния лесных насаждений. Изменения вносятся ежегодно, исходя из требований одной из сторон.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 14.01.2009.
В ходе проверки правильности исчисления арендной платы по договорам аренды лесных участков Федеральное агентство лесного хозяйства установило неполучение в полном объеме денежных средств за 2017 - 2019 годы. Результаты проверки оформлены актом от 25.10.2019 N 33/2019.
Во исполнение устранения выявленных нарушений Департамент произвел перерасчет арендной платы по спорному договору, в результате которого выявил наличие у Предпринимателя задолженность по арендной плате за 2017 - 2019 годы - 1 229 745 рублей 33 копейки. В претензии от 06.02.2020 N ОА-9/959 Департамент потребовал погасить образовавшуюся задолженность. Данное требование не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Как следует из части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным кодексом.
В статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Из частей 1, 2 и 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок).
В силу пункта 11 Порядка при переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
В рассмотренном случае первоначальный договор аренды лесного участка от 07.11.2008 N 33 заключен по результатам конкурса, итоги которого оформлены протоколом от 25.12.2006 N 32.
При переоформлении договора в связи с вступлением в силу Лесного кодекса Российской Федерации условия о размере арендной платы и объемов лесопользования воспроизведены сторонами в договоре от 07.11.2008 N 33, поскольку изначально определены на торгах в результате согласованных действий Департамента и Предпринимателя.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что включение в рассматриваемый договор пункта 9, регламентирующего определение арендной платы, противоречит нормам законодательства и привело к изменению условий договора аренды лесного участка. Указанное противоречит прямому запрету на изменение условий договора на основании соглашения сторон, установленному на момент заключения договора статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Нижестоящие суды обоснованно исходили из того, что арендатор обязан вносить арендную плату в размерах, предусмотренных договором, согласно изменений коэффициентов индексации на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". Расчет арендной платы проверен судом и признан правомерным и обоснованным.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов и находит их законными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
Довод заявителя о том, что суды незаконно поддержали позицию истца, согласно которой Департамент в одностороннем порядке внес изменения в спорный договор в части касающейся определения арендной платы, суд округа отклонил, как несостоятельный, поскольку он противоречит нормам права, действующим на момент переоформления договора аренды участка лесного фонда.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 30.10.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 по делу N А31-4582/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Сизова Алексея Петровича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что включение в рассматриваемый договор пункта 9, регламентирующего определение арендной платы, противоречит нормам законодательства и привело к изменению условий договора аренды лесного участка. Указанное противоречит прямому запрету на изменение условий договора на основании соглашения сторон, установленному на момент заключения договора статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Нижестоящие суды обоснованно исходили из того, что арендатор обязан вносить арендную плату в размерах, предусмотренных договором, согласно изменений коэффициентов индексации на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". Расчет арендной платы проверен судом и признан правомерным и обоснованным."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 мая 2021 г. N Ф01-1902/21 по делу N А31-4582/2020