Нижний Новгород |
|
02 июня 2021 г. |
Дело N А43-22830/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.06.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Князькина Д.Н. (доверенность от 07.07.2020 N 78/3),
от заинтересованного лица: Середнева И.А. (доверенность от 21.04.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.10.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021
по делу N А43-22830/2020
по заявлению акционерного общества "Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева" (ОГРН: 1112130014325, ИНН: 2130095159)
о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 29.04.2020 по делу N 052/07/3.2-793/2020,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "ИнжТехПром", общество с ограниченной ответственностью "Майдаковский завод",
и установил:
акционерное общество "Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 29.04.2020 по делу N 052/07/3.2-793/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ИнжТехПром" (далее - ООО "ИнжТехПром"), общество с ограниченной ответственностью "Майдаковский завод" (далее - Завод).
Решением суда от 19.10.2020 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2021 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы Федерального закона 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 N 804 (далее - Постановление N 804), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, действия заказчика, установившего к участникам запроса котировок необоснованное требование о наличии контроля качества и приемки продукции военным представительством Министерства обороны Российской Федерации, ограничивают количество участников конкурса.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте ее рассмотрения, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела и установлено судами, 20.04.2020 Завод обратился в Управление с жалобой на неправомерные действия Общества при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку детали "головка" черт. ББ8.649.099.
С целью проверки поступившей информации антимонопольный орган возбудил дело N 052/07/3.2-793/2020.
По окончании проверки комиссия Управления приняла решение от 29.04.2020 по делу N 052/07/3.2-793/2020, в соответствии с которым жалоба Завода признана обоснованной (пункт 1); Общество признано нарушившим часть 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ (пункт 2); предписание решено не выдавать (пункт 3).
Общество оспорило решение Управления в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), Закона N 223-ФЗ, Постановлением N 804, суд первой инстанции пришел к выводу, что Управление не доказало законность и обоснованность оспариваемого решения, и удовлетворил заявленное требование.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Порядок проведения закупок отдельными видами юридических лиц и оспаривания их результатов регламентированы положениями Закона N 223-ФЗ.
В соответствии со статьей 6 Закона N 223-ФЗ контроль соблюдения требований данного закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В статье 18.1 Закона N 135-ФЗ установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие), организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе при организации и проведении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона N 223-ФЗ целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности; эффективное использование денежных средств; расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия; развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
При закупке товаров (работ, услуг) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке) (статья 2 Закона N 223-ФЗ).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
При закупке товаров (работ, услуг) заказчики руководствуются принципами, установленными Законом N 223-ФЗ, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
Как верно указали суды, Закон N 223-ФЗ не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 данного закона, и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Принцип равноправия в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
В рассматриваемом случае заказчику вменено нарушение части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, в соответствии с которой при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, помимо прочего, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Из материалов дела видно и суды установили, что согласно пункту 1.6 Приложения N 1, пункту 11 Приложения 3 к информационной карте в соответствии с Постановлением N 804 участнику закупки необходимо представить в составе заявки письмо в произвольной форме, подтверждающее наличие контроля качества и приемки продукции военным представительством Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с разделом 6 Извещения условия, содержащиеся в информационной карте, являются неотъемлемой частью Извещения.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав Положение о закупке, документацию о закупке с учетом указанных нормативных положений и специфики закупки, пришли к выводу, что установление указанного требования к заявке нельзя расценивать как нарушение принципов, закрепленных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ. Положение о закупке содержало равные условия для всех участников закупки. Спорное конкурсное условие было известно всем участникам закупки заблаговременно.
Управление не представило доказательств того, что действия заказчика по установлению требования о подтверждении участником закупки наличия контроля качества и приемки продукции военным представительством Министерства обороны Российской Федерации нарушило принципы, установленные Законом N 223-ФЗ (часть 5 статьи 200 Кодекса).
При таких обстоятельствах суды сделали правильные выводы о соблюдении заказчиком требований действующего законодательства, Закона N 223-ФЗ, об отсутствии у Управления оснований для принятия оспариваемого решения и удовлетворили заявленное требование.
Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и апелляционного суда и получили соответствующую оценку. Эти доводы не опровергают выводов судов и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Кодекса).
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.10.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021 по делу N А43-22830/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управление не представило доказательств того, что действия заказчика по установлению требования о подтверждении участником закупки наличия контроля качества и приемки продукции военным представительством Министерства обороны Российской Федерации нарушило принципы, установленные Законом N 223-ФЗ (часть 5 статьи 200 Кодекса).
При таких обстоятельствах суды сделали правильные выводы о соблюдении заказчиком требований действующего законодательства, Закона N 223-ФЗ, об отсутствии у Управления оснований для принятия оспариваемого решения и удовлетворили заявленное требование.
Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и апелляционного суда и получили соответствующую оценку. Эти доводы не опровергают выводов судов и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 июня 2021 г. N Ф01-414/21 по делу N А43-22830/2020