Нижний Новгород |
|
04 июня 2021 г. |
Дело N А43-5272/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.06.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Афанасьевой К.В. (доверенность от 11.01.2021),
от заинтересованного лица: Усякой Н.Т. (доверенность от 15.12.2020 N исх-51591725/20),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иверское"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.09.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2021
по делу N А43-5272/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Иверское"
(ИНН: 5247052522, ОГРН: 1145247000249)
о признании незаконным и отмене предписания Выксунского отдела Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 16.01.2020 N 515-15-6/2020,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичное акционерное общество "ТНС энерго Нижний Новгород", Аполлонова Нели Петровна,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Иверское" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 16.01.2020 N 515-15-6/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "ТНС энерго Нижний Новгород" (далее - ПАО "ТНС энерго Нижний Новгород"), Аполлонова Нели Петровна.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 28.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 22.01.2021 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель жалобы считает, что оспариваемое предписание Инспекции нарушает права и законные интересы Общества, является незаконным и неисполнимым, поскольку произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению не представляется возможным.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве и представитель в судебном заседании возразили против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция в связи с обращением собственника (потребителя) жилого помещения N 27 дома 26 по улице Запрудная города Выксы о неправомерном начислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению, на основании приказа от 16.01.2020 N 515-15-6/2020 провела в отношении Общества внеплановую документарную проверку.
В ходе проведения проверки Инспекция установила допущенные Обществом нарушения требований пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Инспекция установила, что Общество с 01.09.2019 осуществляет управление многоквартирным домом 26 по улице Запрудная города Выкса на основании договора управления от 01.07.2019.
От поставщика электроэнергии ПАО "ТНС энерго Нижний Новгород" Обществу передана информация об индивидуальном приборе учета, установленном в жилом помещении N 27 дома 26 по улице Запрудная города Выксы, "Меркурий-200" (заводской номер 00587022), показания на 31.08.2019: день - 12 360, ночь - 12 110.
Обществом 22.10.2019 осуществлен выход с целью сверки показаний индивидуального прибора учета, по состоянию на 22.10.2019 показания составили: день - 12360, ночь - 12110.
Обществом 22.11.2019 осуществлен выход с целью замены прибора учета, при котором зафиксированы показания прибора учета "Меркурий-200" (заводской номер 00587022): день - 12 022, ночь - 12 243. Установлен новый прибор учета электрической энергии Меркурий 201,5 (заводской номер 38835544).
На основании показаний индивидуального прибора учета, зафиксированных в акте проверки от 22.11.2019 Обществом, перерасчет потребителю не произведен.
Подробно выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 16.01.2020 N 51515-6/2020.
В связи с выявленными нарушениями Инспекция выдала Обществу предписание от 16.01.2020 N 515-15-6/2020, которым возложила на последнего обязанность в срок до 18.02.2020 произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную в рамках индивидуального потребления, исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета на основании акта от 22.11.2019.
Общество не согласилось с названным предписанием и обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с рассматриваемым требованием.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 20, 153, 154, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), Правилами N 354, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей действующим законодательством полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, нормами действующего законодательства установлена обязанность потребителя по оплате только фактически потребленного объема коммунальной услуги.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу подпункта "б" пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право получать от исполнителя сведения о правильности исчисления размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).
Согласно подпункту "и" пункта 33 Правил N 354 (в редакции от 31.07.2019) потребитель имеет право требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 31 Правил N 354 (в редакции от 13.07.2019) исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
Согласно пункту 61 Правил N 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
Как следует из материалов дела, Общество с 01.09.2019 осуществляет управление многоквартирным домом 26 по улице Запрудная в городе Выксе на основании договора управления от 01.07.2019.
Собственники помещений многоквартирного дома приняли решение о расторжении прямого договора на предоставление коммунальной услуги по электроснабжению с ресурсоснабжающей организацией ПАО "ТНС энерго Нижний Новгород" и о заключении договора о предоставлении данной услуги с управляющей компанией.
ПАО "ТНС энерго Нижний Новгород" передана информация об установленных приборах учета электрической энергии, в том числе, в отношении жилого помещения N 27 названного дома: в указанном помещении установлен индивидуальный прибор учета "Меркурий-200" (заводской номер 00587022), по состоянию на 31.08.2019 зафиксированы показания: день - 12 360, ночь - 12 110.
Аналогичные показания прибора учета зафиксированы в счете на оплату за август 2019 года, выставленном ПАО "ТНС энерго Нижний Новгород".
Потребитель обратился в Общество с заявлением о проведении перерасчета.
Обществом осуществлен выход с целью сверки показаний индивидуального прибора учета, по состоянию на 22.10.2019 показания составили: день - 12 360, ночь - 12 110, прибор учета в рабочем состоянии, опломбирован.
Обществом осуществлен выход с целью замены прибора учета, при котором в акте проверки состояния учетной точки зафиксированы показания прибора учета "Меркурий-200" (заводской номер 00587022): день - 12 022, ночь - 12 243, а также установлен новый прибор учета электрической энергии "Меркурий 201,5" (заводской номер 38835544).
При этом в квитанции за ноябрь 2019 года Общество учло установленные в акте от 22.11.2019 показания прибора учета "Меркурий-200" (заводской номер 00587022): ночь - 12 243, произвело доначисление.
Однако по показаниям прибора учета "Меркурий-200" (заводской номер 00587022): день - 12022, Общество перерасчет не произвело.
Следовательно, с учетом положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 61 Правил N 354 Общество было обязано произвести перерасчет платы потребителю за электроснабжение по фактическому потреблению с учетом показаний индивидуального прибора учета электрической энергии.
Довод заявителя жалобы о невозможности перерасчета ввиду оплаты потребителем денежных средств за потребленную электрическую энергию в адрес ресурсоснабжающей организации (ПАО "ТНС энерго Нижний Новгород") был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен, поскольку смена исполнителя коммунальной услуги не влечет для собственников помещений многоквартирного дома изменение или прекращение обязанности исполнителя коммунальной услуги производить начисление размера платы в соответствии с установленными законодательством требованиями, а также производить необходимую корректировку.
Установив наличие у Инспекции оснований для выдачи Обществу предписания, приняв во внимание, что предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, выдано надлежащему лицу, направлено на устранение выявленных нарушений и является исполнимым, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.09.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2021 по делу N А43-5272/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иверское" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Иверское".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Иверское" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 22.03.2021 N 311.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обществом осуществлен выход с целью замены прибора учета, при котором в акте проверки состояния учетной точки зафиксированы показания прибора учета "Меркурий-200" (заводской номер 00587022): день - 12 022, ночь - 12 243, а также установлен новый прибор учета электрической энергии "Меркурий 201,5" (заводской номер 38835544).
При этом в квитанции за ноябрь 2019 года Общество учло установленные в акте от 22.11.2019 показания прибора учета "Меркурий-200" (заводской номер 00587022): ночь - 12 243, произвело доначисление.
Однако по показаниям прибора учета "Меркурий-200" (заводской номер 00587022): день - 12022, Общество перерасчет не произвело.
Следовательно, с учетом положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 61 Правил N 354 Общество было обязано произвести перерасчет платы потребителю за электроснабжение по фактическому потреблению с учетом показаний индивидуального прибора учета электрической энергии."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 июня 2021 г. N Ф01-265/21 по делу N А43-5272/2020