Нижний Новгород |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А38-10287/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.05.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Макарова Р.В. (доверенность от 01.03.2019),
от заинтересованного лица: Борисовой Д.В. (доверенность от 11.01.2021 N 02-13)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Кудрявцева Дмитрия Георгиевича
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021
по делу N А38-10287/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя Кудрявцева Дмитрия Георгиевича (ИНН: 120700141806, ОГРНИП: 304120711300023)
о признании частично недействительными приказов
Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл
и об обязании внести изменения в реестр маршрутов регулярных перевозок,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное образование "Город Йошкар-Ола"
в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола",
общество с ограниченной ответственностью "Автовокзалы Марий Эл",
общество с ограниченной ответственностью "Первая Транспортная Компания" и
государственное унитарное предприятие Республики Марий Эл
"Республиканский автовокзал",
и установил:
индивидуальный предприниматель Кудрявцев Дмитрий Георгиевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным пункта 2 приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (далее - Министерство) от 31.10.2019 N 180 "Об изменении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок" в части внесения изменений, указанных в пункте 1 приказа, в течение 7 календарных дней со дня принятия решения об изменении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл N 110К, 115К, 129К, 131К, 143К, 101-П, 102-П, 103-П, 108-П, 109-П, 305-П, 306-П, 312-П, 317-П в раздел I реестра маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, не соответствующим части 3 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о перевозках) и обязать Министерство внести в раздел I реестра маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл (нерегулируемые тарифы) соответствующие изменения в отношении начального остановочного пункта указанных маршрутов, а также о признании приказа Министерства от 01.11.2019 N 181 "О признании недействительными свидетельств и карт об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам" недействительным и не соответствующим частям 7 и 8 статьи 27, части 6 статьи 29 Закона о перевозках в части, касающейся Предпринимателя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", общество с ограниченной ответственностью "Автовокзалы Марий Эл", общество с ограниченной ответственностью "Первая Транспортная Компания" и государственное унитарное предприятие Республики Марий Эл "Республиканский автовокзал".
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06.11.2020 пункты 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 2.4, 3 приказа Министерства от 01.11.2019 N 181 в части, касающейся прав и обязанностей Предпринимателя недействительными и несоответствующими Закону о перевозках, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Предприниматель не согласился с постановлением апелляционного суда и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд не принял во внимание пункт 3 части 1 статьи 26 и пункт 5 части 4 статьи 27 Закона о перевозках, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Предприниматель указывает, что в свидетельствах об осуществлении перевозок в качестве начального остановочного пункта указано "Йошкар-Ола". Министерство по своей инициативе изменило название начального остановочного пункта, что не соответствует части 2 статьи 2 и части 3 статьи 12 Закона о перевозках; при этом изменено только название начального остановочного пункта, а маршрут следования остался прежним, что влечет невозможность соблюдения пути следования.
По мнению Предпринимателя, оспариваемые пункты приказа Министерства от 01.11.2019 N 181 прекращают действие свидетельств и карт маршрута регулярных перевозок в порядке и по основаниям, не предусмотренным Законом о перевозках.
Подробно доводы Предпринимателя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Предпринимателя, посчитав обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили; извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Марий Эл.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Предпринимателю выданы свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок N 110К, 115К, 129К, 131К, 143К сроком действия с 17.08.2016 по 16.08.2021, начальный остановочный пункт - "Йошкар-Ола", свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок N 101-П, 102-П, 103-П, 108-П, 109-П, 305-П, 306-П, 312-П, 317-П 4 сроком действия с 10.01.2018 по 09.01.2028 и с 22.05.2019 по 04.05.2027, начальный остановочный пункт - "Йошкар-Ола (остановочный павильон)", а также карты соответствующих маршрутов, в том числе резервные, с аналогичными сроками окончания их действия.
Остановочный павильон площадью 100 квадратных метров размещен по адресу: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, проспект Гагарина, северо-западнее дома N 25, на основании договора от 21.05.2015 N 5/2015-т на право установки нестационарного торгового объекта, заключенного между муниципальным образованием "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" и обществом с ограниченной ответственностью "Первая Транспортная Компания" на 5 лет с 21 мая 2015 года по 20 мая 2020 года.
Приказом Министерства от 24.01.2017 N 7-н установлен Перечень остановочных пунктов, расположенных на территории Республики Марий Эл, которые разрешено использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Данный перечень изложен в новой редакции приказом Министерства от 14.07.2017 N 22-н, в частности, в него внесен остановочный пункт "Остановочный павильон", расположенный по адресу: город Йошкар-Ола, проспект Гагарина, северо-западнее дома N 25.
Приказом Министерства от 10.04.2018 N 3-н данный остановочный пункт исключен из числа остановочных пунктов города Йошкар-Олы, что повлекло необходимость изменения некоторых межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Приказом Министерства от 31.10.2019 N 180, в частности, утверждены изменения межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок N 110К, 115К, 129К, 131К, 143К 101-П, 102-П, 103-П, 108-П, 109-П, 305-П, 306-П, 312-П, 317-П в части изменения начального остановочного пункта на остановочную площадку часть III привокзальной площади, расположенную по адресу: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, 70 метров на юго-восток от дома N 25.
