Нижний Новгород |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А31-17459/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.06.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от истца: Филипповского А.В. (доверенность от 19.11.2020)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
общества с ограниченной ответственностью "ЭкоТехноМенеджмент"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 01.09.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020
по делу N А31-17459/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоТехноМенеджмент"
(ИНН: 7722169591, ОГРН: 1037739418199)
к администрации Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области (ИНН: 4414010755, ОГРН: 1054477630426)
о взыскании расходов и процентов за пользование чужими денежными средствами,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области
(ИНН: 4401188854, ОГРН: 1184401005172),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоТехноМенеджмент" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к администрации Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области (далее - Администрация) о взыскании 285 911 рублей 66 копеек расходов по ликвидации несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов, 3763 рублей 79 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.09.2019 по 02.12.2019, а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 03.12.2019 по день фактической оплаты долга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 01.09.2020 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили часть 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, вступившим в законную силу решением Костромского районного суда от 22.01.2020 N 2а-57/2020, установлены обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для настоящего дела. Общество указывает, что фактов переполнения контейнеров не установлено; выявленные свалки расположены за территорией, отведенной для контейнерных площадок; определение достаточного количества контейнеров с учетом потребностей населения на какой-либо территории не относится к зоне ответственности регионального оператора.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе, дополнении к ней и поддержаны представителем в судебном заседании.
Администрация и Департамент отзывы на кассационную жалобу не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв. Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определения Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.04.2021 и 27.04.2021).
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.06.2021 произведена замена судьи Бердникова О.Е. на судью Шутикову Т.В. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
После замены судьи рассмотрение кассационной жалобы начато с начала.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество является региональным оператором в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Костромской области по зоне деятельности от 22.06.2018 N 1.
По утверждению истца, в июне и августе 2019 года им выявлены факты несанкционированного размещения ТКО жителями Бакшеевского сельского поселения Костромского района Костромской области, о чем составлены акты осмотра контейнерных площадок с приложением фотофиксации (деревня Коряково, деревня Борщино, деревня Тереньево, деревня Заречье, хутор Филино, деревня Будихино (микрорайон Экоград), деревня Песочное, деревня Зарубино, деревня Клюшниково, деревня Бакшейка, деревня Уварово).
Общество направило главе Администрации письма с предложением самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО, меры по которым не были приняты.
Администрация просила Общество произвести вывоз крупногабаритного мусора в срочном порядке со стихийных свалок в деревне Коряково и деревне Каримово, указав на гарантию оплаты (письма от 19.06.2019 и 21.06.2019).
Общество ликвидировало свалки ТКО в объеме 490 кубических метров (стоимость данных работ согласно универсальным передаточным документам от 31.08.2019 N 16959, от 01.10.2019 N 16975 и 16974 составила 285 911 рублей 66 копеек) и направило Администрации проект договора на оказание услуг от 31.08.2019, универсальные передаточные документы и счета на оплату (письмо от 24.10.2019).
Администрация, сославшись на отсутствие стихийных свалок и переполнение установленных контейнеров ввиду некачественного оказания Обществом коммунальной услуги по вывозу ТКО, отказала в возмещении спорных расходов, в связи с чем Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 1, 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2, 4, 9, 10, 11, 13(1), 15, 16, 17, 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, пунктами 11, 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, Арбитражный суд Костромской области отказал в удовлетворении иска. Суд исходил из того, что ТКО складируется жителями непосредственно рядом с контейнерными площадками (то есть в местах, предназначенных для размещения ТКО), что свидетельствует, в том числе, об отсутствии необходимого количества контейнеров и бункеров, при этом действующим законодательством предусмотрено несение региональным оператором расходов на приобретение и содержание контейнеров, установленных на обслуживаемой территории.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно абзацу второму пункта 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (пункт 10 Правил N 1156).
При этом складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (пункт 11 Правил N 1156).
На основании пунктов 12, 13 Правил N 1156 вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
В пункте 16 Правил N 1156 предусмотрено, что в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 17 Правил N 1156 если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, Общество с 01.01.2019 является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Костромской области, к функциям которого относится сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования КГО, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
На основании исследования и оценки представленных в дело доказательств судами установлено, что в результате накопления отходов гражданами, проживающими в населенных пунктах, территории контейнерных площадок и прилегающие к ним территории захламлены крупногабаритным мусором.
Перечисленные истцом в актах осмотра площадки отражены в реестре мест (площадок) накопления ТКО муниципального образования Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, утвержденном постановлением Администрации от 26.02.2019 N 41 (с изменениями от 02.08.2019).
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что складирование ТКО осуществлялось потребителями в местах (площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание, что акты осмотра контейнерных площадок от 22.08.2019, 23.08.2019 с приложением соответствующих фототаблиц подтверждают нарушение потребителями положений, установленных абзацем вторым пункта 15 Правил N 1156, а не свидетельствуют о фиксации региональным оператором мест складирования ТКО, объем которых превышает 1 кубический метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей в силу пункта 16 Правил N 1156, суды пришли к выводу о том, что свалки отходов образованы в результате отсутствия организации специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов для жителей в данном районе и соответствующих бункеров.
Доказательства того, что региональный оператор выполнил сортировку отходов по видам (ТКО, КГО, иные отходы), осуществил замеры объемов отходов, не относящихся к ТКО (автомобильные шины, отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений и пр.) и вывез данные отходы в отдельном порядке, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суды не нашли правовых оснований для удовлетворения заявленного иска.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка Общества на вступившее в законную силу решение Костромского районного суда Костромской области от 22.01.2020 по делу N 2а-57/2020, не принимается во внимание, поскольку арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм; правовая оценка (квалификация) отношений, данная судом общей юрисдикции, не исключает возможности иной правовой оценки тех же отношений арбитражными судами.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 01.09.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 по делу N А31-17459/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоТехноМенеджмент" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "ЭкоТехноМенеджмент".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 17 Правил N 1156 если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
...
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что складирование ТКО осуществлялось потребителями в местах (площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание, что акты осмотра контейнерных площадок от 22.08.2019, 23.08.2019 с приложением соответствующих фототаблиц подтверждают нарушение потребителями положений, установленных абзацем вторым пункта 15 Правил N 1156, а не свидетельствуют о фиксации региональным оператором мест складирования ТКО, объем которых превышает 1 кубический метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей в силу пункта 16 Правил N 1156, суды пришли к выводу о том, что свалки отходов образованы в результате отсутствия организации специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов для жителей в данном районе и соответствующих бункеров."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 июня 2021 г. N Ф01-1055/21 по делу N А31-17459/2019