Нижний Новгород |
|
08 июня 2021 г. |
Дело N А29-15709/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.06.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" муниципального образования "Муниципальный район "Печора"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.11.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021
по делу N А29-15709/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ухтажилфонд"
(ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695)
к муниципальному унитарному предприятию "Горводоканал" муниципального
образования "Муниципальный район "Печора"
(ИНН: 1105018092, ОГРН: 1061105005840)
о взыскании долга и неустойки,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Консул"
(ИНН: 1105021539, ОГРН: 1111105000050),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ухтажилфонд" (после смены наименования - общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера"; далее - Региональный оператор, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному унитарному предприятию "Горводоканал" муниципального образования "Муниципальный район "Печора" (далее - Предприятие) о взыскании по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 18.09.2019 N 4001/РО-П/2019 долга в размере 60 502 рублей 37 копеек за июль - сентябрь 2019 года и 3946 рублей 25 копеек неустойки, начисленной с 13.08.2019 по 05.04.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Консул" (далее - ООО "Консул").
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.11.2020 иск удовлетворен частично: с Предприятия в пользу Регионального оператора взыскано 43 138 рублей 42 копейки задолженности и 2850 рублей 65 копеек неустойки. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Предприятие не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права. По его мнению, истец не доказал факт оказания ответчику услуг в спорном периоде. Направленный в адрес Регионального оператора протокол разногласий не был рассмотрен им. Порядок осуществления учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) сторонами не согласован, договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 18.09.2019 N 4001/РО-П/2019 считается незаключенным.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Региональный оператор в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, в соответствии с Соглашением от 22.06.2018, заключенным с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, истец является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Коми и осуществляет деятельность с 01.11.2018.
Предприятие направило в адрес истцу заявку от 25.10.2018 о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Региональный оператор направил ответчику договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 18.09.2019 N 4001/РО-П/2019, который Предприятие подписало с разногласиями относительно учета объема ТКО, предложив вести учет исходя из фактически оказанных услуг. Региональный оператор протокол разногласий не подписал.
В силу пункта 1 договора Региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель - оплачивать услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа.
Согласно пункту 2 договора объем, места накопления, периодичность вывоза, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним определяются по приложению к договору.
ТКО складируются в контейнерах, расположенных на контейнерной площадке на территории Предприятия (пункт 3 договора).
Под расчетным периодом принимается один календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, - 25 774 рубля 55 копеек ежемесячно (налог на добавленную стоимость 20 процентов). Общая сумма договора 154 647 рублей 30 копеек (пункт 5 договора).
В соответствии с пунктом 6 договора потребитель оплачивает услугу до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором она была оказана, на основании универсального передаточного документа.
Согласно пункту 20 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате данного договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки
В силу пункта 24 договор действует с момента его подписания по 31.12.2019 и распространяется на отношения с 01.07.2019.
В приложении N 1 к договору отражены три поименованных объекта накопления ТКО.
По утверждению истца, в июле - сентябре 2019 года он оказал ответчику услуги по обращению с ТКО, в подтверждение чего представил универсальные передаточные документы.
Неисполнение ответчиком денежных обязательств по оплате услуг, оказанных на условиях типового договора, послужило основанием для обращения Регионального оператора в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 13, 24.7, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Арбитражный суд Республики Коми, установив факт оказания истцом спорных услуг, а также нарушение ответчиком обязанности по их оплате, проверив расчет истца, взыскал с ответчика задолженность в сумме 43 138 рублей 42 копеек и 2850 рублей 65 копеек неустойки, удовлетворив иск в этой части.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором де-нежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
На основании пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I.1 настоящих Правил.
Согласно пункту 8 (11) Правил N 1156, потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо), в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Как указано в пункте 8 (15) Правил N 1156, в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) названных Правил.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что проект договора от 18.09.2019 N 4001/РО-П/2019 на оказание услуг по обращению с ТКО сторонами не заключен в связи с имеющимися неурегулированными разногласиями. Таким образом, учитывая приведенные нормы права, указанный договор считается заключенным на условиях типового договора.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 20.12.2018 N 70/42-Т утвержден единый тариф на спорную услугу с июля по октябрь 2019 года в размере 904,37 рубля за 1 м3.
Установив, что ответчик не представил доказательств наличия обстоятельств, исключающих обязанность по оплате оказанных услуг, проверив расчет стоимости оказанных услуг и неустойки, суды правомерно взыскали с ответчика в пользу истца 43 138 рублей 42 копейки задолженности за оказанные услуги в спорном периоде и 2850 рублей 65 копеек неустойки.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанные судами выводы, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя и в связи с предоставлением отсрочки по ее уплате подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.11.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 по делу N А29-15709/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" муниципального образования "Муниципальный район "Печора" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" муниципального образования "Муниципальный район "Печора" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано в пункте 8 (15) Правил N 1156, в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) названных Правил.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 июня 2021 г. N Ф01-2242/21 по делу N А29-15709/2019