Соответствующие изменения внесены в реестр маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл.
Приказом Министерства от 01.11.2019 N 181 признаны недействительными свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по названным межмуниципальным маршрутам, а также карты этих маршрутов, в том числе резервные, выданные Предпринимателю.
Приказом от 20.12.2019 N 225 слово "недействительными" заменено на "недействующими".
Не согласившись с приказом от 31.10.2019 N 180 и приказом от 01.11.2019 N 181 в части, касающейся Предпринимателя, заявитель обратился в арбитражный суд.
Руководствуясь Законом о перевозках, Арбитражный суд Республики Марий Эл пришел к выводам о том, что приказ Министерства от 31.10.2019 не нарушает прав и законных интересов заявителя, однако основания для признания свидетельств об осуществлении регулярных перевозок и карт маршрута недействительными или недействующими отсутствуют.
Апелляционный суд изменил решение суда, указав, что избранный Министерством способ приведения свидетельств и карт маршрутов в соответствие с реестром маршрутов регулярных перевозок не противоречит закону.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулирует Закон о перевозках.
Установление, изменение и отмена межмуниципального маршрута регулярных перевозок - компетенция уполномоченного органа исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 11 Закона о перевозках).
В соответствии с частью 3 и частью 4 статьи 9 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозка пассажиров по данным маршрута производилась с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок.
Начальный остановочный пункт - первый по времени отправления транспортного средства остановочный пункт, который указан в расписании (пункт 10 части 1 статьи 3 Закона о перевозках).
Наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок либо наименований поселений или городских округов, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту, относится к сведениям, которые в силу прямого предписания пункта 3 части 1 статьи 26 и пункта 5 части 4 статьи 27 Закона о перевозках включены в реестр маршрутов регулярных перевозок и свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Как следует из материалов дела и установил апелляционный суд, приказом от 31.10.2019 N 180 Министерство изменило начальный остановочный пункт по межмуниципальным маршрутам N 110 К, 115 К, 129 К, 131 К, 143 К, 101-П, 102-П, 103-П, 108-П, 109-П, 305-П, 306-П, 312-П, 317-П на "Остановочная площадка часть III привокзальной площади", расположенный по адресу: город Йошкар-Ола, 70 метров на юго-восток от дома N 25 по улице Гагарина, и внесло соответствующие изменения в реестр маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл (нерегулируемые тарифы).
В свидетельствах об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и картах соответствующих маршрутов, в том числе резервных, выданных Предпринимателю, в качестве начального остановочного пункта указан "Остановочный павильон", расположенный по адресу: город Йошкар-Ола, проспект Гагарина, северо-западнее дома N 25. Данный остановочный пункт исключен из числа остановочных пунктов приказом Министерства от 10.04.2018 N 3-н.
Приказом Министерства от 01.11.2019 N 181 (в редакции приказа от 20.12.2019 N 225) свидетельства Предпринимателя об осуществлении регулярных перевозок и карты этих маршрутов, в том числе резервные, признаны недействующими, Предприниматель уведомлен о необходимости получения переоформленных свидетельств и карт, а также установлен порядок направления и вручения Предпринимателю указанных документов.
В рассматриваемом случае с мая 2020 года отправление автобусов по спорным маршрутам фактически осуществляется с остановочной площадки III привокзальной площади, однако договор на использование остановочного пункта не заключен ввиду наличия разногласий сторон о цене.
С учетом изложенного апелляционный суд пришел к верному выводу о том, что избранный Министерством способ приведения свидетельств и карт маршрутов в соответствие реестру маршрутов регулярных перевозок не противоречит закону.
Довод Предпринимателя о том, что Министерство прекращают действие свидетельств и карт маршрута регулярных перевозок в порядке и по основаниям, не предусмотренным Законом о перевозках, отклоняется судом округа, поскольку в рассматриваемом случае данные документы переоформлены в соответствии с реестром маршрутов регулярных перевозок, порядок получения действующих переоформленных документов установлен приказом от 01.11.2019 N 181.
Ссылка заявителя на невозможность соблюдения пути следования в связи с изменением начального остановочного пункта материалами дела не подтверждена.
Иная оценка заявителем обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в апелляционном суде, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены апелляционным судом правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 по делу N А38-10287/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кудрявцева Дмитрия Георгиевича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на индивидуального предпринимателя Кудрявцева Дмитрия Георгиевича.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 и частью 4 статьи 9 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозка пассажиров по данным маршрута производилась с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок.
Начальный остановочный пункт - первый по времени отправления транспортного средства остановочный пункт, который указан в расписании (пункт 10 части 1 статьи 3 Закона о перевозках).
Наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок либо наименований поселений или городских округов, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту, относится к сведениям, которые в силу прямого предписания пункта 3 части 1 статьи 26 и пункта 5 части 4 статьи 27 Закона о перевозках включены в реестр маршрутов регулярных перевозок и свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 мая 2021 г. N Ф01-1480/21 по делу N А38-10287/2019